дело № 2а-2305/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 08 февраля 2019 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Басинской Е.В.
при секретаре Соколовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Суспициной Тамары Васильевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
Суспицина Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в котором просит признать незаконными действия административного ответчика, выразившееся в предоставлении Пресновой Е.В. земельного участка с кадастровым номером У, расположенного о адресу: Красноярский край, западнее земельного участка с кадастровым номером У.
Исковые требования мотивировала следующим. В 2017г. заявитель обратилась в администрацию с целью оформить участок в собственность в установленном порядке, то есть через выкуп на аукционе, из полученных ответов следует, что участок не может быть предоставлен, поскольку земельный участок находится вне границ муниципального образования г.Красноярск, земельный участок расположен в трех территориальных зонах: зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в зоне городской рекреации (Р-3) и в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). Жители Х неоднократно обращались в администрацию с заявлении об оформлении земельных участков, предоставленных жильцам как работникам Дома Отдыха Красноярск №1 в 1966 году. Участки использовались жильцами более 50 лет, на участки проведен свет. Оплата производилась через бухгалтерию Дома Отдыха Красноярск №1. На заявления давался ответ – участки под горой, это зона рекреации. В сентябре 2018г. стало известно, что участок, в предоставлении которого заявителю было отказано, предоставлен под ИЖС Пресновой Е.В., кадастровый У, для этого была изменена категория земель: участок Р-3 и ИТ стал участком «Земли поселений». Факт предоставления земельного участка без обеспечения возможности участия неопределенного круга лиц в получении данного земельного участка нарушает права заявителя. Перевод любой территории, относящейся к категории населенных пунктов, а также внесение из других категорий земель в данную категорию, допускается только после изменения границ рассматриваемого населенного пункта. Администрация нарушила действующее законодательство. Отказав заявителю в выкупе участка, но тут же оформив данный участок как ИЖС без проведения процедуры, установленной для смены перевода земельного участка из одной категории в другую нарушило федеральный закон.
В судебном заседании административный истец Суспицина Т.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что пользуется земельным участком 50 лет, разрешение на пользование данным участком было ей дано устно бывшим директором Дома отдыха Красноярск №1, какие-либо документы, подтверждающие её право на указанный участок, ей не выдавались. В 2008 году пыталась провести электричество к земельному участку, однако получила отказ, поскольку не является собственником земли. До 2018 года узаконить свои права на данный земельный участок она не пыталась.
Представитель административного истца Суспициной Т.В. – Воробьев А.А. (по доверенности, с предъявлением диплома) исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще и своевременно, представитель административного ответчика Аксаментов Д.М. (по доверенности, с предъявлением диплома) представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении иска, указав следующее. Решением Октябрьского районного суда г.Красноярска от 23.07.2018г. признано незаконным решение ДМИЗО об отказе в предоставлении земельного участка о т17.01.2018г. №П-22183, на департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Пресновой Е.В. в соответствии с установленной законом на момент подачи указанного заявления процедурой. В соответствии с распоряжением администрации г.Красноярска от 21.09.2018г. №4387-недв утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью У.м., расположенного западнее земельного участка с кадастровым номером У. 09.10.2018г. указанный земельный участок внесен в реестр государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером У. В соответствии с информацией ИСОГД указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (индивидуальная жилая застройка). В соответствии с заявлением многодетной матери Пресновой Е.В. от 12.10.2018г. распоряжением администрации г.Красноярска от 07.11.2018г. №5136-недв земельный участок с кадастровым номером У предоставлен в собственность бесплатно Пресновой Е.В..
Заинтересованное лицо Преснова Е.В. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, при этом указала, что административный истец не имеет каких-либо прав на предоставленный Пресновой Е.В. земельный участок, пользовалась данным участком, являвшимся ранее муниципальной собственностью, самовольно, Суспицина Т.В. отказ в предоставлении ей земельного участка не оспаривала, в настоящее время срок на оспаривания отказа в предоставлении земельного участка истек. Довод административного истца о том, что поскольку испрашиваемый Суспициной Т.В. земельный участок находился в трех разных зонах, следовательно и Пресновой Е.В. надлежало отказать в удовлетворении требований, считает безосновательным, поскольку предоставленный Пресновой Е.В. земельный участок находится в зоне Ж-1, тогда как испрашиваемый Суспициной Т.В. земельный участок действительно мог располагаться в трех зонах, что видно из плана.
Поскольку участие представителя административного ответчика не признано судом обязательным, административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще и своевременно, об отложении рассмотрения дела не заявлял, доказательств уважительности причины своей неявки не предоставил, при этом представил письменный отзыв в обоснование своей позиции по делу, суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, в отсутствие представителя административного ответчика.
Суд, выслушав объяснения истца и его представителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По правилам части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными подлежат удовлетворению полностью или в части, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В ином случае суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ст.14 ч.2 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 26.01.2017) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" действующей на момент обращения заинтересованного лица с заявлением, многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.
Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края.
Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Как следует из материалов дела, 12.10.2018г. Преснова Е.В. обратилась в ДМИЗО администрации г.Красноярска с заявлением о предоставлении ей, как многодетной матери, земельного участка, расположенного по адресу: г.Красноярск, Октябрьский район, западнее земельного участка с к/н У, площадью У.м., кадастровый номер земельного участка У, для индивидуального жилищного строительства (л.д.30-31). Решением Октябрьского районного суда г.Красноярска от 23.07.2018г. решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска №П-22183 от 17.01.2018г. признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Пресновой Е.В. от 19.12.2017г. в соответствии с установленной законом на момент подачи указанного заявления процедурой (л.д.88-89). При этом данным решение установлен факт того, что Преснова Е.В. относится к категории многодетных граждан и, следовательно, имеет право на получение земельного участка в соответствии Законом Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
Распоряжением администрации г.Красноярска №4397-недв от 21.09.2018г. утверждена схема КТП из земель населенных пунктов площадью У0кв.м., расположенного по адресу: г.Красноярск, Октябрьский район, западнее земельного участка с кадастровым номером У, находящегося в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) для индивидуального жилищного строительства (л.д.24-27).
Согласно сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) земельный участок с кадастровым номером У, расположенный по адресу: г.Красноярск, Октябрьский район, западнее земельного участка с кадастровым номером У находится в пределах территориальной зоны Ж-1, при этом, как видно из плана, граничит с зонами Р-3 и ИТ не пересекая их (л.д.28-29).
Распоряжением администрации г.Красноярска №5136-недв от 07.11.2018г. Пресновой Е.В., как многодетной матери, предоставлен в собственности бесплатно земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером У общей площадью У0кв.м., расположенный по адресу: г.Красноярск, Октябрьский район, западнее земельного участка с кадастровым номером У, находящийся в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) для индивидуального жилищного строительства (л.д.32-33).
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Пресновой Е.В., что подтверждается выпиской из ЕГПР от 21.11.2018г. (л.д.34-36).
Довод административного истца о том, что административным ответчиком произведен перевод земель из одной категории в другую, не подтверждается материалами дела, опровергается распечаткой с публичной кадастровой карты (л.д.15), сведениями из ИСОГД (л.д.28-29), представленными в материалы настоящего дела, а также имевшимися ранее, до предоставления Пресновой Е.В. земельного участка и представленными в материалы административного дела по административному исковому заявлению Пресновой Е.В. к ДМИЗО администрации г.Красноярска о признании отказа незаконным, возложении обязанности (дело Уа-2953/2018) распечаткой с публичной карты (л.д.80, 84),схемой из ИСОГД (л.д.85)
Суспицина Т.В. 27.07.2018г. обратилась в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска для предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, на данное обращение, зарегистрированное за №С-11606, Суспициной Т.В. был дан отказ, мотивированный тем, что истребуемый земельный участок расположен в трех территориальных зонах: зоне городской рекреации (Р-3), зоне территории объектов автомобильного транспорта (ИТ) – на которых не предусмотрено размещение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, и в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Кроме того ширина испрашиваемого земельного участка составляет менее 22 метров, что не соответствует установленным предельным размерам земельных участков в территориальной зоне Ж-1, в ходе визуального обследования испрашиваемого участка в требуемых границах, согласно прилагаемой схеме, установлено, что на участке расположены хозяйственные постройки (л.д.6-7, 59-61).
Административным истцом и его представителем не оспаривалось, что отказы в предоставлении земельного участка в установленном законом порядке не оспаривались. Предметом рассмотрения данного административного дела законность данных ответов административного ответчика также не является, поскольку как следует из анализа не только просительной части административного иска, но и его мотивировочной части, административный истец выражает несогласие именно с предоставлением Пресновой Е.В. земельного участка, а не несогласие с отказом в предоставлении земельного участка.
В материалы дела стороной административного истца представлены ответы ДМИЗО администрации г.Красноярска №Ко6830 от 30.05.2018г. на обращение Толстихиной Т.Г., Суспициной С.А., Юрченко О.В., Щербининой В.М. о возможности предоставления в аренду земельного участка по Х для использования в целях размещения построек, теплиц (лд.54-56), №Т-5940 от 15.05.2018г. о возможности оформления земельного участка по Х для использования в целях размещения построек, теплиц (л.д.57-58), однако данные ответы на обращения не имеют отношения к рассматриваемому делу, поскольку административный истец не являлась по ним заявителем.
Сведений о том, что на спорном земельном участке находятся какие-либо объекты недвижимого имущества, зарегистрированные на праве собственности, ином вещном праве за административным истцом суду не предоставлено. Доказательств регистрации прав на имеющиеся за земельном участке строения, которые видны на представленных истцом фотографиях (л.д.49-52), а также о том, что данные строения являются капитальными и не являются самовольными, суду не предоставлено.
Таким образом, поскольку до настоящего времени административному истцу не произведено предоставление на каком-либо праве земельного участка, совпадающего или находящегося в пересечении границ с предоставленным Пресновой Е.В. земельным участком, право собственности либо иные вещные права на земельный участок у административного истца не установлено, суду каких-либо документов, подтверждающих, что административный истец пользуется земельным участком и размещает на нем строения на законном основании не предоставлено, следовательно у суда отсутствуют основания для выводов о том, что какие-либо права административного истца были нарушены действиями административного ответчика при предоставлении земельного участка Пресновой Е.В..
Поскольку в соответствии с правилами части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может принять решение об удовлетворении заявленных исковых требований только при установлении одновременно несоответствия действий (бездействий) соответствующим нормативным актам, а также нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, при этом в ходе рассмотрения дела факт того, что действия административного ответчика нарушают какие-либо права, свободы, либо законные интересы административного истца не нашел своего подтверждения, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Суспициной Тамары Васильевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании действий незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.В. Басинская