Решение от 16.01.2018 по делу № 2а-301/2018 от 22.09.2017

Административное дело №2а-301/18

публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2018 года                            г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,

при секретаре Шергиной В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике к Попову И.А. о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился истец с иском к ответчику о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов. В обоснование заявленных требований указано, что Попов И.А. с <дата>. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с Законом №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд» в этот период являлся плательщиком страховых взносов. Поповым И.А. не исполнена обязанность по оплате страховых взносов, в связи с чем, на имеющуюся задолженность начислены пени. В связи с неоплатой сумм задолженности в добровольном порядке в адрес ответчика <дата> направлено требование , данное требование ответчиком не исполнено. В связи с вступлением в законную силу <дата> Федерального закона №243-ФЗ от 03.07.2016г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия УПФ РФ в г.Ижевске УР по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в т.ч. по проведению контрольных мероприятий, применению мер государственного принуждения переданы налоговым органам.

Просит взыскать с ответчика в пользу истца пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере <данные скрыты>, в т.ч.: за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, исходя из стоимости страхового года на выплату накопительной пенсии за периоды до <дата>. – <данные скрыты>, за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размер в бюджет ФФОМС за периоды до <дата>. - <данные скрыты>, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до <дата>. – <данные скрыты>, за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии – <данные скрыты>, за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной пенсии – <данные скрыты>

Настоящее административное дело подлежит рассмотрению судом в порядке главы 32 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее – КАС РФ) – производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства, которые не оспариваются сторонами и не вызывают сомнений у суда.

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования установлены Законом №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее также – Закон №167-ФЗ).

Кроме того, отношения в связи с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом №212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее также – Закон №212-ФЗ, утратил силу <дата>, действовал на момент спорных правоотношений).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Закона №212-ФЗ к плательщикам страховых взносов относятся страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, если законом не предусмотрено иное.

П.1 ст.6 Закона №167-ФЗ относит к числу страхователей по обязательному пенсионному страхованию лиц, производящих выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой.

Ст.11 Федерального Закона №326-ФЗ от 29.11.2010г. к страхователям по обязательному медицинскому страхованию отнесены индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие.

Судом установлено, что Попов И.А. был поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>., прекратил предпринимательскую деятельность с <дата>., что следует из выписки из ЕГРИП.

В связи с чем, Попов И.А., будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с Законом №167-ФЗ, является плательщиком страховых взносов.

Абз.2 п.2 ст.14 Закона №167-ФЗ на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

В соответствии с п.1 ст.14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом из стоимости страхового года. При этом в силу ч.2 ст.13 Закона №212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.

Согласно ч.2 ст.12 Закона №212-ФЗ размер тарифов страховых взносов составляет: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов, Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Фонд социального страхования Российской Федерации - 1,8 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента.

В силу п.8 ст.16 Закона №212-ФЗ физические лица, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, обязаны уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Статьей 25 Закона №212-ФЗ установлено, что в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Поскольку обязанность по оплате страховых взносов плательщиком своевременно не была исполнена, на сумму недоимки начислены пени, размер которых составляет: за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, исходя из стоимости страхового года на выплату накопительной пенсии за периоды до <дата>. – <данные скрыты>, за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размер в бюджет ФФОМС за периоды до <дата>. - <данные скрыты>, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до <дата>. – <данные скрыты>, за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии – <данные скрыты>, за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной пенсии – <данные скрыты>

Согласно ст.22 Закона №212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В связи с тем, что обязанность по уплате страховых взносов Поповым И.А. не была своевременно исполнена, в адрес ответчика заказной почтой направлено требование об уплате указанных выше сумм задолженности от <дата>., данное требование ответчиком не исполнено.

В связи с вступлением в законную силу 01.01.2017 года Федерального Закона от 03.07.2016г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – ФЗ №243-ФЗ), а также Федеральный Закон от 03.07.2016г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – ФЗ №250-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (п.2 ст.4 ФЗ №243-ФЗ).

Неисполнение обязанности по уплате пени за несвоевременную уплату страховых взносов явилось основанием для обращения Инспекции в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Определением суда от <дата> распределено бремя доказывания, на административного ответчика в случае несогласия с иском возложена обязанность представить доказательства отсутствия задолженности по пени, в случае несогласия с размером пени, подлежащих уплате, - представить свой расчет.

Доказательств, подтверждающих оплату пени за несвоевременную уплату страховых взносов, административный ответчик суду не представил, в связи с чем суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности по уплате пени являются обоснованными.

Весте с тем, срок для обращения в суд с административным иском о взыскании задолженности административным истцом пропущен.

Как указано выше, в соответствии с п.2 ст.4 ФЗ №243-ФЗ, взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым Кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного Фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ.

Согласно п.3 ст.46 Налогового Кодекса РФ в случае непринятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика в банках, налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Аналогичное положение установлено ч. 2 ст. 21 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Как усматривается из материалов дела, исходя из положений ч.2 ст.286 КАС РФ, ч. 2 ст. 21 Федерального закона №212-ФЗ, поскольку срок исполнения требования от <дата>. об уплате страховых взносов, пени установлен до <дата>., настоящее административное исковое заявление подлежало подаче в суд в срок до <дата>.

Настоящее административное исковое заявление поступило в суд <дата>. (в соответствии со штампом входящей корреспонденции приемной суда), т.е. за пределами установленного вышеуказанными нормами срока.

В суд от представителя административного истца вместе с иском поступило письменное ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления, исходя из которого следует, что в связи с реализацией передачи полномочий от органов Пенсионного Фонда РФ к налоговым органам, сведения о задолженности для взыскания в судебном порядке были получены Инспекцией лишь <дата>. (согласно сопроводительному письму УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР исх.), просит признать указанную причину пропуска срока обращения в суд уважительной, восстановить срок подачи иска о взыскании с ответчика задолженности.

Рассматривая данное ходатайство, суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку доказательств уважительности причин пропуска срока истец суду не представил, длительность пропуска срока – более 2-х месяцев, белее того, заявление в суд могло быть подано органом Пенсионного Фонда с последующей заменой взыскателя на налоговый орган, в связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства представителя истца о восстановлении пропущенного срока подачи иска о взыскании задолженности по пени.

В силу п.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Суд также принимает во внимание, что законом установлены специальные сроки обращения в суд, которые существенно сокращены по сравнению с общими с учетом характера спорных публично-правовых правоотношений.

В соответствии с ч. 5 ст. 180, ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289. ч. 1 ст. 290 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований истца к ответчику о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов, в связи с пропуском срока обращения в суд.

Поскольку истец при подаче иска от уплаты госпошлины освобожден, судебное решение состоялось в пользу ответчика, судебные расходы относятся на счет федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №9 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░, ░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░:                                 ░.░.░░░░░░░░░

2а-301/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МРИ ФНС №9 по УР
Ответчики
Попов Илья Александрович
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Дергачева Наталья Валерьевна
Дело на сайте суда
pervomayskiy.udm.sudrf.ru
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Подготовка дела (собеседование)
02.05.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
02.05.2020Опр. о рассмотрении дела в общем порядке
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее