Судья Бусыгин Д.А. дело № 33а-1659/2019
учет № 019а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
22 февраля 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Фахрутдинова Р.Р.,
судей Мочаловой Ю.Р., Гафиятуллина Ш.Ш.,
при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Фахрутдинова Р.Р. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Р¤РРћ16 РЅР° решение Советского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 08 августа 2018 РіРѕРґР°, которым отказано РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Р¤РРћ17 Рє участковому уполномоченному отдела полиции в„–12 «Гвардейский» Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Казани Р¤РРћ18, Управлению РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Казани Рѕ признании действий РїРѕ доставлению незаконными.
Проверив материалы административного дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Казани РїРѕ доверенности Р¤РРћ19 Рё представителя территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Советского района Рі. Казани административный РёСЃРє РїРѕ доверенности Р¤РРћ20., возражавших удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Р¤РРћ21 (далее – административный истец) обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє участковому уполномоченному отдела полиции в„–12 «Гвардейский» Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Казани Р¤РРћ22 Управлению РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Казани Рѕ признании незаконными действия РїРѕ его доставлению РІ отдел полиции.
Р’ обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 18 марта 2018 РіРѕРґР° РѕРЅ находился РЅР° избирательном участке в„–351 Рі. Казани РІ качестве члена участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ правом совещательного голоса РЅР° выборах Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ кандидата Явлинского Рё РІ 13 час 10 РјРёРЅСѓС‚ был подвергнут доставлению РІ отдел полиции в„–12 «Гвардейский» Рі. Казани для составления протокола РѕР± административном правонарушении РїРѕ статье 5.69 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях. Доставление производилось РёР· помещения для голосования участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё в„–351 Рі. Казани, расположенной РїРѕ <адрес>, РІРѕ время осуществления РёРј СЃРІРѕРёС… полномочий. Доставление произвел административный ответчик – сотрудник полиции Р¤РРћ23., которым был составлен протокол Рѕ доставлении РѕС‚ 18 марта 2018 РіРѕРґР°.
РџРѕ мнению административного истца, действия сотрудника полиции Р¤РРћ24. являются незаконными, поскольку административный истец, являясь членом участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ правом совещательного голоса, РјРѕРі быть удален СЃ избирательного участка только РїРѕ решению СЃСѓРґР°, однако, никаких судебных решений Рѕ его удалении РЅРµ имелось. Между тем, процедура доставления РІ отдел полиции прервала его работу РЅР° избирательном участке Рё явилась фактическим удалением, что стало грубейшим нарушением его прав члена участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, поскольку РѕРЅ был лишен возможности присутствовать РІ помещении для голосования РїСЂРё проведении выборов Рё исполнять СЃРІРѕРё обязанности.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим, обратившись РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением, Р¤РРћ25 РїСЂРѕСЃРёР» признать незаконными действия участкового уполномоченного отдела полиции в„–12 «Гвардейский» РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Казани Р¤РРћ26. РїРѕ его доставлению РІ отдел полиции в„–12 «Гвардейский» РЈРњР’Р” Р Р¤ РїРѕ Рі. Казани.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика было привлечено Управление МВД России по г. Казани, а в качестве заинтересованных лиц – участковая избирательная комиссия №351 Советского района г. Казани и территориальная избирательная комиссия Советского района г. Казани.
Р’ заседании СЃСѓРґР° первой инстанции административный истец Рё его представитель РїРѕ устному ходатайству Р¤РРћ27 требования административного РёСЃРєР° поддержали.
Административный ответчик Р¤РРћ31., представитель административного соответчика Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Казани РїРѕ доверенности Р¤РРћ28 представитель участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё в„–451 Советского района Рі. Казани Рё территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Советского района Рі. Казани административный РёСЃРє РїРѕ доверенности Р¤РРћ29 СЃ административным исковым заявлением Р¤РРћ30 РЅРµ согласились, просили отказать РІ его удовлетворении.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
РЎ таким решением СЃСѓРґР° РЅРµ согласился Р¤РРћ32 которым подана
апелляционная жалоба. Р’ обоснование СЃРІРѕРёС… РґРѕРІРѕРґРѕРІ, апеллянт указывает, что СЃСѓРґ неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, допустил нарушение РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права. Р’ частности, РїРѕ мнению подателя апелляционной жалобы, СЃСѓРґ первой инстанции РЅРµ привлек Рє участию РІ деле Центральную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ, Рё допустил РІ качестве заинтересованного лица участковую Рё территориальную избирательные РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, право которых решением СЃСѓРґР° РЅРµ затрагиваются. РљСЂРѕРјРµ этого СЃСѓРґ РЅРµ применил Рє рассматриваемому административному СЃРїРѕСЂСѓ положения Федерального закона в„–67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», что, РїРѕ мнению Шакирова Р.Р., является безусловным основанием для отмены решения СЃСѓРґР° Рё принятия РЅРѕРІРѕРіРѕ решения РѕР± удовлетворении его требований.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В содержании статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приведены основаниями для отмены или изменения решения суда.
Между тем, судебной коллегией таких оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено.
Так, РёР· материалов административного дела следует, что 18 марта 2018 РіРѕРґР° РІ 13 часов 10 РјРёРЅСѓС‚, административный истец, являясь членом участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ правом совещательного голоса, находясь РЅР° избирательном участке в„–351 Советского района РіРѕСЂРѕРґР° Казани, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выборами президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, был подвергнут доставлению РІ отдел полиции в„–12 «Гвардейский» Рі. Казани. Доставление было осуществлено участковым уполномоченным отдела полиции в„–12 «Гвардейский» Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Казани Р¤РРћ33
Основанием для доставления Р¤РРћ34. РІ отдел полиции послужила необходимость составления протокола РѕР± административном правонарушении, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступившим заявлением председателя участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё в„–351 Р¤РРћ35 вмешательстве Р¤РРћ36 Рё РґСЂСѓРіРёС… лиц РІ осуществление избирательной комиссией полномочий, установленных законодательством Рѕ выборах.
18 марта 2018 РіРѕРґР° РІ 13 часов 50 РјРёРЅСѓС‚ инспектором отделения РїРѕ Советскому району РћРРђР— Управления РЎР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґР° Казани РІ отношении Р¤РРћ37 составлен протокол РѕР± административном правонарушении РїРѕ статье 5.69 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
Р’ дальнейшем, постановлением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„–9 РїРѕ Советскому судебному району Рі.Казани РѕС‚20 марта 2018 РіРѕРґР° Р¤РРћ38 признан виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.69 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Рё ему назначено наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере <данные изъяты>
Решением судьи Советского районного суда г.Казани от9 июля 2018 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Отказывая РІ удовлетворении заявленных требований, СЃСѓРґ первой инстанции РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что доставление Р¤РРћ39 РІ отдел полиции осуществлено компетентным должностным лицом РІ пределах представленных ему законом полномочий, основанных РЅР° невозможности установления личности Р¤РРћ40 РЅР° месте Рё необходимости составления протокола РѕР± административном правонарушении.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном определении обстоятельств дела и точном применении норм материального права.
Так, в силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах Президента Российской Федерации, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, в том числе прав и обязанностей членов участковой избирательной комиссии регулируется положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Согласно части 12 статьи 64 Федерального закона РѕС‚ 12 РёСЋРЅСЏ 2002 РіРѕРґР° N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рё части 15 статьи 69 Федерального закона РѕС‚ 10 января 2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» член участковой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё немедленно может быть отстранен РѕС‚ участия РІ ее работе, если РѕРЅРё нарушают законодательство Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ выборах Рё референдумах. Решение РѕР± отстранении члена участковой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ участия РІ работе данной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё принимается СЃСѓРґРѕРј РїРѕ месту нахождения участковой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. Рсполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.
В соответствии с частью 1 статьи 27.2 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, осуществляется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 января 2012 года N 149-О-О «По жалобам граждан Гудимова Александра Валерьевича и Шуршева Александра Олеговича на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 1070 и статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации», лицо может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьями 5.38 и 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и (или) административного задержания в исключительных случаях, если без применения указанных мер невозможно выявление совершенного административного правонарушения, установление личности нарушителя, правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение принятого по его результатам постановления.
По смыслу указанного положения, доставление - это административно-правовая принудительная мера, состоящая в кратковременном ограничении свободы передвижения лица и перемещении его с места совершения административного правонарушения в уполномоченный орган.
