РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 августа 2017 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Гришиной Л.Ю.,
при секретаре Бугровой О.С.,
с участием представителя истца по доверенности ст. помощника Киреевского межрайонного прокурора Щербаковой С.А.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Приупское Киреевского района Тульской области по доверенности Кошелевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-888/17 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о понуждении к организации уличного освещения,
у с т а н о в и л:
Киреевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о понуждении к организации уличного освещения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Приупское Киреевского района законодательства о местном самоуправлении в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. При проверке установлено, что администрацией муниципального образования Приупское Киреевского района не исполняются надлежащим образом полномочия по решению вопросов местного значения в части организации в поселке Головлинский Киреевского района уличного освещения на протяжении всех улиц.
По мнению истца, данные нарушения являются недопустимыми, поскольку отсутствие уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, в том числе нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную условия проживания и жизнедеятельности, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств, создает социальную напряженность в муниципальном образовании.
В силу вышеизложенного, просил обязать администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района организовать уличное освещение на протяжении всех улиц поселка Головлинский Киреевского района.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник Киреевского межрайонного прокурора Щербакова Щ.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Приупское Киреевского района по доверенности Кошелева Л.В. не возражала относительно заявленных требований.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статей 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно статьи 1 Федерального Закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.
На основании части 1 статьи 34, части 1 статьи 37 Закона местная администрация составляет структуру органов местного самоуправления и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п.п. 1,3,4,19 ч.1 статьи 14 Закона к вопросам местного значения поселения относятся утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электроснабжения населения, организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В силу ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:
- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
- осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами; -
- установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
- в случае и порядке, федеральными законами, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношении;
- иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
Судом установлено, что муниципальное образование Приупское Киреевского района наделено статусом сельских поселений Законом Тульской области от 15.03.2005 г. № 559-ЗТО «О переименовании муниципального образования «Киреевский район» Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Киреевского района Тульской области» (ст. 1 Устава муниципального образования Приупское Киреевского района).
Статьей 1 Устава муниципального образования Приупское Киреевского района установлено, что центром муниципального образования является поселок Приупский Киреевского района.
Исходя из положений п. 9 ч. 1 статьи 7 Устава муниципального образования Приупское Киреевского района к вопросам местного значения муниципального образования относится организация благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Следовательно, орган местного самоуправления, в данном случае, администрация муниципального образования Приупское Киреевского района обязана обеспечивать организацию благоустройства территории поселения, включая освещение улиц.
Из материалов дела следует, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Приупское Киреевского района законодательства о местном самоуправлении в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
При проверке установлено, что в поселке Головлинский Киреевского района на протяжении всех улиц отсутствует уличное освещение. Длительный период времени администрацией муниципального образования Приупское Киреевского района не предприняты действенные меры по обеспечению освещения населенных пунктов, чем значительно ухудшились условия жизнедеятельности населения.
Для его организации необходимо проведение работ по восстановлению сети уличного освещения.
23.11.2016 г. Киреевским межрайонным прокурором на имя главы администрации муниципального образования Приупское Киреевского района внесено представление об устранении выявленных нарушений. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.
Указанные обстоятельства также подтверждаются письмом главы администрации мо Приупское Киреевского района Шевченко Ю.Н. от 16.05.2017 г.
№ 488 о том, что в бюджет мо Приупское Киреевского района на 2017 г. заложены 110, 0 тыс. руб. на приобретение и установку светильников уличного освещения и ЗИП. Закуплены необходимые компоненты для восстановления уличного освещения в пос. Головлинский, составлен дефектный акт, ведется работа по составлению сметной документации для установления светильников уличного освещения, в Центр обслуживания потребителей г. Тула сформирована заявка для получения технических условий для установки прибора учета в районе ул. К.Маркса в пос. Головлинский, справкой о результатах проверки исполнения администрацией муниципального образования Приупское Киреевского района законодательства о местном самоуправлении в части осуществления полномочий по вопросам местного значения от 26.06.2017 г.
Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования Приупское Киреевского района не исполняет возложенные на нее законами обязанности.
Таким образом, суд считает требования Киреевского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района Тульской области о понуждении к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о понуждении к организации уличного освещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района организовать уличное освещение на протяжении всех улиц поселка Головлинский Киреевского района.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий