Дело №
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 апреля 2018 года пгт Кумены
Куменский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Ю.Н. Бушуева,
при секретаре С.В. Стяжкиной,
с участием ст.помощника прокурора Куменского района О.В. Шиляева,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Куменского района, действующего в интересах Хлебниковой Апполинарии Дмитриевны, к министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг,
установил:
Прокурор Куменского района Кировской области, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов А.Д. Хлебниковой к министерству финансов Кировской области о взыскании в пользу А.Д. Хлебниковой, расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 53245,30 руб.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что А.Д. Хлебникова проживает по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года она была принята на работу на должность заведующей <данные изъяты> районной больницы, которая ранее, до ДД.ММ.ГГГГ, являлась муниципальным учреждением здравоохранения; с ДД.ММ.ГГГГ ЦРБ действует в форме <адрес> государственного бюджетного учреждения здравоохранения (КОГБУЗ) «<данные изъяты>», где истица работает постоянно до настоящего времени в должности фельдшера отделения скорой помощи.
До ДД.ММ.ГГГГ А.Д. Хлебникова пользовалась правом на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением, а с ДД.ММ.ГГГГ законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.
Вместе с тем п. 2 ст. 153 Федерального Закона РФ от 22.08.2004 №122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004.
Те же гарантии предусмотрены положениями п. «ж» ч. 1 ст. 72, ст. 55 Конституции РФ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ понесенные А.Д. Хлебниковой расходы (с учетом уточненных исковых требований) составили 61615,72 руб., в том числе: за электроснабжение- 6157,21 руб., за теплоснабжение – 55458,51 руб. Частичная компенсация коммунальных платежей за счет средств областного бюджета, полученная истцом за тот же период времени, составила 7536 руб. Таким образом, не возмещенная сумма расходов составляет 54079,72 руб., которая подлежит возмещению в вышеуказанном порядке.
Истец А.Д. Хлебникова в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Прокурор О.В. Шиляев доводы уточненного искового заявления поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – министерства финансов Кировской области по доверенности Э.И. Зейналова в суд представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие и возражения по заявленным исковым требованиям, из которых следует, что установленные Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета, субъектом РФ «Кировская область» перед истцом выполнены в полном объеме.
Право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 в соответствии с требованиями п. п. 1, 2 ст. 153 Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005, то есть одновременно работали и проживали в сельской местности и пользовались льготами. Ранее действующим законодательством указанной категории граждан социальные выплаты в денежной форме за наем жилого помещения, теплоснабжение, электроснабжение не предоставлялись. Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО установлена система мер социальной поддержки этих лиц, которая не носит компенсационного характера в отношении ранее предоставляемых льгот, и в нем отсутствует какое-либо указание на компенсацию ранее действующих льгот.
Полагает, что факт пользования истцом льготами по оплате жилья и коммунальных услуг до 01.01.2005 не подтвержден допустимыми доказательствами.
Кроме того ответчик считает, что поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных актах, то данные льготы должны предоставляться медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности или поселках городского типа, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005, за счет средств федерального бюджета.
В связи с несоответствием представленных подтверждающих документов и суммой исковых требований просит проверить расчет исковых требований. В удовлетворении исковых требований, заявленных к министерству финансов Кировской области, просит отказать.
Третье лицо КОГБУЗ «Центр медицинской реабилитации», надлежаще извещенное о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явилось.
Суд, с согласия прокурора, вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица.
Заслушав прокурора О.В. Шиляева, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) предусматривалось право, в том числе работников со средним медицинским образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Одновременно данная статья дополнена частью пятой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящиеся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (п. 50 ст. 35 Федерального Закона от 22.08.2004 №122-ФЗ).
При этом п. 2 ст. 153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004;
при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
О том же неоднократно было указано в решениях Конституционного суда Российской Федерации, согласно которых Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Меры социальной поддержки медицинских работников государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения в Кировской области установлены Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов…», в соответствии с которым с 01.01.2005 медицинским работникам областных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется <данные изъяты>;
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Бюджет субъекта РФ и федеральный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ, в связи с чем, обязанность по обеспечению льготами законодательно перенесена на нижестоящие уровни публичной власти. Обеспечение социальных прав, которые ранее, до ДД.ММ.ГГГГ включительно, были предоставлены медицинским работникам, и продолжающим после указанной даты до настоящего времени работать в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и проживать в сельской местности или поселках городского типа, не должны ставиться в зависимость от наличия и достаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ.
Таким образом, не сохранение органами государственной власти субъекта РФ «<адрес>» такого права в полном объеме за указанной категорией граждан, пользовавшимися данными мерами социальной поддержки до ДД.ММ.ГГГГ включительно, повлекло существенное нарушение прав истца А.Д. Хлебниковой на получение бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением.
Следовательно, обязанность возместить медицинскому работнику государственного областного учреждения здравоохранения, находящегося в ведении субъекта РФ «<адрес>», работающему и проживающему в сельской местности, понесённых расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, лежит на ответчике - министерстве финансов <адрес> за период, заявленный истцом, т.е. с 01.01.2017 по 31.12.2017 включительно, поскольку в течение данного периода времени учреждение здравоохранения, где работала А.Д. Хлебникова, находилось в ведении субъекта РФ «<адрес>».
Из материалов дела следует, что А.Д. Хлебникова зарегистрирована и проживает в поселке городского типа- <адрес>, по адресу: <адрес>.
В 1975 году Хлебникова окончила <данные изъяты> медицинское училище <адрес> по специальности фельдшер. С ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу, на должность заведующей Барановским медпунктом <адрес>ной больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала участковой медсестрой в Областной больнице № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала фельдшером отделения скорой помощи амбулатории <адрес> в КОГБУЗ «Куменская ЦРБ», которая до ДД.ММ.ГГГГ являлась муниципальным учреждением здравоохранения, а с указанной даты, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, является областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения, находящимся в ведении субъекта РФ «<адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности фельдшера скорой медицинской помощи в филиале подстанции № пгт. Нижнеивкино, являющемся структурным подразделением КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи <адрес>», находящимся в ведении субъекта РФ «<адрес>».
Из выписок из лицевых счетов, платежных документов видно, что истцом фактически за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведена оплата коммунальных услуг, в том числе по теплоснабжению и электроснабжению занимаемого ею жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, соответственно за электроснабжение в размере 6157,21 руб. (532,32+547,56+417,69+498,42+519,48+491,40+487,89 +506,44+532,41+502,11+584,43+537,06), за теплоснабжение в размере 55458,51 руб. (4358,23+3804,04+3804,04+3804,04+3804,04+3804,04 +3953,95+7786,62+4561,34+3953,83+5449,72). Общая сумма указанных платежей составила 61615,72 руб.
Из справки КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Куменском районе» видно, что в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО истец получает частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. Общая сумма данной компенсации, полученная истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составила 7536 руб.
Меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в рассматриваемый период по иным льготным основаниям, либо субсидии по оплате жилья и коммунальным услугам А.Д. Хлебниковой не предоставлялись.
То, что Хлебникова по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имела право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, пользовалась данной мерой социальной поддержки посредством оплаты больницей коммунальных услуг, подтверждается сметой расходов на 2004 год Областной больницы № <адрес>, которой предусмотрены, в том числе расходы по оплате льгот по коммунальным услугам медработникам.
Принимая во внимание, что истцом независимо от ее воли, в связи с длительностью периода времени, истекшего с момента пользования ею правом на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением до времени разрешения заявленного спора, утрачены все иные возможности предоставления других доказательств, помимо представленных суду по обстоятельствам заявленного спора относительно фактического пользования указанным правом, суд приходит к выводу о достаточности и достоверности представленных доказательств для разрешения заявленных исковых требований, которые в полной мере опровергают возражения ответчика о недоказанности факта пользования Хлебниковой льготами по оплате коммунальных услуг до ДД.ММ.ГГГГ.
Сохранение прежнего уровня социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере медицинским работникам с ДД.ММ.ГГГГ предполагается при условии продолжения работы в медицинском учреждении в сельской местности. При прекращении трудовых отношений в связи с увольнением или в связи с выходом на пенсию и при последующем поступлении на работу, порядок предоставления после ДД.ММ.ГГГГ жилищно-коммунальных льгот определяется нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
Из представленных в материалах дела документов следует, что А.Д. Хлебникова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала участковой медсестрой в Областной больнице № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала фельдшером отделения скорой помощи амбулатории <адрес> в КОГБУЗ «Куменская ЦРБ», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности фельдшера скорой медицинской помощи в филиале подстанции № пгт Нижнеивкино, подразделением КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи <адрес>», ее трудовой стаж не прерывался. Таким образом, А.Д. Хлебникова, хотя и является получателем пенсии по старости, но беспрерывно продолжает работать в учреждении здравоохранения в сельской местности.
Суд установил, что А.Д. Хлебникова, являясь медицинским работником областного учреждения здравоохранения, проживающим и работающим в пгт <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с действующим на тот период времени законодательством, пользовалась правом на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением, а с ДД.ММ.ГГГГ получает лишь частичную компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг.
Разница между фактическими расходами по оплате коммунальных услуг и компенсацией за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно составила 54079,72 руб., и в соответствии с приведенным в решении суда законодательством, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца за счет казны субъекта РФ «<адрес>».
Доводы представителя ответчика о том, что льготы должны предоставляться за счет средств федерального бюджета, суд считает несостоятельными, так как учреждение здравоохранения, где работает истица, является областным государственным бюджетным учреждением, следовательно взыскание затрат должно производиться с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны субъекта РФ «<адрес>».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора <адрес>, действующего в интересах Хлебниковой Апполинарии Дмитриевны, к министерству финансов <адрес> о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг, удовлетворить.
Взыскать с министерства финансов <адрес> за счет средств казны субъекта РФ «<адрес>» в пользу Хлебниковой Апполинарии Дмитриевны в возмещение фактически понесенных расходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по оплате жилого помещения с отоплением и освещением 54079,72 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения с подачей жалобы через Куменский районный суд.
Судья - Ю.Н. Бушуев