Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе
председательствующего судьи Павликовой М.П.,
при секретаре <ФИО>2,
с участием представителей истца <ФИО>3, <ФИО>4 по доверенности, представителя ответчика <ФИО>5 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к ООО «Компания НК» о признании права собственности на объект в виде нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<ФИО>1 обратился в суд с иском к ООО «Компания НК», в котором просит признать за ним право собственности на нежилое помещение общей площадью 104,1 кв.м., расположенное в здании по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, на первом этаже, взыскать с ответчика в свою пользу штраф в сумме <иные данные>., расходы на услуги специалиста <иные данные>., почтовые расходы - <иные данные>., расходы на услуги представителя в сумме <иные данные>., расходы по оплате государственной пошлины в сумме <иные данные>
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен договор инвестирования, в соответствии с которым ответчик осуществлял реконструкцию существующего двухэтажного здания по 4-5 этажное с подвалом, расположенное по адресу: г.Екатеринбург, общая цена договора составила <иные данные>
Условиями договора предусмотрено, что договор купли-продажи помещения должен быть заключен в течение десяти дней с момента сдачи помещения в эксплуатацию.
Срок окончания реконструкции и сдача здания в эксплуатацию определен ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. стороны подписали строительный акт приема-передачи жилого помещения, окончательный акт должен был быть подписан после ввода здания в эксплуатацию.
Свои обязательства по сдаче объекта ответчик не выполнил.
Истец обратился в Администрацию г.Екатеринбурга с заявлением, в котором просил указать причины неввода здания в эксплуатации, на которое был дан ответ, что ООО «Компания НК» за разрешением на ввод в эксплуатацию после реконструкции объекта не обращалось.
Для проведения технического обследования и определения состояния строительных конструкций нежилых помещений истец обратилсяь в ООО «Проектностроительная компания «Тепло».
Согласно заключению № работы по перепланировке и переустройству нежилых помещений первого этажа в задании по адресу: г.Екатеринбург, <адрес> не производились, помещения находятся в первоначальном проектном состоянии и удовлетворяют требованиям СНиП 2.02.02-89* и СНиП 21-01-97, техническое состояние здания оценивается, в целом, как хорошее, в работоспособном состоянии и отвечающее конструктивным требованиям, эксплуатационные качества здания сохраняются.
В настоящее время нежилое помещение истцом фактически эксплуатируется, он производит платежи за обслуживание помещения.
Истец обратился к ответчику с претензией, в которой просил ввести здание в эксплуатацию и заключить с ним основной договор купли-продажи, передать пакет документов для государственной регистрации права собственности на жилое помещение.
Поскольку требования претензии ответчиком не были удовлетворены, истец обратился в суд.
В судебном заседании, истец и его представители исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные вышеизложенному.
Представитель ответчика исковые требования не признал, поддержал представленный отзыв на иск, в котором указал, что изначально между сторонами был заключен предварительный договор о заключении договора купли-продажи будущей недвижимой вещи. В последующем, по просьбе истца стороны заключили договор инвестирования. Ответчик, являясь застройщиком, проводил реконструкцию двухэтажного административно-производственного здания под 4-5 этажный с подвалом административно-торгового комплекса по <адрес> в г.Екатеринбурге.
ДД.ММ.ГГГГ. ответчик обратился в Администрацию г.Екатеринбурга с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного реконструированного здания, однако в выдаче разрешения было отказано. Ответчик обратился в Арбитражный суд с иском, решением Арбитражного суда Свердловской области в удовлетворении иска ООО «Компания НК» к Администрации г.Екатеринбурга о признании права собственности на реконструированный объект, расположенный по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, было отказано.
Нежилые помещения, которые ответчик намеревался передать по договору купли-продажи находятся в составе второй очереди реконструируемого комплекса, право собственности на который зарегистрировано как на объект незавершенной реконструкции, не существуют в виде отдельного объекта гражданского права, право собственности ответчиком на них не зарегистрировано и может быть зарегистрировано лишь после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Договором инвестирования предусмотрено, что общий объем финансирования составляет <иные данные>., в том числе НДС-<иные данные>. Однако, по настоящий момент истцом не выполнена обязанность по уплате денежных средств. Представленная истцом справка о внесении денежных средств была выдана истцу по его просьбе для решения личных финансовых вопросов под предлогом дальнейшего расчета взаимозачетами, поставками материалов и прочими услугами.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен предварительный договор купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, помещения на первом этаже общей площадью104,1 кв.м., цена договора составила <иные данные>.
Как указывают стороны, и подтверждается материалами дела, по просьбе истца впоследствии между ними был заключен был заключен договор инвестирования от той же даты - ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым ответчик осуществлял реконструкцию существующего двухэтажного здания по 4-5 этажное с подвалом, расположенное по адресу: г.Екатеринбург, общий объем финансирования составляет <иные данные>., в том числе <иные данные>
В силу п.1.3 договора инвестирования у инвестора возникает право собственности на помещение после ввода здания в эксплуатацию.
Проанализировав указанные инвестиционный договор, суд приходит к выводу, что между сторонами был заключен договор подряда.
В соответствии с ч.1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со ст.6 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором.
Как указывает истец, свои обязательства по оплате пая <иные данные> руб. он исполнил в полном объеме, о чем имеется справка, выданная ответчиком (л.д.17).
Вместе с тем, как указывает истец, ответчик свои обязательства по договору не исполнил и уклоняется от сдачи объекта в эксплуатацию и передаче документов для регистрации права собственности.
Согласно заключению № «Проектностроительная компания «Тепло» работы по перепланировке и переустройству нежилых помещений первого этажа в задании по адресу: г.Екатеринбург, <адрес> не производились, помещения находятся в первоначальном проектном состоянии и удовлетворяют требованиям СНиП 2.02.02-89* и СНиП 21-01-97, техническое состояние здания оценивается, в целом, как хорошее, в работоспособном состоянии и отвечающее конструктивным требованиям, эксплуатационные качества здания сохраняются.
В силу ч.1 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Истец просит признать за ним право собственности на нежилое помещение, расположенное в здании по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, помещения на первом этаже общей площадью 104,1 кв.м.
Как следует из решения Арбитражного суда Свердловской области по делу по иску ООО «Компания НК» к Администрации г.Екатеринбурга о признании права собственности, ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2 209 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, а также является собственником объектов незавершенного строительства литер В1 (1 очередь), литер В2 (2 очередь), на который проводил реконструкцию в 2006г.-2009г. на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч.1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
ДД.ММ.ГГГГ. ответчик обратился в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструируемого здания (л.д.75), однако в выдаче такого разрешения было отказано (л.д.77).
Решением Арбитражного суда Свердловской области по делу по иску ООО «Компания НК» к Администрации г.Екатеринбурга о признании права собственности на самовольно реконструированный объект, расположенный по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, отказано.
Истец указывает, что исполнил со своей стороны обязанность по оплате ответчику по договору денежной суммы в размере <иные данные>
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств, что сумма <иные данные> руб. была уплачена им ответчику в полном объеме.
Как следует из представленных истцом квитанций к приходно-кассовым ордерам (л.д.107-108), ДД.ММ.ГГГГ. истцом ответчику по предварительному договору купли-продажи помещений по адресу: г.Екатеринбург, Репина, 22 уплачено <иные данные>.
Произведенные <ФИО>6 и «Мега Стандарт» платежи <иные данные> коп. и <иные данные>. соответственно засчитаны ответчиком в счет платежей <ФИО>1 по предварительному договору от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.98,106).
Денежная сумма <иные данные>. оплачена истцом ООО «Наука» (л.д.107).
Иные платежи в суммах <иные данные>. были произведены <ФИО>7 по иным договорам.
Таким образом, судом достоверно установлено, что определенная договором инвестирования общая сумма объема финансирования <иные данные>. истцом не была уплачена ответчику.
Представленную истцом справку ООО «Компания НК» о выплате суммы <иные данные>. по инвестиционному договору от ДД.ММ.ГГГГ. суд не принимает в качестве надлежащего доказательства оплаты, поскольку в силу статьи 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального Банка России ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Таких квитанций, подтверждающий оплату истцом ответчику сумму <иные данные>. не представлено.
Кроме того, согласно ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ч.1 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Таким образом, для государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество продавец должен обладать правом собственности на данное имущество.
Как следует из п.1.4 договора инвестирования, срок окончания реконструкции и сдачи здания в эксплуатацию устанавливается ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.1,2 ст.16 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и настоящим Федеральным законом. Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
Как установлено судом, в настоящее время разрешение на ввод реконструированного здания ответчику не выдано, право собственности на реконструированное здание не зарегистрировано.
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку нежилое помещение, являющееся предметом договора инвестирования, находится на первом этаже реконструируемого комплекса, разрешение на ввод реконструируемого здания ответчиком не получено, в признании права собственности ответчику по его иску отказано, право собственности ответчика на здание не зарегистрировано, спорное помещение не существует в виде отдельного объекта.
Довод истца о том, что фактически нежилое помещение было передано ему и используется, а также, что состояние помещения удовлетворяют требованиям СНиП 2.02.02-89* и СНиП 21-01-97, техническое состояние здания оценивается как хорошее, в работоспособном состоянии и отвечающее конструктивным требованиям, эксплуатационные качества здания сохраняются, в связи с чем за ним может быть признано право собственности, является несостоятельным, поскольку переход права собственности возможен при наличии у ответчика права собственности на объект, которое в настоящее время у ответчика отсутствует.
Учитывая в совокупности изложенное выше, требование истца о признании права собственности на нежилое помещение, расположенное в здании по адресу: г.Екатеринбург, <адрес> на первом этаже общей площадью 104,1 кв.м., не подлежит удовлетворению.
Поскольку судом отказано в удовлетворении требования о признании права собственности на нежилое помещение, производные от него требования о взыскании с ответчика штрафа, представительских расходов, расходов по оплате услуг специалиста, почтовых расходов и расходов по оплате государственной пошлины не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░>1 ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 50 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.02.2015░.
░░░░░: ░/░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░: <░░░>9