Судья Дайнеко К.Б. Дело№33-3208/2023
25RS0010-01-2018-005476-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 апреля 2023года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе председательствующего судьи Симоновой Н.П. при ведении протокола помощником судьи Интыкбаевой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу АО «Находкинский морской торговый порт» на определение Находскинского городского суда Приморского края от 12.01.2023 об отсрочке исполнения решения суда
установил:
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 31.01.2019 удовлетворены исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю к АО «Находкинский морской торговый порт», АО «Дальмормонтаж», ООО «Геомар» о возложении обязанности: на ответчиков возложена обязанность в срок до 01.11.2019 установить единую санитарно-защитную зону для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 23.04.2019 решение Находкинского городского суда Приморского края от 31.01.2019 оставлено без изменения, апелляционные жалобы представителей АО «НМТП», АО «Дальмормонтаж», ООО «Геомар» - без удовлетворения.
Определением Находкинского городского суда Приморского края от 14.10.2019 ответчикам предоставлена отсрочка исполнения решения Находкинского городского суда Приморского края от 31.01.2019 до 07.05.2020.
Определением Находкинского городского суда Приморского края от 15.06.2020 ответчикам предоставлена отсрочка исполнения решения Находкинского городского суда Приморского края от 31.01.2019 до 19.10.2021.
Определениями Находкинского городского суда Приморского края от 14.10.2021 ответчикам АО «Находкинский морской торговый порт» и АО «Дальмормонтаж» предоставлена отсрочка исполнения решения Находкинского городского суда Приморского края от 31.01.2019 по указанному делу, на срок до 16.01.2023.
Определением Находкинского городского суда Приморского края от 20.10.2021 ответчику ООО «Геомар» предоставлена отсрочка исполнения решения Находкинского городского суда Приморского края от 31.01.2019 по указанному делу, на срок до 16.01.2023.
АО «Находкинский морской торговый порт» обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Находкинского городского суда Приморского края от 31.01.2019 до 01.04.2024, в обосновании заявленных требований указав, что с целью исполнения указанного решения суда ответчиками проведен комплекс различных мероприятий: осуществлены меры по разработке необходимой проектной документации, заключен договор № с Международным экологическим фондом «Чистые моря» на оказание комплекса услуг по разработке проекта единой санитарно-защитной зоны для группы промышленных предприятий, представлены материалы для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, получены экспертные заключения ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» о соответствии разработанного проекта единой санитарно - защитной зоны Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», СанПиН 2.1.36.84-21, СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В рамках исполнения своих обязательств ответчиками были получены экспертные заключения ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта единой санитарно-защитной зоны №.20 от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ установлено соответствие проекта единой санитарно-защитной зоны для группы предприятий санитарным правилам и нормам. В результате действий истца идет задержка в оформлении разрешительной документации и к проекту предъявляются повторные и новые замечания. Фонд «Чистые моря» сможет приступить к работам по этапу № 4 договора № от ДД.ММ.ГГГГ только после получения санитарно-эпидемиологического заключения (этап №3) и результатов исследований (измерений) на границе устанавливаемой санитарно-защитной зоны, в соответствии с согласованным в составе проекта единой СЗЗ план-графиком. После получения экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» о соответствии проекта единой СЗЗ для группы предприятий санитарно-эпидемиологическом нормам и правилам, предприятиям-заказчикам необходимо организовать исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром предприятий, в соответствии с согласованным в составе проекта единой СЗЗ Планом-графиком. В соответствие п. 4.5 СанПиН № для предприятий I и II класса опасности необходимо проведение лабораторных наблюдений, удовлетворяющих следующим требованиям: «не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке». Исследования атмосферного воздуха должны выполняться посезонно, то есть равномерно распределены в течение года: весна, лето, осень, зима, с учетом направления и силы ветра в контрольных точках. Фонд «Чистые моря» сможет приступить к работам по этапу № 4 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ только после получения результатов исследований (измерений) атмосферного воздуха. В настоящее время АО «Находкинский МТП» не имеет возможности исполнить решение суда, поскольку, согласно письму Международного экологического фонда «Чистые моря» № от ДД.ММ.ГГГГ, срок установления единой санитарно - защитной зоны с учетом норм законодательства определен датой 01.04.2024 Просит предоставить отсрочку исполнения решения Находкинского городского суда от 31.01.2019 года по гражданскому делу №2-419/19 до 01.04.2024 года.
Определением Находкинского городского суда Приморского края от 12.01.2023 в удовлетворении заявление АО «Находкинский морской торговый порт» о предоставлении отсрочки до 01.04.2024 отказано.
С указанным определением не согласилось АО «Находкинский морской торговый порт», в частной жалобе просит определение Находкинского городского суда Приморского края от 12.01.2023 отменить, ссылаясь на то, что суд при вынесении решения не учел то обстоятельство, что на момент вынесения определения Находкинского городского суда от 12.01.2023 проверка проекта единой санитарно - защитной зоны проходил государственную процедуру в Роспотребнадзоре; также за период проведения работ по проектированию изменилось законодательство по установлению единой санитарно - защитной зоны, в связи с тем проект необходимо было переделать; Контрагентом (Международным экологическим фондом «Чистые моря») в декабря 2022 подано заявление о проведении повторной экспертизы проекта в Роспотребнадзоре, заявитель никак не может повлиять на прохождение процедур, осуществляемых государственными органами в установленные законом сроки.
В соответствии с ч.3 и ч.4 ст.333 ГПК РФ настоящие частная жалоба назначена к рассмотрению в суде апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле и рассмотрена судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив материалы дела и доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого определения, предусмотренных ст.330 ГПК РФ не имеется.
Отказывая в предоставлении отсрочки суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 13, 56 ГПК РФ, ст. 434 ГК РФ, принимая во внимание, что Определениями Нахаодскинского городского суда от 14.10.22019, от 15.06.2020, от 14.10.2021 ответчиками неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения суда, учитывая длительность периода, в течение которого исполняется судебный акт, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда от 31.01.2019.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом соглашается в силу следующего.
Согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Как разъяснено в п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст.37 Закона об исполнительном производстве, ст.434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст.324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 N 104-О срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка исполнения судебного решения, не должен быть слишком длительным, иначе снижается эффективность судебного решения. Возможная отсрочка или же рассрочка исполнения решения суда также должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
По смыслу закона, суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения или затрудняющих его исполнение, то есть отсрочка или рассрочка исполнения решения суда могут применяться при наличии серьезных обстоятельств, которые препятствуют или затрудняют исполнение решения суда.
Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержат перечень оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов согласно ч.ч.1,2 ст.6 ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Таким образом, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом ст.ст.15, 17, 19, 55 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости.
Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника и предоставлением отсрочки не нарушались гарантированные права лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Вместе с этим согласно ст.11 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Таким образом, принимая во внимание, что решением Находкинского городского суда Приморского края от 31.01.2019 на АО «Находкинский морской торговый порт», ООО «Геомар», АО «Дальмормонтаж» возложена обязанность установить единую санитарно-защитную зону для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) в срок до 01.11.2019, необходимость и достаточность этого срока устанавливалась при принятии решения суда, решение суда вступило в законную силу 23.04.2019 и до настоящего времени не исполнено, учитывая, что ответчикам неоднократно предоставлялись отсрочки исполнения решения суммарной продолжительностью почти на три года, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отсрочка исполнения решения суда на столь длительный срок до 01.04.2024, т.е. еще дополнительно более года, не отвечают указанным критериям, не является разумной, так как выявленное нарушение может привести к прямому нарушению требований природоохранного законодательства, причинению вреда окружающей среде, что не обеспечивает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации, нарушает права и законные интересы взыскателя и противоречит принципу обязательности и исполнимости судебного постановления. Предоставление такой отсрочки будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
Руководствуясь ст.333, 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Находкинского городского суда Приморского края от 12.01.2023 оставить без изменения, частную жалобу АО «Находкинский морской торговый порт» – без удовлетворения.
Председательствующий