Дело № 2-988/2020
УИД 12RS0001-01-2020-001614-12
Решение
Именем Российской Федерации
Волжск 17 августа 2020 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при секретаре судебного заседания Лаврентьевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамонтова С. А. к администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл, Отделу по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл о признании права на приватизацию жилого помещения,
установил:
Мамонтов С.А. обратился с иском в суд к администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл указывая на то, что в соответствии с договором № социального найма жилого помещения от 18 марта 2020 года (ранее с договором № от 10 марта 2015 года специализированного жилья) он является нанимателем квартиры расположенном по адресу: <адрес>. Жилое помещение - однокомнатная благоустроенная квартира предоставлена ему из муниципального фонда, как лицу из числа детей сирот и оставшегося без попечения родителей. Вместе с ним в квартире проживает его жена ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет временную регистрацию по указанному адресу с 19 мая 2020 года по 19 ноября 2020 года. Участвовать в приватизации его жена не имеет право, так как воспользовалась своим правом в 2018 году. Детей нет. Иных лиц, имеющих право на приватизацию квартиры нет. Жилое помещение используется по назначению, поддерживается в исправном состоянии все санитарно - техническое оборудование. Своевременно вносится плата за коммунальные услуги, задолженностей по ЖКУ нет. Предоставленная квартира является единственным местом постоянного проживания.
С целью реализации своего права на приватизацию жилого помещения, заявитель обратился к ответчику с заявлением. Однако ответчик направил в письменном виде отказ, мотивировав его невозможностью достоверно установить всех лиц, имеющих право на приватизацию данного жилого помещения.
Мамонтов С.А. просит суд установить факт отсутствия иных лиц, кроме истца, имеющих право на приватизацию квартиры; признать за истцом право на приватизацию квартиры; обязать ответчика заключить с Мамонтовым С. А. в установленном законом порядке договор приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Мамонтов С.А. полностью поддержал исковые требования и суду пояснил соответствующее вышеизложенному, дополнив, что в приватизации ранее он не участвовал.
Представитель ответчика администрации МО Волжский муниципальный район Щукина Т.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что заявителем не представлены сведения о количестве зарегистрированных лиц по месту жительства по указанному адресу.
Представитель ответчика Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Волжского муниципального района РМЭ в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Постановлением администрации Волжского муниципального района РМЭ № от 10 марта 2015 года Мамонтову С. А. из специализированного жилищного фонда предоставлено изолированное жилое помещение - однокомнатная квартира с лоджией, находящаяся в муниципальной собственности муниципального образования «Волжский муниципальный район», общей площадью 28,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> на условиях договора найма.
10 марта 2015 года администрацией Волжского муниципального района с Мамонтовым С.А. заключен договор найма жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № о передаче во владение и пользование жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящее из квартиры (жилого дома) общей площадью 28,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч.6 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно договора социального найма жилого помещения № от 18 марта 2020 года жилое помещение по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью и предоставлено Мамонтову С.А. с соблюдением требований жилищного законодательства на условиях договора социального найма.
Из свидетельства № о регистрации по месту пребывания от 16 апреля 2015 года следует, что Мамонтов С.А., 1983 года рождения, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 16 апреля 2015 года по 10 марта 2020 года.
Согласно поквартирной карточки Мамонтов С.А. (наниматель) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> 20 января 2017 года, что также подтверждается отметкой в паспорте гражданина РФ Мамонтова С.А.
Из свидетельства № о регистрации по месту пребывания от 19 мая 2020 года следует, что ФИО, 1983 года рождения, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 19 мая 2020 года по 19 ноября 2020 года.
Из свидетельства о заключении брака I-ЕС №, выданного 26 сентября 2015 года Отделом ЗАГС администрации городского округа «Город Волжск», следует, что ФИО является женой Мамонтова С. А..
Согласно выписки из финансового лицевого счета на вышеуказанную квартиру в данном жилом помещении зарегистрированы 2 человека, соответственно Мамонтов С.А. по месту жительства и его жена ФИО по месту пребывания на срок с 19 мая 2020 года по 19 ноября 2020 года.
Заявлением от 10 июня 2020 года Мамонтов С.А. просит передать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> собственность в порядке приватизации.
Ответом от 15 июля 2020 года за № администрация Волжского муниципального района РМЭ, Мамонтову С.А. отказало ему в передаче в собственность спорной квартиры, поскольку им не представлены сведения о количестве зарегистрированных лиц по месту жительства по указанному адресу.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
В силу статьи 4 того же закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение является муниципальной собственностью и предоставлено Мамонтову С.А. с соблюдением требований жилищного законодательства на условиях договора социального найма. Сведений об отнесении квартиры к видам жилых помещений, в отношении которых установлен запрет на приватизацию, материалы дела не содержат.
В соответствии со статьей 7 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Из справки АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 09 июня 2020 года № следует, что Мамонтов С.А. собственником объектов недвижимого имущества в г. Волжске РМЭ не зарегистрирован.
Исследовав вышеизложенные доказательства в совокупности суд приходит к выводу о том, что истец, являясь нанимателем по договору социального найма, не использовавший ранее право на приватизацию, имеет право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Иных лиц имеющих право на приватизацию данного жилого помещения судом не установлено.
Иные обстоятельства ответчиком не доказаны, как и не доказано, что истец участвовал в приватизации другого жилого помещения, а также то, что имеются иные лица, имеющие право на приватизацию данного жилого помещения.
На основании изложенного исковые требования Мамонтова С. А. к администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл о признании права на приватизацию жилого помещения, подлежат удовлетворению.
При этом не требуется указания в резолютивной части решения суда об установлении факта отсутствия иных лиц кроме истца на приватизацию квартиры, поскольку данное обстоятельство не требует исполнения решением суда.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
Признать за Мамонтовым С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Волжского муниципального района Республики Марий Эл заключить с Мамонтовым С. А. договор приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РМЭ в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Волжский городской суд РМЭ.
Судья Л.Н.Малышева
Решение в окончательной форме
составлено 24 августа 2020 года.