Дело № 2-1544/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2015 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Т.Ю. Балаба,
при секретаре: В.М. Свистула,
с участием прокурора: О.А. Ануфриевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бийска в интересах Калининой С.А. к ГУ – Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Бийска обратился в суд с указанным иском.
Указывает на то, что в прокуратуру поступило обращение Калининой С.А. о непредоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение.
В результате проведенной проверки было установлено, что Калинина С.А. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
ДД.ММ.ГГГГ истец Калинина С.А. обратилась в филиал № 6 ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением на предоставление направления в санаторно-курортное учреждение, при этом ДД.ММ.ГГГГ путевкой обеспечена не была в связи с отсутствием путевок в наличии.
Необеспечение истца путевкой ДД.ММ.ГГГГ произошло по причинам, от нее не зависящим, а именно, вследствие недостаточного финансирования Фонда социального страхования РФ.
В силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. Закон так же не ограничивает право истца на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года, поскольку право истца осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
Прокурор г. Бийска просил обязать ГУ - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ предоставить истцу Калининой С.А. путевку на санаторно-курортное лечение ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Ануфриева О.А. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила удовлетворить их в полном объеме.
Истец Калинина С.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства была извещена надлежаще, каких-либо ходатайств не заявляла, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.
Представитель ответчика ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежаще, каких-либо ходатайств не заявлял, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
В представленном суду письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ иск не признал, указывая на то, что по смыслу и содержанию ФЗ и Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328, предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета обеспечивать финансирование затрат на эти услуги. То есть предоставление этих услуг находится в прямой зависимости от финансовых возможностей бюджета. Если бы предоставление социальных услуг имело характер социальной гарантии, то в законе, по аналогии с ранее действовавшим законодательством о социальных гарантиях ликвидаторам последствий катастрофы на ЧАЭС, было бы указание о выплате денежной компенсации в случае невозможности предоставления гражданину путевки на санаторно-курортное лечение, или обозначен иной способ защиты данного права.
Затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами РФ, и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета. То есть финансирование расходов на предоставление гражданам-получателям социальных услуг путевок на санаторно-курортное лечение обеспечивается не бюджетом Фонда социального страхования РФ, а федеральным бюджетом.
В ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено, что в соответствующем календарном году Фонд имеет право обеспечить граждан-получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах межбюджетных трансфертов, выделяемых на эти цели из федерального бюджета. Следовательно, на законодательном уровне имеются прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального развития РФ по предоставлению путевок гражданам льготных категорий объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета.
В соответствии с ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ и Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328, право на получение социальных услуг (в частности, санаторно-курортного лечения) возникает у гражданина в случае если:
1) сведения о нем содержатся в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, как получателе социальных услуг в определенном календарном периоде;
2) у гражданина имеются медицинские показания к санаторно-курортному лечению, что подтверждается справкой по форме 070/у-04;
3) гражданин обратился в исполнительный орган Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Таким образом, путевка может быть предоставлена гражданину только при наличии у него всех вышеперечисленных условий.Для обеспечения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг в соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции РФ, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, учитывается дата подачи гражданином заявления на обеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение. Следовательно, при обеспечении граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, по одинаковым медицинским показаниям (профилю, сезону лечения) указанные граждане обеспечиваются путевками по очереди в зависимости от даты подачи заявления.
Истец Калинина С.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортного лечения, предоставив справку для получения путевки, и была поставлена на очередь.
Обеспечить ее путевкой ДД.ММ.ГГГГ не представилось возможным, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее. Истец будет обеспечена путевкой по мере поступления средств федерального бюджета, в связи с чем, по мнению стороны ответчика, в удовлетворении иска следует отказать.
Выслушав участвующего в деле прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», регламентирующим правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, инвалиды.
Подпункт 1.1. п. 1 ч. 1 ст. 6.2 вышеуказанного ФЗ предусматривает предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в качестве составной части набора социальных услуг.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328 (далее – Порядок), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
В силу п. 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
<данные изъяты>
В ФЗ «О государственной социальной помощи» отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования РФ по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду социального страхования из федерального бюджета.
Суд соглашается с доводами стороны истца о том, что реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Согласно справкам для получения путевки <данные изъяты> Калинина С.А. нуждается в санаторно-курортном лечении.
ДД.ММ.ГГГГ истец Калинина С.А. обратилась в филиал № 6 ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении ДД.ММ.ГГГГ путевки в санаторно-курортное учреждение, однако до настоящего времени путевка ей не предоставлена, что не оспаривалось ответчиком.
Таким образом, истец Калинина С.А. в установленном законом порядке не реализовала свое право на получение мер социальной поддержки и эти меры не были получены ею в течение ДД.ММ.ГГГГ не по вине истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора в интересах Калининой С.А. к ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиал осуществляет свою деятельность от имени общества, которое несет ответственность за их деятельность. Филиал не является юридическим лицом.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является юридическое лицо ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, которое и несет ответственность за деятельность своего филиала - № 6.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Бийска, обратившегося в интересах Калининой С.А., удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить путевку на санаторно-курортное лечение ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета Калининой С.А., ДД.ММ.ГГГГ, исходя из медицинских показаний.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Председательствующий Т.Ю. Балаба