Основной целью данной обеспечительной меры является составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте, поскольку своевременное и правильное составление протокола об административном правонарушении позволяет установить и закрепить сведения об обстоятельствах, на основании которых компетентный орган или должностное лицо принимает решение о наличии или отсутствии события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, и иных юридических фактов, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Указывая на необходимость составления протокола о каждом административном правонарушении (кроме случаев наложения штрафа или оформления предупреждения на месте совершения правонарушения), Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не связывает осуществление этих действий с обязательным применением рассматриваемой меры, а потому правонарушение не всегда сопровождается доставлением нарушителя в уполномоченный орган. Так, при наличии возможности установления личности нарушителя, наличии необходимых документов, подходящей обстановки на месте совершения правонарушения (включая погоду) протокол об административном правонарушении составляется на месте его совершения без применения доставления.
Соответственно, такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как доставление, - в контексте содержащихся в законе предписаний об условиях, целях и основаниях ее применения в конкретных обстоятельствах уполномоченными должностными лицами - не может быть произвольной, не учитывающей соразмерность объема ограничений прав лица с действительной необходимостью, диктуемой обстоятельствами дела, а также возможность практического достижения цели, ради которой избирается данная мера, с соблюдением разумных пределов продолжительности ее применения в отношении максимального объема прав, которые могут быть при этом ограничены.
Отступление от указанных критериев, в полной мере распространяющихся на процессуальный порядок реализации института административного доставления как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, создавало бы предпосылки для неправомерного ограничения права на свободу как в контексте статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так и статьи 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
РР· СЃРѕРІРѕРєСѓРїРЅРѕРіРѕ толкования приведенных выше требований закона Рё руководящих разъяснений Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что применение РІ отношении члена участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, РїСЂРё осуществлении РёРј СЃРІРѕРёС… служебных обязанностей такой обеспечительной меры как доставление РІ отдел полиции, может быть осуществлено только РІ исключительных случаях, связанных СЃ невозможностью установления личности нарушителя, составления протокола РѕР± административном правонарушении, правильного Рё своевременного рассмотрения дела РѕР± административном правонарушении Рё исполнение принятого РїРѕ его результатам постановления
Приведенные выше требования закона и правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела были учтены должным образом, что повлекло принятие законного решения.
Так, как указывает административный ответчик - участковый уполномоченный отдела полиции в„–12 «Гвардейский» Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Казани Р¤РРћ41., необходимость РІ доставлении Р¤РРћ42 РІ отдел полиции связана СЃ невозможностью установлении его личности Рё составлении протокола РѕР± административном правонарушении РЅР° месте.
РР· материалов административного дела следует, что председатель участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё в„–351 Р¤РРћ43 обратилась РІ полицию СЃ заявлением Рѕ том, что Р¤РРћ44 препятствует РІ работу участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, мешает выборному процессу, Рё избирателям.
РџСЂРё проведении РїРѕ данному заявлению проверки, участковым уполномоченным отдела полиции в„–12 «Гвардейский» Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Казани Р¤РРћ45, РІ соответствии СЃ положениями Федерального закона РѕС‚ 07 февраля 2011 РіРѕРґР° N 3-ФЗ «О полиции» Сѓ Р¤РРћ46 были затребованы документы удостоверяющие личность. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ отказом выполнить требования сотрудника полиции, Рё РІРІРёРґСѓ невозможности установить его личность иным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј, Р¤РРћ47 был доставлен РІ отдел полиции.
Нахождение Р¤РРћ48., как следует РёР· материалов административного дела, было незначительным, Рё Рє нарушению его прав как члена участковой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅРµ повлияло.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с приведенными выше требованиям закона, административными ответчиками представлены объективные доказательства законности оспариваемых административным истцом действий.
Таким образом, СЃ учетом приведенных выше фактов Рё обстоятельств, Сѓ участкового уполномоченного отдела полиции в„–12 «Гвардейский» Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Казани Р¤РРћ49 РІ том числе СЃ учетом характера административного правонарушения, имелась правовая необходимость РІ доставлении Р¤РРћ50. РІ отдел полиции Рё данные действия РЅРµ могли быть признаны незаконными.
Судом первой инстанции данные нормы материального закона и обстоятельства административного дела учтены в полной мере, принятое им решение соответствует требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Советского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 08 августа 2018 РіРѕРґР° РїРѕ данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р¤РРћ51 без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё