Дело №
УИД №RS0№-56
Решение в окончательной форме изготовлено и оглашено 21.07.2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2023 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Лебедевой И.А.,
при секретаре ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прикубанского административного округа <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Юг Монолит» об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Прикубанского административного округа <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Юг Монолит» об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства, в обоснование указав, что в ходе проведенной прокуратурой округа на основании поручения прокуратуры края проверки в деятельности ООО «Юг Монолит» (ИНН 0107030752) выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Установлено, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0121011:2124, заключенного ООО «Юг Монолит» (арендатор) с ФИО3 (арендодатель), ответчик осуществляет деятельность в <адрес>, на указанном земельном участке в сфере производства бетонных и растворных смесей (растворно-бетонный узел), и является объектом, оказывающим негативное влияние на окружающую среду (объект III категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду).
На основании договора субаренды оборудования от ДД.ММ.ГГГГ у общества в пользовании находятся: установка ELKOMIX 60 Qoick Master, весы автомобильные для статистического взвешивания, дизельная электростанция.
На предприятиях эксплуатируются стационарные источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В результате хозяйственной деятельности предприятия осуществляется выброс следующих вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: серы диоксид, ангидрид сернистый, марганец и его соединения, углерода оксид, азота диоксид, азота оксид, метан, бензин, керосин.
Деятельность по производству бетонных и растворных смесей осуществляется с использованием вышеуказанной установки по производству бетона.
В нарушение требований законодательства об охране атмосферного воздуха у ООО «Юг Монолит» отсутствуют: программа проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы установок очистки газа и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкция) по эксплуатации газоочистного оборудования; должностное лицо, ответственное за эксплуатацию газоочистного оборудования и ведения паспорта газоочистного оборудования не назначено; реестр газоочистного оборудования не ведется, акты обследования технического состояния и проверки эффективности работы пылегазоочистного оборудования; документация о ведении первичного учета состава и количества выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него; не произведен расчет нормативов допустимых выбросов по высокотоксичным веществам, а также веществам, обладающим канцерогенными, мутагенными свойствами (I и II класса опасности): азот (II) оксид (Азот моноксид) – код 0304; бенз/а/пирен – код 0703; документация, подтверждающая выполнение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Также проведенной прокуратурой округа проверкой в деятельности общества выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Так, проект организации санитарно-защитной зоны для промышленной площадки организации общества, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0121011:2124, не составлен и не утвержден в установленном законом порядке.
Таким образом, ООО «Юг Монолит» допускаются нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Истец просил признать незаконными действия ООО «Юг Монолит» по эксплуатации растворно-бетонного узла, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0121011:2124, с нарушением норм законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также возложить на ООО «Юг Монолит», эксплуатирующее растворно-бетонный узел, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0121011:2124, обязанность устранить допущенные нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства путем разработки в отношении растворно-бетонного узла: программы проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы установок очистки газа и планово-предупредительного ремонта, руководства (инструкции) по эксплуатации газоочистного оборудования; назначить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию газоочистного оборудования и ведения паспорта газоочистного оборудования; реестра газоочистного оборудования, актов обследования технического состояния и проверки эффективности работы пылегазоочистного оборудования; документации о ведении первичного учета состава и количества выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него; произвести расчет нормативов допустимых выбросов по высокотоксичным веществам, а также веществам, обладающим канцерогенными, мутагенными свойствами (I и II класса опасности): азот (II) оксид (Азот моноксид) – код 0304; бенз/а/пирен – код 0703; документация, подтверждающая выполнение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны для промышленной площадки растворно-бетонного узла.
Помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов <адрес> в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором полагал требования истца подлежащими удовлетворению и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ООО «Юг Монолит» в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом посредством направления повестки и размещения информации на официальном сайте суда, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд на основании ст.ст.167, 233-235 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не представившего ходатайств по существу спора.
Суд, выслушав помощника прокурора и представителя третьего лица, исследовав и оценив, собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств, согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2202-1-ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2202-1-ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Статьей 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ регламентировано право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ч. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
Как указано в п.п. 15, 18 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на производственных объектах или на их отдельных территориях должен вестись реестр установок очистки газа (далее – ГОУ) с присвоением каждой газоочистительной установке регистрационного номера; хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство) инструкцию по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ.
Статьей 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовое регулирование в области санитарно-защитных зон и санитарной классификации предприятий осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и (или) группы промышленных объектов и производств.
В ходе судебного разбирательства установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Прикубанского административного округа <адрес> была проведена проверка в деятельности ООО «Юг Монолит» (ИНН 0107030752), в ходе которой выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Установлено, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0121011:2124, заключенного ООО «Юг Монолит» (арендатор) с ФИО3 (арендодатель), ответчик осуществляет деятельность в <адрес>, на указанном земельном участке в сфере производства бетонных и растворных смесей (растворно-бетонный узел), и является объектом, оказывающим негативное влияние на окружающую среду (объект III категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду).
На основании договора субаренды оборудования от ДД.ММ.ГГГГ у общества в пользовании находятся: установка ELKOMIX 60 Qoick Master, весы автомобильные для статистического взвешивания, дизельная электростанция.
На предприятиях эксплуатируются стационарные источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В результате хозяйственной деятельности предприятия осуществляется выброс следующих вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: серы диоксид, ангидрид сернистый, марганец и его соединения, углерода оксид, азота диоксид, азота оксид, метан, бензин, керосин.
Деятельность по производству бетонных и растворных смесей осуществляется с использованием вышеуказанной установки по производству бетона.
В нарушение требований законодательства об охране атмосферного воздуха у ООО «Юг Монолит» отсутствуют: программа проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы установок очистки газа и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкция) по эксплуатации газоочистного оборудования; должностное лицо, ответственное за эксплуатацию газоочистного оборудования и ведения паспорта газоочистного оборудования не назначено; реестр газоочистного оборудования не ведется, акты обследования технического состояния и проверки эффективности работы пылегазоочистного оборудования; документация о ведении первичного учета состава и количества выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него; не произведен расчет нормативов допустимых выбросов по высокотоксичным веществам, а также веществам, обладающим канцерогенными, мутагенными свойствами (I и II класса опасности): азот (II) оксид (Азот моноксид) – код 0304; бенз/а/пирен – код 0703; документация, подтверждающая выполнение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Также проведенной прокуратурой округа проверкой в деятельности общества выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Так, проект организации санитарно-защитной зоны для промышленной площадки организации общества, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0121011:2124, не составлен и не утвержден в установленном законом порядке.
Таким образом, ответчиком ООО «Юг Монолит» при осуществлении хозяйственной деятельности допускаются нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства, которые создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Доказательств обратного ответчиком, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора Прикубанского административного округа <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Юг Монолит» об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Прикубанского административного округа <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Юг Монолит» об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства - удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия ООО «Юг Монолит» по эксплуатации растворно-бетонного узла, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0121011:2124, с нарушением норм законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Возложить на ООО «Юг Монолит» (ИНН 0107030752, ОГРН 1160105051480), эксплуатирующее растворно-бетонный узел, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0121011:2124, обязанность устранить допущенные нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства путем разработки в отношении растворно-бетонного узла: программы проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы установок очистки газа и планово-предупредительного ремонта, руководства (инструкции) по эксплуатации газоочистного оборудования; назначить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию газоочистного оборудования и ведения паспорта газоочистного оборудования; реестра газоочистного оборудования, актов обследования технического состояния и проверки эффективности работы пылегазоочистного оборудования; документации о ведении первичного учета состава и количества выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него; произвести расчет нормативов допустимых выбросов по высокотоксичным веществам, а также веществам, обладающим канцерогенными, мутагенными свойствами (I и II класса опасности): азот (II) оксид (Азот моноксид) – код 0304; бенз/а/пирен – код 0703; документация, подтверждающая выполнение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны для промышленной площадки растворно-бетонного узла.
В соответствии со ст.237 ГПК РФ ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: И.А.Лебедева