№ 2а-2693/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 марта 2018 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего Горпинич Н.Н.,
при секретаре Медведевой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Азановой Н.С. к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Азанова Н.С. обратилась в суд с административным иском к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о признании бездействия незаконным. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Азанова Н.С. приобрела гараж, площадью 36,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № у <данные изъяты>, что подтверждается договором купли-продажи объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на гараж зарегистрировано <данные изъяты>» в 2009 году на основании договора о присоединении от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ. Продавцу <данные изъяты>» земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположен гараж, был предоставлен в аренду на длительный срок. Право аренды на земельный участок <данные изъяты> зарегистрировано в Управлении Росреестра на основании договора аренды, заключенного между <данные изъяты>» и администрацией г. Уяра Красноярского края. В целях оформления права собственности на земельный участок, занятый под гаражом, и доступа до объекта недвижимости с земель общего пользования с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Азанова Н.С. обратилась в Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. В оформлении права собственности ей было отказано в связи с наличием права постоянного (бессрочного) пользования КГБУ «ЦЗН Уярского района» на основании Постановления администрации Уярского района Красноярского края от 21.03.2011 № 153-П «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование КГБУ «ЦЗН Уярского района» части земельного участка, находящегося в государственной собственности». Постановление администрации Уярского района Красноярского края от 21.03.2011 № 153-П отменено Постановлением № 811-П от 27.10.2017 «Об утрате силы постановления от 21.03.2011 № 153-П». Постановление о постоянном (бессрочном) пользовании отменено, но запись в Единый государственный реестр прав об отсутствии права не внесена. Постановление № 811-П вступает в действие со дня подписания, то есть 27.10.2011 года. Наличие записи о праве постоянного (бессрочного) пользования препятствует осуществлению прав и реализации законных интересов Азановой Н.С. как собственника объекта недвижимости. Административный истец просит суд обязать Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края внести сведения (запись) в Единый государственный реестр недвижимости об отсутствии права постоянного (бессрочного) пользования КГБУ «Центр занятости населения Уярского района» на земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>.
Административный истец Азанова Н.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, о причинах неявки суд не уведомила, об отложении слушания дела не просила.
Представитель административного ответчика Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил. Представил суду письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что на основании постановления администрации Уярского района Красноярского края от 21.03.2011 № 153-П КГКУ «Центр занятости населения Уярского района» на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок с кадастровым номером №. Право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на данный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. Спорный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером №. На основании п. 2 ст. 11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки. Соответственно, право постоянного (бессрочного) пользования учреждения возникло на спорный земельный участок в силу закона. Право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. Согласно пункту 3.21.1 Положения об агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 02.09.2008 № 70-п, в компетенцию агентства входит принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной собственности края. В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» орган государственной власти в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено в добровольном порядке путем подачи землевладельцем заявления об отказе от права с приложением документов, предусмотренных ст. 53 ЗК РФ в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на предоставление земельных участков. Учреждение с соответствующим заявлением в агентство не обращалось. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в пп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ, в силу п. 3 ст. 45 ЗК РФ осуществляется на основании решения об изъятии земельного участка. Правовые основания для принятия агентством решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на спорный земельный участок, а также для внесения сведений в ЕГРН об отсутствии права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на участок отсутствуют. Решение администрации Уярского района Красноярского края от 27.10.2017 № 811-П «Об утрате силы постановления от 21.03.2011 № 153-П» не является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования учреждения. Учитывая изложенное, Агентство полагает, что исковые требования Азановой Н.С. удовлетворению не подлежат.
Представитель заинтересованного лица КГКУ «Центр занятости населения Уярского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ Азановой Н.С. на праве собственности принадлежит гараж, площадью 36,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности истца на гараж зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Уярского района Красноярского края от 21.03.2011 № 153-П Краевому государственному бюджетному учреждению «Центр занятости населения Уярского района» в постоянное (бессрочное) пользование из земель населенных пунктов для размещения нежилого помещения № представлена часть земельного участка, площадью 220 кв.м., от земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 060 кв.м., с местоположением установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес>.
Право постоянного бессрочного пользования КГКУ «ЦЗН Уярского района» земельным участком с кадастровым номером №, площадью 2 060 кв.м., с местоположением установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.
22.08.2016 года Азанова Н.С. обратилась в Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования КГБУ «ЦЗН Уярского района» земельным участком с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес>.
08.09.2016 года Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края отказало Азановой Н.С. в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, мотивируя тем, что земельный участок с кадастровым номером № предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования КГКУ «ЦЗН Уярского района».
Постановлением администрации Уярского района Красноярского края № 811-П от 27.10.2017 года постановлено считать утратившим силу Постановление администрации Уярского района от 21.03.2011 года № 153-П «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование Краевому государственному бюджетному учреждению «Центр занятости населения <адрес>» земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Ссылаясь на наличие Постановления администрации Уярского района Красноярского края № 811-П от 27.10.2017 года, административный истец просит возложить на Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края обязанность внести сведения (запись) в Единый государственный реестр недвижимости об отсутствии права постоянного (бессрочного) пользования КГБУ «Центр занятости населения Уярского района» на земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>.
Между тем, судом установлено, что спорный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии с п. 2 ст. 11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки.
Соответственно, право постоянного (бессрочного) пользования учреждения возникло на спорный земельный участок в силу закона. Право постоянного (бессрочного) пользования КГБУ «Центр занятости населения Уярского района» на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Согласно пункту 3.21.1 Положения об агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 02.09.2008 № 70-п, в компетенцию агентства входит принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной собственности края.
В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» орган государственной власти в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
В силу п. 2 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:
1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при: использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом.
2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;
Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 3 ст. 45 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 54 ЗК РФ принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации) (п. 2 ст. 54 ЗК РФ).
Из материалов дела усматривается, что КГКУ «Центр занятости населения Уярского района» с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком в Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края не обращалось.
Решение администрации Уярского района Красноярского края от 27.10.2017 № 811-П «Об утрате силы постановления от 21.03.2011 № 153-П», с учетом приведенных выше норм материального права, не может являться основанием для внесения сведений (записи) в Единый государственный реестр недвижимости об отсутствии права постоянного (бессрочного) пользования КГКУ «Центр занятости населения Уярского района» на земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии у КГКУ «Центр занятости населения Уярского района» земельного участка отсутствует.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик действовал в рамках предоставленной ему законом компетенции, в соответствии нормативными правовыми актами, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административным истцом не доказан факт нарушения его прав, свобод и законных интересов действиями (бездействием) административного ответчика, а так же не приведено правовых оснований для возложения испрашиваемой обязанности на административного ответчика.
Учитывая изложенное, оснований для возложения на административного ответчика обязанности по внесению сведений (записи) в Единый государственный реестр недвижимости об отсутствии права постоянного (бессрочного) пользования КГКУ «Центр занятости населения Уярского района» на земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, суд не усматривает и полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Азановой Н.С. к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о признании бездействия незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: Н.Н. Горпинич
Копия верна.
Судья: Н.Н. Горпинич