Решение по делу № 2-4451/2017 ~ М-5157/2017 от 05.09.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Тюмень                                   25 октября 2017 года

Калининский районный суд города Тюмени в составе:

председательствующего судьи Кузминчука Ю.И.,

при секретаре Шумской С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4451/2017                 по иску Блажиной Светланы Владимировны к Администрации Тюменского муниципального района о возложении обязанности по выделению                          из бюджета денежных средств для приобретения жилого помещения                      и предоставления жилого помещения,

установил:

    Блажина С.В. обратилась в суд с иском к Администрации Тюменского муниципального района о возложении обязанности по выделению                          из бюджета денежных средств для приобретения жилого помещения                      и предоставления жилого помещения. Требования мотивированы тем, что решением Тюменского районного суда Тюменской области от 23 марта            2009 года на Администрацию Переваловского муниципального образования Тюменского района Тюменской области была возложена обязанность                    по предоставлению истице, как малоимущей, жилого помещения по договору социального найма, однако до настоящего времени указанное судебное постановление не исполнено, поскольку у Переваловского муниципального образования Тюменского района Тюменской области отсутствует необходимое жилое помещение для предоставления его Блажиной С.В., при этом Переваловское муниципальное образование Тюменского района Тюменской области в силу ст. 1 Закона Тюменской области № 124                       от 26.12.2014 не вправе приобретать жилые помещения или их строить. Учитывая изложенное, а также то, что Блажина С.В. до настоящего времени состоит на учете, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, при этом номер ее очереди – 1, истица просит обязать Администрацию Тюменского муниципального района выделить из бюджета Тюменского муниципального района денежные средства для приобретения жилого помещения на территории Переваловского муниципального образования Тюменского района Тюменской области и предоставления его ей,               Блажиной С.В., на условиях договора социального найма.

    В судебное заседание истица Блажина С.В. не явилась, о времени            и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращалась, доказательств уважительности причин неявки не представила.

        Представитель ответчика Администрации Тюменского муниципального района Межецкая Ю.М. в судебном заседании иск                   не признает по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

        Представитель третьего лица Администрации Переваловского муниципального образования Тюменского района Тюменской области                     в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращался, доказательств уважительности причин неявки не представил.

        Выслушав представителя ответчика, исследовав имеющиеся                            в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об отказе                         в удовлетворении иска Блажиной С.В.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Тюменского районного суда Тюменской области от 23 марта            2009 года на Администрацию Переваловского муниципального образования Тюменского района Тюменской области была возложена обязанность                    по предоставлению истице Блажиной С.В., как малоимущей, жилого помещения по договору социального найма (л.д. 6).

Материалы дела свидетельствуют о том, что указанное решение               до настоящего времени не исполнено, поскольку Блажина С.В. не обеспечена Администрацией Переваловского муниципального образования Тюменского района Тюменской области жилым помещением по договору социального найма, при этом, согласно ответам УФССП России по Тюменской области            и и.о. главы Администрации Переваловского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, невозможность исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от 23 марта            2009 года обусловлена отсутствием в Переваловском муниципальном образовании Тюменского района Тюменской области жилья для предоставления его Блажиной С.В. (л.д. 15, 16).

Судом установлено, что Блажина С.В. обращалась в Тюменский районный суд Тюменской области с заявлением об изменении способа             и порядка исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от 23 марта 2009 года путем выплаты ей Администрацией Переваловского муниципального образования Тюменского района Тюменской области денежной суммы в размере 1 315 083 руб., однако в этом ей судом на основании определения от 29.03.2017 было отказано.

На основании решения Тюменского областного суда от 30 мая                 2017 года с Администрации Переваловского муниципального образования Тюменского района в пользу Блажиной С.В. была взыскана компенсация               в сумме 45 000 руб. за нарушение права на исполнение решения Тюменского районного суда Тюменской области от 23 марта 2009 года в разумный срок (л.д. 7-14).

В обоснование заявленных требований истица ссылается на то, что                 у Администрации Переваловского муниципального образования Тюменского района Тюменской области отсутствует необходимое жилое помещение для предоставления его ей, Блажиной С.В., по договору социального найма, при этом истица полагает, что она вправе требовать возложения                                     на Администрацию Тюменского муниципального района обязанности                           по выделению из бюджета Тюменского муниципального района денежных средств для приобретения для нее данного помещения и передаче                            ей по договору социального найма.

    Вместе с тем, суд считает, что Блажина С.В. не вправе заявлять указанные требования, при этом ею избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

    В силу ч. 9 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

    Согласно п. 9 ч. 1 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения                     и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статьей 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 63 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Субвенции на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Российской Федерации предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях их распределения между местными бюджетами                          на указанные цели в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 65 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из местных бюджетов               в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетам городских и сельских поселений, внутригородских районов могут быть предоставлены субвенции из бюджета муниципального района, городского округа с внутригородским делением в соответствии                                  с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетам городских и сельских поселений, внутригородских районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, городского округа с внутригородским делением             в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетам муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты                  из бюджетов городских и сельских поселений, внутригородских районов                    в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Порядок регулирования межбюджетных отношений между органами местного самоуправления муниципального образования Тюменский муниципальный район, органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Тюменского муниципального района, и органами государственной власти Тюменской области по вопросам межбюджетных отношений регулируется решением Думы Тюменского муниципального района от 28.03.2008 № 504 «Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в Тюменском муниципальном районе».

    Согласно ст. 3 данного Положения, межбюджетные трансферты предоставляются в следующих формах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации: 1) дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, перечисляемые из бюджета муниципального района в бюджеты поселений в соответствии со статьей 5 указанного Положения; 2) субсидии, перечисляемые из бюджета муниципального района в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов                   в соответствии со статьей 6 данного Положения; 3) иные межбюджетные трансферты в соответствии со статьей 7 Положения.

    В силу ст. 5 Положения о межбюджетных отношениях в Тюменском муниципальном районе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предоставляются поселениям в целях выравнивания бюджетной обеспеченности поселений по осуществлению             их полномочий по решению вопросов местного значения. Образование районного фонда финансовой поддержки поселений и распределение дотации из него осуществляется в соответствии с методикой, установленной Законом Тюменской области «О межбюджетных отношениях в Тюменской области». Источники формирования фонда финансовой поддержки поселений: собственные доходы бюджета муниципального района; субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений                          в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством. Объем районного фонда финансовой поддержки поселений и распределение дотации из него между поселениями утверждается решением о бюджете муниципального района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Статьей 7 Положения о межбюджетных отношениях в Тюменском муниципальном районе предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района в бюджеты поселений предоставляются: 1) на выравнивание бюджетной обеспеченности расходных обязательств поселений для обеспечения сбалансированности бюджетов поселений; 2) на решение вопросов местного значения, носящих разовый характер и возникших в ходе исполнения полномочий органами местного самоуправления поселений; 3) на осуществление части полномочий                       по решению вопросов местного значения муниципального района при                    их передаче на уровень поселений в соответствии с заключенными соглашениями. Иные межбюджетные трансферты бюджету поселения                      в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 7 указанного Положения, предоставляются для финансового обеспечения необходимых расходных обязательств поселения при недостатке доходов местных бюджетов, сложившемся в ходе исполнения бюджетов в текущем финансовом году. Иные межбюджетные трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности расходных обязательств поселений предоставляются бюджетам поселений в соответствии со сводной бюджетной росписью. Объем и распределение иных межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности расходных обязательств поселений утверждаются решением Думы Тюменского муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Иные межбюджетные трансферты бюджету поселения в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 7 данного Положения, предоставляются в целях финансирования приоритетных социально значимых вопросов, непредвиденных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций, а также для решения иных вопросов местного значения поселений в связи                                       с недостаточным объемом собственных финансовых средств. Для рассмотрения вопроса о предоставлении иных межбюджетных трансфертов глава администрации поселения направляет главе администрации Тюменского муниципального района мотивированное обращение                                 о выделении финансовых средств с приложением подтверждающих документов, а именно утвержденных расчетов и обоснований, доказывающих сумму необходимых расходов. Глава района рассматривает мотивированное обращение главы администрации поселения: после получения заключения               о целесообразности и необходимости осуществления данных расходов,                   а также правильности и достоверности предоставленных расчетов                         от структурных подразделений администрации Тюменского муниципального района, курирующих сферу планируемого направления средств; после получения заключения от финансово-экономического управления администрации Тюменского муниципального района о возможности выделения средств из бюджета муниципального района (наличии источников финансирования). При принятии положительного решения о выделении средств бюджету поселения и при соблюдении всех условий, предусмотренных статьей 4 указанного Положения, Глава района выносит вопрос о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на Думу Тюменского муниципального района. Решение о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджету поселения оформляется решением Думы Тюменского муниципального района о внесении изменений в бюджет на текущий финансовый год. Основанием для направления средств является распоряжение Главы района на финансирование конкретных мероприятий или объектов, в соответствии с решением Думы Тюменского муниципального района о внесении изменений в бюджет муниципального района на текущий финансовый год, а также соглашение о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджету поселения, заключаемое между администрацией муниципального района и администрацией поселения                     в случае выделения средств, имеющих целевую направленность.

Из толкования положений ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также норм права, изложенных в Положении о межбюджетных отношениях в Тюменском муниципальном районе, следует, что гражданин не является участником бюджетных правоотношений, в том числе                         по передаче из одного местного бюджета в другой местный бюджет денежных средств (трансфертов) для реализации каких-либо социальных задач местного значения, в связи с чем он также не вправе требовать выделения денежных средств из бюджета муниципального района                            и передачи данных средств в бюджет сельского поселения для реализации своих социальных целей, включая приобретение для него жилого помещения за счет средств местного бюджета.

    Действующим законодательством не предусмотрено указанного способа защиты права для гражданина, тогда как защита права осуществляется лишь теми способами, которые предусмотрены законом.

    Суд считает, что с требованием о выделении из бюджета Тюменского муниципального района денежных средств с направлением их в бюджет Переваловского муниципального образования Тюменского района Тюменской области в целях последующего приобретения для Блажиной С.В. жилого помещения вправе обращаться лишь Администрация Переваловского муниципального образования Тюменского района в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации               и Положением о межбюджетных отношениях в Тюменском муниципальном районе, при этом рассмотрение такого вопроса также должно производиться в указанном порядке либо в порядке арбитражного судопроизводства при наличии спора между Администрацией Переваловского муниципального образования Тюменского района и Администрацией Тюменского муниципального района.

Кроме того, судом установлено, что Администрация Тюменского муниципального района не являлась стороной спорных правоотношений, возникших между Блажиной С.В. и Администрацией Переваловского муниципального образования Тюменского района по поводу предоставления истице жилого помещения, при этом на ответчика не была возложена решением Тюменского районного суда Тюменской области от 23 марта             2009 года обязанность по предоставлению для Блажиной С.В. жилого помещения.

Заявленные истицей Блажиной С.В. в иске требования                                    к Администрации Тюменского муниципального района фактически сводятся к изменению способа исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от 23 марта 2009 года, однако данный вопрос решается не в порядке искового производства, а в порядке производства, предусмотренного ст. 203 ГПК РФ в рамках ранее рассмотренного Тюменским районным судом Тюменской области гражданского дела по иску Блажиной С.В. к Администрации Переваловского муниципального образования Тюменского района.

    Более того, суд считает, что удовлетворение предъявленных истицей Блажиной С.В. к Администрации Тюменского муниципального района                        требований о возложении обязанности по выделению из бюджета Тюменского муниципального района денежных средств для приобретения жилого помещения и предоставления его истице приведет к освобождению Администрации Переваловского муниципального образования Тюменского района от обязанности по исполнению решения Тюменского районного суда Тюменской области от 23 марта 2009 года и фактически к возложению               на Администрацию Тюменского муниципального района обязанностей, возложенных указанным судебным постановлением на третье лицо                        по настоящему делу, что противоречит положениям ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, согласно которой вступившие в законную силу судебные постановления,                а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы                             и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций                      и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

    То обстоятельство, что Администрация Переваловского муниципального образования Тюменского района не может исполнить решение Тюменского районного суда Тюменской области от 23 марта               2009 года, не является достаточным основанием для возложения на иное лицо, а именно на Администрацию Тюменского муниципального района, обязанности по обеспечению Блажиной С.В. за счет средств другого бюджета, нежели бюджет Переваловского муниципального образования Тюменского района, жилым помещением по договору социального найма.

Отсутствуют законные основания и для возложения                                       на Администрацию Тюменского муниципального района обязанности                     по предоставлению Блажиной С.В. жилого помещения, так как Администрация Тюменского муниципального района не является участником спорных правоотношений по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма, возникших между истицей                  и Администрацией Переваловского муниципального образования Тюменского района, разрешенных решением Тюменского районного суда Тюменской области от 23 марта 2009 года.

Кроме того, как следует из предоставленных представителем ответчика Межецкой Ю.М. документов, приобщенных к материалам дела – копии письма Администрации Тюменского муниципального района от 11.09.2017                       № 08724/14, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, копии распоряжения Правительства Тюменской области от 27.09.2017 № 1109-рп с приложением, копии распоряжения Администрации Тюменского муниципального района от 10.10.2017 № 1308 ро, денежные средства в целях приобретения для Блажиной С.В. жилого помещения выделены из бюджета Тюменской области.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Блажиной С.В. полностью.

На основании изложенного, руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о межбюджетных отношениях в Тюменском муниципальном районе, утвержденным решением Думы Тюменского муниципального района от 28.03.2008 № 504, ст.ст. 2, 3, 12, 13, 55, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении иска Блажиной Светланы Владимировны              к Администрации Тюменского муниципального района о возложении обязанности по выделению из бюджета денежных средств для приобретения жилого помещения и предоставления жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Калининский районный суд города Тюмени.

Мотивированное решение составлено в совещательной комнате.

Председательствующий судья                      Ю.И. Кузминчук

2-4451/2017 ~ М-5157/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Блажина Светлана Владимировна
Ответчики
Администрация Тюменского муниципального района
Другие
Администрация Переваловского МО Тюменского района
Суд
Калининский районный суд г. Тюмени
Судья
Кузминчук Юрий Игоревич
05.09.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2017[И] Передача материалов судье
08.09.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2017[И] Подготовка дела (собеседование)
29.09.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2017[И] Судебное заседание
25.10.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2018[И] Дело оформлено
23.03.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее