Дело № 2а-1781/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2019 года г.Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сухаревой О.А.,
при секретаре Кенжигалиевой Э.А.,
с участием представителя административного истца Степанова Александра Александровича, действующего на основании доверенности № 98 от 18.07.2019,
представителя административного ответчика Яценко Антонины Александровны, действующей на основании доверенности от 10.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» к администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области о признании постановления недействующим,
У С Т А Н О В И Л
Акционерное общество «Новотроицкий завод хромовых соединений» (далее АО «НЗХС») обратилось в суд с иском к администрации МО г. Новотроицк Оренбургской области, в котором просит признать недействующими п. 4 Постановления администрации МО г. Новотроицк № 1032-п от 01.07.2019 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение (сброс) в централизованную систему канализации г. Новотроицка и п. 3 Приложения к постановлению администрации МО г. Новотроицк от 01.07.2019 № 1032-п.
В обоснование требований указало на то, что 01.07.2019 на официальном сайте администрации МО г. Новотроицк Оренбургской области было опубликовано Постановление № 1032-п от 01.07.2019 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение (сброс) в централизованную систему канализации г. Новотроицка. АО «НЗХС» является абонентом по договору холодного водоснабжения и водоотведения, заключенного с гарантирующей организацией ООО «УКХ», в обязанности которого входит соблюдение установленных указанным Постановлением нормативов сбросов загрязняющих веществ.
Между тем, считает п. 4 данного Постановления несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его (истца) права и законные интересы, поскольку он содержит указание на распространение утвержденных нормативов на ранее существовавшие правоотношения, возникшие с 01.01.2019. Кроме того, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод рассчитывается на основании норматива состава сточных вод, который с 01.01.2019 утвержден не был. В связи с этим, полагает, что исчисление и взимание платы за сброс загрязняющих веществ без учета норматива состава сточных вод, утвержденных в установленном законом порядке, является неправомерным и необоснованным. Однако, организацией, осуществляющей водоотведение в г. Новотроицке, была исчислена, а им (истцом) оплачена плата за сброс загрязняющих веществ за январь-февраль 2019 года, что противоречит законодательству и нарушает его (истца) права.
Также указывает, что утвержденным Постановлением для организации, осуществляющей водоотведение в г. Новотроицке, нормативы состава сточных вод устанавливаются на основании нормативов допустимых сбросов. Однако норматив допустимых сбросов организации, осуществляющей водоотведение в г. Новотроицке, утверждены Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области лишь 26.06.2019. В связи с этим, полагает, что утвержденные Постановлением нормативы состава сточных вод, не могут распространять свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Полагает, что данные нормативы должны действовать с момента их утверждения, то есть с 01.07.2019, и распространяться на правоотношения, права и обязанности по которым возникли после вступления в законную силу оспариваемого Постановления.
В судебном заседании представитель административного истца Степанов А.А. требования административного искового заявления поддержал в полном объеме по основаниям, в нем изложенным.
Представитель административного ответчик Яценко А.А. в судебном заседании с требованиями административного искового заявления не согласилась, указав на их незаконность и необоснованность. Пояснила, что оспариваемое Постановление никак не ухудшает или ограничивает права пользователей коммунальной услуги водоотведения, поскольку установленные в нем нормативы идентичны нормативам, утвержденными Роспотребнадзором и действовавшими в спорны период. Кроме того, заключенным договором между АО «НЗХС» и ООО «УКХ» холодного водоснабжения и водоотведения от 30.12.2014 четко прописаны все условия контроля качества, состава и свойств сточных вод, порядок отбора проб и иные права и обязанности сторон в рамках данного договора.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Федеральным законом РФ «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ (далее Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) регулируются отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В судебном заседании установлено, что на основании договора № 582/14/2015/031/05 от 30.12.2014, заключенного между АО «НЗХС» и ООО «УКХ», АО «НЗХС» является абонентом холодного водоснабжения и водоотведения, в обязанности которого входит соблюдать нормативы допустимых сбросов в централизованную систему водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В соответствии с ч.1, 2 ч.1 ст.30.2 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом, необходимо отметить, что законодательными полномочиями по установлению нормативов состава сточных вод, органы местного самоуправления стали наделяться с 01.01.2019 в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст.30.2 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 № 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ООО «УКХ» (организацией, осуществляющей водоотведение в г. Новотроицке) была исчислена, а АО «НЗХС» оплачена плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период январь-февраль 2019 года.
Также установлено, что на основании Постановления администрации МО г. Новотроицк № 1032-п от 01.07.2019 были утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение (сброс) в централизованную систему канализации г. Новотроицка.
В соответствии с п. 4 данного Постановления указано, что оно вступает в силу со дня подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2019.
Кроме того, аналогичного содержания указание имеется и в п. 3 Приложения к этому Постановлению.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, АО «НЗХС» указало на незаконность распространения данного Постановления на отношения, возникшие с 01.01.2019.
Давая оценку указанному доводу, суд приходит к следующему.
В Конституции РФ закреплен принцип недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица (ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.
По общему правилу, нормативные правовые акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие нормативного правового акта распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Однако, в соответствии с п. 2, 3 ст. 47 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно ч.7 ст.36 Устава МО г.Новотроицк муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в порядке, установленном настоящим Уставом.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что ни законодательством, ни Уставом не предусмотрена возможность распространения действий нормативных правовых актов администрации МО г. Новотроицк Оренбургской области на отношения, возникшие после введения их в действие.
Также необходимо отметить, что оспариваемым постановлением были утверждены нормативы водоснабжения (сброса) по составу сточных вод лишь 01.07.2019, тогда как плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод была исчислена ООО «УКХ» за январь-февраль 2019 года в отсутствие утвержденных нормативов состава сточных вод.
Кроме того, нормативы состава сточных вод устанавливаются на основании нормативов допустимых сбросов (п. 2 ст. 30.1 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Между тем, по сведениям Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области установлено, что ООО «УКХ» были утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов со сточными водами в р. Урал 10.04.2014 на срок до 10.04.2019, а 26.06.2019 – на срок до 26.06.2024.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в период с 11.04.2019 по 25.06.2019 отсутствовали надлежащим образом установленные нормативы допустимого сброса веществ со сточными водами.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что утвержденные оспариваемым Постановлением нормативы состава сточных вод не могут распространять свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Таким образом, являются законными и подлежащими удовлетворению требования административного истца о признании недействующими п. 4 Постановления администрации МО г. Новотроицк № 1032-п от 01.07.2019 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение (сброс) в централизованную систему канализации г. Новотроицка и п. 3 Приложения к постановлению администрации МО г. Новотроицк от 01.07.2019 № 1032-п в части распространения действия на отношения, возникшие с 01.01.2019.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» к администрации муниципального образования город Новотроицк о признании постановления недействующим удовлетворить.
Признать недействующими п. 4 Постановления администрации МО г. Новотроицк № 1032-п от 01.07.2019 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение (сброс) в централизованную систему канализации г. Новотроицка и п. 3 Приложения к постановлению администрации МО г. Новотроицк от 01.07.2019 № 1032-п в части распространения действия на отношения, возникшие с 01.01.2019.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято 07.11.2019 года
Судья