Дело № 2-1642/2023
34RS0005-01-2023-001915-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 05 сентября 2023 г.
Краснооктябрьский районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи Данковцевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Собиной А.В.,
с участием:
истца Попова С.Г., его представителя - Нагибина А.В.,
представителя ответчика ОСФР по Волгоградской области по доверенности – Кулюткиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Сергея Геннадьевича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости и возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее – ОСФР по Волгоградской области) об оспаривании решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости и возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указал, что решением ОСФР по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) - 21.
Полагая, что при обращении в пенсионный орган у него имелся необходимый страховой стаж и величина ИПК, истец, уточнив первоначально заявленные исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд признать незаконным решение ОСФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ОСФР по Волгоградской области включить период прохождения службы в армии в расчет ИПК – 7.2 и назначить ему страховую пенсию по старости со дня возникновения права.
Истец Попов С.Г., его представитель - Нагибин А.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика ОСФР по Волгоградской области по доверенности – Кулюткина К.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 12 апреля 2023 г. Попов С.Г. обратился в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Попову С.Г. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Согласно указанному решению Попов С.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в возрасте <данные изъяты> имеет продолжительность страхового стажа – <данные изъяты>, величину индивидуального пенсионного коэффициента – <данные изъяты>.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также – Закон о трудовых пенсиях).
С 01 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 03 октября 2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии».
С учетом изменений, внесенных в статью 8 Закона о страховых пенсиях, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону от 03 октября 2018г.).
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19- 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством.
По совокупности вышеуказанных норм закона, а также установленных обстоятельств по делу, право на страховую пенсию по старости для мужчин, родившихся в 1960 г., возникает в возрасте 61 лет 6 месяцев при соблюдении требований к продолжительности страхового стажа не менее 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21, установленных в 2021 г.
Согласно статье 35 Закона о страховых пенсиях с 01 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о страховых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены в статье 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
В силу пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно оспариваемому решению ОСФР по Волгоградской области в общий стаж Попову С.Г. засчитаны следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ9 г. по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
Из представленных материалов дела следует, что Попов С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте <данные изъяты> имеет страховой стаж <данные изъяты> и величину индивидуального пенсионного коэффициента <данные изъяты>.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о страховых пенсиях индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Закона о страховых пенсиях).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 10 статьи 15 Закона о страховых пенсиях).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Закона о трудовых пенсиях размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
Расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента был произведен Попову С.Г. в соответствии с положениями пункта 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях, как по наиболее выгодному варианту, с учетом включения периода прохождения службы по призыву в стаж в двойном размере в соответствии со статьей 94 Закона № 340-1.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются наряду с периодами работы период военной службы по призыву в двойном размере. Стажевый коэффициент для мужчин, имеющих общий трудовой стаж 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Согласно представленному в материалы дела ОСФР по Волгоградской области подробному расчету индивидуального пенсионного коэффициента по пункту 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях ИПК составил 15,723 (ИПКс (индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01 января 2015 г.) – 14,463 + ИПКн (индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 01 января 2015 г.) – 1,260).
Суд полагает данный расчет соответствующим требованиям пенсионного законодательства и арифметически верным.
Поскольку на момент достижения истцом пенсионного возраста величина индивидуального пенсионного коэффициента менее предусмотренной статьей 35 Закона о страховых пенсиях, основания для назначения Попову С.Г. страховой пенсии при достижении возраста <данные изъяты> у ответчика отсутствовали, в связи с чем ОСФР по Волгоградской области правомерно было отказано в назначении пенсии.
Более того, вопреки доводам стороны истца, при расчете величины ИПК с учетом включения периода прохождения службы армии в виде коэффициента согласно пункту 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях, ИПК составит 15,263 при общем трудовой стаже по состоянию на 01 января 2002г. (без учета периода прохождения службы в армии) 09 лет 08 месяцев 21 день.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оценка пенсионный прав застрахованного лица была произведена по наиболее выгодному варианту – по пункту 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите в судебном порядке подлежат лишь нарушенные, либо оспариваемые права и законные интересы заинтересованных лиц.
Поскольку нарушение прав истца в ходе рассмотрения дела судом не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Попова С.Г. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Попова Сергея Геннадьевича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения ОСФР по Волгоградской области № № от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периода прохождения военной службы в расчет индивидуального пенсионного коэффициента и назначении страховой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда.
Мотивированное решение суда изготовлено 12 сентября 2023 г.
Судья Л.В. Данковцева