Решение по делу № 2а-131/2021 от 08.10.2020

дело № 2а-131/2021                  74RS0017-01-2020-005155-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2021 года      город Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего                  Сержантова Д.Е.,

при помощнике судьи                        Самойловой Е.Е.,

с участием прокурора                        Казаковой Т.Б.,

представителя административного истца            Мезенова Е.В.,

представителя заинтересованного лица            Гривина Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Катрин» к администрации Златоустовского городского округа о признании нормативного правового акта недействующим в части,

у с т а н о в и л:

     Общество с ограниченной ответственностью «Катрин» (далее – ООО «Катрин») обратилось с административным иском к администрации Златоустовского городского округа (далее – администрация ЗГО), в котором с учётом уточнения своих требований окончательно просит признать недействующим постановление администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении значений коэффициентов, необходимых для исчисления арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Златоустовского городского округа», в редакции изменения, внесенного постановлением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ в части строк «Объекты торговли (торговые центры, торгово–развлекательные центры (комплексы) и «Магазины» Приложения «Значение коэффициента К1- коэффициент, учитывающий разрешенное использование земельного участка согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости», с момента издания вышеуказанного постановления (т. 1 л.д. 4-7, т. 2 л.д. 101-103, т. 3 л.д. 123-124).

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что между ООО «Катрин» и ОМС «КУИ ЗГО» ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о вступлении в договор от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 8014 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, в пользование на условиях аренды. Главой администрации ЗГО ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление «Об определении значений коэффициентов, необходимых для исчисления размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Златоустовского городского округа». Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Катрин» поставлено в известность об изменении арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ по договору от ДД.ММ.ГГГГ в связи с внесением изменений в постановление Главы Златоустовского городского округа -П «Об определении значений коэффициентов, необходимых для исчисления размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные без проведения торгов, на территории Златоустовского городского округа». Постановлением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ -П в вышеназванное постановление Главы ЗГО были внесены изменения, в частности увеличено значение коэффициента К1 до пяти для видов разрешенного использования земельных участков «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) и «Магазины». Постановлением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ оспариваемое приложение 1 изложено в новой редакции, сохранившей для видов деятельности арендатора «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) и «Магазины» значение коэффициента «5». Постановлением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об определении значений коэффициентов, необходимых для исчисления арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Златоустовского городского округа» дополнено пунктом 5, которым предусмотрено, что оно вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что применение коэффициента К1 для видов разрешенного использования «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)» и «Магазины» в значении 5 не является экономически обоснованным, что подтверждается заключением Южно-Уральской торгово-промышленной палаты. Экономическое обоснование значения коэффициента К1 для расчета размера арендной платы в Златоустовском городском округе для названных видов разрешенного использования в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время составляет 1,075.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен – орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (л.д. 1-2).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Глава Златоустовского городского округа Пекарский М.Б. (т. 2 л.д. 150).

Представитель административного истца Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности (т. 3 л.д. 126), в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в административном иске и уточнении к нему.

Представитель административного ответчика – администрации ЗГО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (т. 3 л.д. 136).

В письменных возражениях на административный иск представитель администрации ЗГО указывал о том, что поскольку оспариваемое постановление администрации ЗГО действует и применялось в оспариваемой части при расчете и начислении арендной платы в отношении неопределенного круга арендаторов в период с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, на основании оспариваемых положений возникали и реализовывались права и обязанности арендаторов, а также формировалась доходная часть бюджета муниципального образования Златоустовский городской округ, начиная с 2017 года, в связи с чем положения правового акта не подлежат признанию недействующими именно с момента принятия. Коэффициент К1 был утвержден на основании отчёта ООО «Экспертиза и оценка региональной собственности». Предложенная специалистами методика достаточно обоснована, при определении коэффициентов учтены установленные законом принципы, проанализирована экономическая ситуация в Челябинской области (т. 1 л.д. 112-116).

Представитель заинтересованного лица – ОМС «КУИ ЗГО» Гривин Р.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 162), в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, полагая, что оспариваемое постановление принято в соответствии с положениями действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица – Главы ЗГО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Златоустовского городского суда (www.zlatoust.chel.sudrf.ru раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения").

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

ДД.ММ.ГГГГ Главой Златоустовского городского округа было вынесено постановление «Об определении значений коэффициентов, необходимых для исчисления размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Златоустовского городского округа.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением исполняющего обязанности главы Златоустовского городского округа вышеуказанное постановления были внесены изменения, в частности увеличено значение коэффициента К1 до значения равного «5» для видов разрешенного использования земельных участков «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) и «Магазины» (т. 1 л.д. 21, 22-48).

Постановлением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ оспариваемое приложение 1 изложено в новой редакции, сохранившей для видов деятельности арендатора «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) и «Магазины» значение коэффициента «5» (т. 2 л.д. 176-190).

Постановлением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об определении значений коэффициентов, необходимых для исчисления арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Златоустовского городского округа» дополнено пунктом 5, которым предусмотрено, что оно вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 191).

Судом также установлено, что на основании дополнительного соглашения к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОМС «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» от имени МО ЗГО и ООО «Катрин», последнему был передан земельный участок с кадастровым номером площадью 8014 кв.м., расположенных по адресному ориентиру: <адрес>, при этом значение коэффициента К1, учитывающий вид деятельности арендатора, изначально составляло «1» (т. 1 л.д. 13).

Таким образом, в рассматриваемом деле, в связи с изменением значения коэффициента К1 на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ имеет место увеличение размера арендной платы, что свидетельствует о том, что оспариваемым постановлением затрагиваются права и законные интересы ООО «Катрин».

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона Челябинской области от 13.04.2015 года N 154-ЗО "О земельных отношениях", порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без проведения торгов, определяется в соответствии с Законом Челябинской области "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов", если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок определения размера арендной платы за такой земельный участок.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, за исключением тех земельных участков, размер арендной платы за использование которых определяется в порядке, установленном федеральным законодательством, на территории Челябинской области установлен Законом Челябинской области от 24.04.2008 года N 257-ЗО "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов".

Согласно статье 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 года N 257-ЗО размер годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, определяется по формуле:

Ап = Скад x Сап / 100 % x К1 x К2 x К3, где:

Ап - размер арендной платы;

Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

Сап - ставка арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка (в процентах);

К1 - коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора;

К2 - коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе;

К3 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.

В соответствии со статьей 3 Закона Челябинской области от 24.04.2008 года N 257-ЗО значения коэффициента К1 могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,1 до 20 в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно "Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №582 от 16.07.2009 года, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Проверив соблюдение администрацией Златоустовского городского округа указанных выше принципов при принятии оспариваемой нормы, суд приходит к выводу об отсутствии экономического обоснования значений коэффициента К1, необходимого для исчисления размера арендной платы за использование земельных участков с видом разрешенного использования земельных участков «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) и «Магазины» с 1 до 5 в отчете, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Экспертиза и оценка региональной собственности" (т. 1 л.д. 95-97, т. 3 л.д 138).

В том числе, вышеуказанный отчёт не содержит соответствующих расчетов и информации об обосновании такого коэффициента.

При этом суд учитывает, что согласно заключения , составленного специалистом Южно-Уральской торгово-промышленной палаты ФИО5, применение коэффициента К1 в значении равно «5» для определения размера арендной платы за землю в Златоустовском городском округе для видов разрешенного использования «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)» и «Магазины» в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не является экономически обоснованным (т. 1 л.д. 49-68).

Вышеуказанное заключение специалиста содержит подробный анализ рынка услуг розничной торговли в динамике и содержит вывод об экономической обоснованности применения коэффициента 1,075

Кроме того, из заключения судебной экспертизы , подготовленного экспертом ООО «Уральское бюро экспертизы и оценки» ФИО6, следует, что

применение коэффициента К1 в значении 5 для определения размера арендной платы за землю в Златоустовском городском округе для видов разрешенного использования «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) и «Магазины» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не является обоснованным;

экономически обоснованное значение коэффициента К1 для определения размера арендной платы за землю в Златоустовском городском округе для видов разрешенного использования «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) и «Магазины» по состоянию на указанный период составляет 3,3.

Каких – либо оснований не доверять выводам указанного судебного эксперта не имеется, поскольку экспертное заключение было подготовлено компетентным лицом, предупрежденным об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта подробно мотивированы, обоснованы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком экономического обоснования в соответствии с анализом и оценкой экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, для установления в отношении земельных участков, используемых для размещения объектов «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) и «Магазины» коэффициента К1, в период внесения изменений в постановление Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учитывающего вид деятельности арендатора, в размере, указанном в оспариваемой норме, не представлено. Кроме того, суду не были представлены доказательства того, что уполномоченным органом определялась доходность земельных участков рассматриваемого вида разрешенного использования, и документы, в том числе содержащие расчет, которыми руководствовался уполномоченный орган при установлении коэффициента равным 5.

Изменение администрацией Златоустовского городского округа, повлекшее увеличение арендной платы без соблюдения принципа экономической обоснованности при определении ее размера, свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления положений постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", имеющего большую юридическую силу.

Суд также учитывает, что в соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Как усматривается из материалов дела, административное исковое заявление ООО «Катрин» о признании недействующим постановления администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ принято к производству Златоустовского городского суда Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ. В ходе судебного разбирательства по делу установлены применение оспариваемого решения в отношении административного истца и нарушение его прав, утрата данным нормативным правовым актом силы в период рассмотрения настоящего дела не может послужить основанием для прекращения производства по административному делу.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта не только в отношении ООО «Катрин», а также в отношении и иных лиц на территории Златоустовского городского округа, суд признает его недействующим в оспариваемой части с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 14, 46, 157, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Катрин» удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу постановление Главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении значений коэффициентов, необходимых для исчисления арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Златоустовского городского округа», в редакции изменения, внесенного в него постановлением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, в части строк «Объекты торговли (торговые центры, торгово–развлекательные центры (комплексы) и «Магазины» Приложения к вышеуказанному постановлению «Значение коэффициента К1 - коэффициент, учитывающий разрешенное использование земельного участка согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости».

Возложить на администрацию Златоустовского городского округа обязанность опубликовать сообщение о решении суда в газете "Златоустовский рабочий" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Катрин», - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий          Д.Е. Сержантов

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2а-131/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г.Златоуста
Общество с ограниченной ответственностью "Катрин"
Ответчики
администрация Златоустовского городского округа
Другие
Глава ЗГО Пекарский Максим Борисович
Орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа"
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Судья
Сержантов Дмитрий Евгеньевич
Дело на сайте суда
zlatoust.chel.sudrf.ru
08.10.2020Регистрация административного искового заявления
12.10.2020Передача материалов судье
12.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.11.2020Предварительное судебное заседание
09.11.2020Предварительное судебное заседание
20.11.2020Судебное заседание
09.12.2020Судебное заседание
01.03.2021Производство по делу возобновлено
09.03.2021Судебное заседание
11.05.2021Производство по делу возобновлено
11.05.2021Рассмотрение дела начато с начала
19.05.2021Судебное заседание
28.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Судебное заседание
07.07.2021Судебное заседание
14.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее