РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2023 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Смирновой Т.В., при секретаре Попцовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036-01-2023-004775-03 (производство № 2-4591/2023) по иску Тытянчук П.А. к обществу с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» об обязании соблюдения срока временного накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Тытянчук П.А. обратился в суд с иском ООО «РТ-НЭО Иркутск» об обжаловании бездействия, устранении нарушения прав, указав в обоснование иска о том, что в ходе реализации реформы обращения с отходами производства и потребления, по результатам конкурсного отбора в 2018 году компания ООО «РТ- НЭО Иркутск» была наделена статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Зоны 2 «Юг» <адрес обезличен>, в связи с чем между ответчиком и Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес обезличен> заключено соответствующее соглашение. <Дата обезличена> ответчик приступил к исполнению своих обязанностей как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами зоны 2 «Юг» <адрес обезличен>. Собственником 9 контейнерных площадок для накопления и временного хранения ТКО, расположенных в границах Новостроевского муниципального образования (включает в себя <адрес обезличен>), является Администрация Новостроевского муниципального образования. Начиная с <Дата обезличена> и по настоящее время ответчиком нарушается законодательство в области обращения с отходами производства и потребления. Вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) с контейнерных площадок (КП) для накопления и временного хранения ТКО, расположенных по адресам: <адрес обезличен>; <адрес обезличен>; <адрес обезличен> (<адрес обезличен>); <адрес обезличен>; <адрес обезличен>; <адрес обезличен>; <адрес обезличен>, <адрес обезличен> МО графику, а именно 1 (один) раз в неделю (по средам). В свою очередь Администрация Новостроевского МО отрицает наличие у них как согласованного с ответчиком графика вывоза ТКО, так и наличие вообще каких либо заключенных договоров с ответчиком. Истец является владельцем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается Выпиской из государственного реестра недвижимости (Приложение <Номер обезличен> к административному исковому заявлению). Данный жилой дом расположен на расстоянии более 100 метров от контейнерной площадки для накопления и временного хранения ТКО (местоположение площадки: <адрес обезличен>, индивидуальный код КП <Номер обезличен>, географические координаты контейнерных площадок <Номер обезличен>, <Номер обезличен>), и поскольку вывоз ТКО с данной контейнерной площадке, а также остальных контейнерных площадок, расположенных в границах Новостроевского муниципального образования, осуществляется один раз в неделю по средам, постоянно присутствует неприятный запах, поскольку ТКО в теплое время года (когда среднесуточная температура воздуха в течение 3-х суток составляет плюс 5°С и выше) хранятся более одного дня, а фактически целую неделю. То есть ответчик не соблюдает сроки временного накопления и вывоза твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках для накопления и временного хранения ТКО, собственником которых является Администрация Новостроевского МО, и в этом истец усматривает нарушение своих прав и законных интересов. Истец неоднократно обращался по телефону в Администрацию Новостроевского МО за получением разъяснений о сложившейся ситуации, также с целью досудебного урегулирования спора обращался с заявлением к ответчику, а также неоднократно обращался с заявлениями в прокуратуру <адрес обезличен>, из ответов которой следует, что она систематически выносит представления и инициирует привлечение ответчика к административной ответственности, но фактически это никак не влияет на изменение сложившейся ситуации. Как следует из ответа на обращение от <Дата обезличена>, по мнению генерального директора ООО «РТ-НЭО Иркутск» при низких температурах отходы не источают никаких запахов, а объем накопления отходов минимальный, что дает ему право считать, что ответчик в полной мере осуществляет свои обязательства. Уже второй год подряд, начиная с <Дата обезличена> и по настоящее время (в том числе в теплое время года, когда среднесуточная температура наружного воздуха составляет выше плюс 5°С), вывоз ТКО с контейнерной площадки, расположенной возле дома Административного истца (<адрес обезличен>), а также иных КП, расположенных по адресам: <адрес обезличен>; <адрес обезличен>; <адрес обезличен> (<адрес обезличен>); <адрес обезличен>; <адрес обезличен>; <адрес обезличен>; <адрес обезличен> осуществляется ответчиком один раз в неделю, поэтому истец считает, что это является нарушением его прав и законных интересов, а также требований пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21. Истец считает, что неисточение запахов, минимальный объем наполняемости контейнеров, целесообразность более частого вывоза мусора, холостой пробег мусоровозов и отсутствие жалоб на захламленность контейнерных площадок не являются основанием для нарушения ответчиком его прав и законных интересов, а также требований пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит суд обязать регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами компанию ООО «РТ-НЭО Иркутск» соблюдать срок временного накопления (вывоза) твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки для накопления и временного хранения ТКО, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, индивидуальный код КП <Номер обезличен>, географические координаты <Номер обезличен>, собственником которой является Администрация Новостроевского муниципального образования, в строгом соответствии с требованиями пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21.
Истец Тытянчук П.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «РТ-НЭО Иркутск»Стерликова Н.В. иск не признала, возражала против удовлетворения исковых требования по доводам, изложенным в письменном отзыве, в которых указано о том, что региональный оператор ООО «РТ-НЭО Иркутск» в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», а также па основании заключенного соглашения с Министерством политики и транспорта <адрес обезличен> от 28.14.2018 № 318 «Об организации деятельности но обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2)» является организацией, осуществляющей транспортирование твердых коммунальных отходов с мест накопления. Согласно статье 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ГКО осуществляется в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156, в соответствии с которым утверждены Правила обращения с отходами, установлено понятие "контейнерной площадки" - место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства РФ. Согласно пункту 13 указанных Правил региональный оператор песет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления ТКО. В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит па других лицах (аналогичное требование закреплено в пункте 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления "ГКО и ведения их реестра. Ввиду отсутствия беспрепятственного доступа к контейнерным площадкам на территории Новостроевского муниципального образования мусоровоз при подъезде к ним находился в наклонном состоянии, что не позволяло выпустить стрелу для подъема контейнера. В связи с чем, ООО «РТ-ИЭО Иркутск» в 2020 году было направлено письмо в адрес Новостроевского муниципального образования с требованием устранить данное нарушение. Кроме того, в феврале 2022 года в связи с отсутствия доступа к контейнерным площадкам из за нерасчищенных от снега подъездных путей ООО «РТ-НЭО Иркутск» направило в адрес Черемховского муниципального образования уведомление о сложившейся ситуации. Вместе с тем, несмотря на указанные проблемы с подъездными путями ООО «РТ-ИЭО Иркутск» приняло все меры по недопущению захламления контейнерных площадок. Что также было подтверждено представителем администрации Новостроевского муниципального образования в судебном заседании, состоявшемся <Дата обезличена>. Учитывая изложенное, ответчик полагает, что нарушение сроков вывоза ТКО, установленных п. 11 СанПиН, произошло не но вине ООО «РТ-ИЭО Иркутск». В настоящее время ООО «РТ-ИЭО Иркутск» вывозит ГКО с территории Новостроевского муниципального образования в соответствии с требованиями п. 11 СанПиН без нарушений графика вывоза.
Представители третьих лиц Администрации Новостроевского МО и Прокуратуры <адрес обезличен> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд, с учетом мнения представителя ответчика, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя ответчика, изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 11 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток, а при среднесуточной температуре наружного воздуха плюс 5 °C и выше - не более 1 суток.
Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно выписке из ЕГРН истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
Из материалов дела следует, что ООО «РТ-НЭО Иркутск» будучи региональным оператором, осуществляет вывоз твердых бытовых отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, индивидуальный код КП <Номер обезличен>, географические координаты КП <Номер обезличен>, собственником которой является Администрация Новостроевского муниципального образования.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает о том, что вывоз твердых бытовых отходов производится с нарушением установленных санитарных правил и норм в части кратности вывоза твердых бытовых отходов.
В соответствии с информацией, представленной ООО «РТ-НЭО Иркутск», график вывоза ТКО и КГО с контейнерных площадок, в том числе по адресу: <адрес обезличен>, индивидуальный код КП <Номер обезличен>, географические координаты КП <Номер обезличен>, при среднесуточной температуре наружного воздуха: - плюс 5°C и выше – не более 1 суток; - плюс 4°C и ниже – не более 3 суток; вывоз КГО – при среднесуточной температуре наружного воздуха: плюс 5°C и выше – не реже 1 раза в 7 суток; - плюс 4°C и ниже – не реже 1 раза в 10 суток.
С учетом изложенного, действия ответчика не противоречат требованиям статьи 13 Закона № 89-ФЗ и пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении условий договора в части периодичности вывоза ТКО и нарушения ответчиком норм СанПиН 2.1.3684-21, при обращении с ТКО, суду не представлено.
Обстоятельства вынесения в адрес ответчика представления прокурора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в связи с установлением нарушения санитарно-эпидемиологических норм не свидетельствуют о нарушении ответчиком норм СанПиН 2.1.3684-21 в настоящее время и необходимости возложения обязанности по его соблюдению судебным постановлением.
Более того, обстоятельства, послужившие основанием для вынесения прокурором представления, были связаны с наличием препятствий к доступу к контейнерным площадкам на территории Новостроевского муниципального образования, которые при взаимодействии с администрацией местного образования были устранены, что также следует из ответа прокурора <адрес обезличен>.
Из ответа прокурора <адрес обезличен> на обращение истца о нарушении сроков вывоза твердых коммунальных отходов от <Дата обезличена> следует, что в целях вывоза твердых коммунальных отходов с населенных пунктов <адрес обезличен> ООО «РТ-НЭО Иркутск» с хозяйствующим субъектом заключен договор на оказание услуг по транспортированию отходов, в котором определена периодичность вывоза, которая соответствует требованиям законодательства. В настоящее время ООО «РТ-НЭО Иркутск» усилен контроль за соблюдением подрядной организацией сроков вывоза твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов <адрес обезличен>. Кроме того, прокуратурой города соблюдение законодательства в сфере вывоза отходов также поставлено на особый контроль.
Надлежащее исполнение обязательств по вывозу ТКО региональным оператором ООО «РТ-НЭО Иркутск» по вывозу ТКО с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, индивидуальный код КП <Номер обезличен>, географические координаты КП <Номер обезличен>, подтверждается представленными в материалы дела договором на оказание услуг <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, договором оказания услуг по управлению техникой от <Дата обезличена>, договором № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, договором на оказание услуг по обращению с отходами № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенными с подрядными организациями по осуществлению вывоза твердых бытовых отходов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что после устранения причин, послуживших основанием для вынесения в адрес ответчика представления прокурора, ООО «РТ-НЭО Иркутск» продолжает нарушать кратность вывоза ТКО в материалы дела не представлены.
Кроме того, как видно из переписки и заявлений ответчика в прокуратуру, в адрес администрации Новостроевского муниципального образования, Черемховского муниципального образования, нарушения вывоза были связаны не с виновными действиями ответчика, а обусловлены неисполнением обязанности администрации Новостроевского муниципального образования по обустройству контейнеров и мусорных площадок, позволяющих осуществлять вывоз. В настоящее время вывоз твердых бытовых отходов со спорных площадок осуществляется ответчиком в соответствии с соблюдением срока временного накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, оценивая представленные доказательства, учитывая, что в ходе судебного разбирательства обстоятельств нарушения ответчиком требований п. 11 СанПиН 2.1.3684-21 при исполнении обязанности по вывозу твердых бытовых отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, индивидуальный код КП <Номер обезличен>, географические координаты КП <Номер обезличен>, не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Тытянчук П.А.
Поскольку нарушения прав Тытянчука П.А., исходя из зоны ответственности ответчика как регионального оператора перед истцом по вывозу ТКО с контейнерной площадки по адресу: <адрес обезличен>, индивидуальный код КП <Номер обезличен>, географические координаты КП <Номер обезличен>, не установлено, требования, обусловленные исполнением ответчиком обязанности по вывозу твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок для накопления и временного хранения ТКО, расположенных по адресам: <адрес обезличен>; <адрес обезличен>; <адрес обезличен> (<адрес обезличен>); <адрес обезличен>; <адрес обезличен>; <адрес обезличен>, <адрес обезличен>; <адрес обезличен> <адрес обезличен> и <адрес обезличен> удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░-░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.