10RS0011-01-2023-011978-13
2-595/2024 (2-7823/2023)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 мая 2024 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Савина А.И.,
судей Касянчук Е.С., Тимошкиной Т.Н.
при секретаре Павловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 января 2024 г. по гражданскому делу по иску Лопатько А. О. к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы по Республике К.." о признании решения незаконным, понуждении произвести определенные действия.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лопатько А.О. обратился в суд иском к ответчику по тем основаниям, что решением ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" от 13.07.2023 ему было отказано в выделении денежных средств на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Полагая данный отказ нарушающим его права, истец, уточнив исковые требования, просил признать незаконным решение межведомственной комиссии по реализации ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2023 год ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия", оформленное протоколом № 12 от 13.07.2023 об отказе в предоставлении Лопатько А.О. государственной социальной помощи на основании социального контракта на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; обязать ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" заключить с Лопатько А.О. социальный контракт на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по государственной программе "Адресная социальная помощь" в установленном действующим законодательством порядке.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.
Решением суда иск удовлетворен. Суд признал незаконным решение межведомственной комиссии по реализации ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2023 год ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия", оформленное протоколом № 12 от 13.07.2023 об отказе в предоставлении Лопатько А.О. государственной социальной помощи на основании социального контракта на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Обязал ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" заключить с Лопатько А.О. социальный контракт на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по государственной программе "Адресная социальная помощь" в установленном действующем законодательством порядке.
С принятым судебным постановлением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что наличие исполнительных производств в отношении обратившегося лица является самостоятельным основанием для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Обращает внимание, что вывод суда о соответствии бизнес-плана Лопатько А.О. предъявляемым требованиям ошибочен. По результатам его изучения межведомственной комиссией истцу предложено изменить направление вида деятельности, учитывая профессиональный опыт гражданина. Государственная социальная помощь в виде предоставления бюджетных денежных средств на основании заключенного социального контракта должна быть эффективной, направленной на создание гражданину объективной возможности самообеспечения. Кроме того, суд, возлагая на ответчика обязанность по заключению с истцом социального контракта, фактически подменил деятельность межведомственной комиссии, уполномоченной на решение вопросов об оказании гражданам государственной социальной помощи.
В возражениях на апелляционную жалобу истца ответчик, ссылаясь на законность принятого по делу решения, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" Шалаева А.А., действующая на основании доверенности, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Представитель ответчика Гермоева А.Н., действующая на основании доверенности, по доводам апелляционной жалобы возражала.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела.
Заслушав пояснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В силу абз. 8 ст. 1 названного Федерального закона социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 утверждена государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Сфера реализации Программы отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым указанными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов социальной поддержки малоимущих граждан.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и самостоятельно реализуются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов региональные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий населения.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется государственная социальная помощь (в том числе на основании социального контракта).
Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 18.01.2023 № 30-П утверждена ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2023 год и Порядок ее исполнения.
В соответствии с принятой Программой целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан и граждан отдельных категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию. При этом приоритетным направлением социальной защиты наиболее уязвимых групп населения является адресное представление социальной поддержки с учетом необходимых потребностей конкретного гражданина либо его семьи.
Оказание помощи на основании социального контракта предполагает повышение адресности социальной политики на основе перехода от пассивных к активным моделям социальной помощи, когда увеличение размеров помощи, осуществляемое в целях повышения заинтересованности получателей, сопровождается социальными обязательствами с их стороны.
По смыслу п. 5 Приложения 4 "Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта" государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется гражданам на мероприятия по: 1) поиску работы; 2) осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; 3) ведению личного подсобного хозяйства; 4) осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином сложной социальной ситуации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 03.07.2023 Лопатько А.О. обратился в ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи, представив бизнес-план предпринимательской деятельности "Аренда и прокат строительного инструмента".
Решением межведомственной комиссии ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" от 13.07.2023 № 12 Лопатько А.О. отказано в выделении средств на мероприятия, связанные с осуществлением индивидуальной предпринимательской деятельности, в рамках ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2023 год.
Письмом от 17.07.2023 № ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" уведомило истца о том, что 13.07.2023 на заседании межведомственной комиссии по реализации ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2023 год принято решение об отказе в предоставлении Лопатько А.О. государственной социальной помощи на основании социального контракта на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
11.08.2023 истец обратился в ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" с заявлением о предоставлении мотивированного отказа в предоставлении государственной социальной помощи.
Письмом от 28.08.2023 № ответчиком истцу было предложено проанализировать возможность изменения направления вида деятельности, переориентировать бизнес-идею на оказание услуг населению по выполнению ремонтно-строительных работ. Проект бизнес-плана рекомендовано согласовать в Центре "Мой бизнес".
07.09.2023 истец обратился с жалобой в Министерство социальной защиты Республики Карелия, ответ на которую получен не был.
Признавая требования истца обоснованными, суд первой инстанции исходил из отсутствия в решении ответчика конкретных оснований для отказа Лопатько А.О. в предоставлении социальной помощи на основании социального контракта на мероприятия по осуществлению предпринимательской деятельности, в связи с чем признал решение межведомственной комиссии, оформленное протоколом № 12 от 13.07.2023, в отношении истца незаконным и возложил на ответчика обязанность заключить с Лопатько А.О. социальный контракт на финансирование мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Однако, в полной мере с постановленным судом решением судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Так, нормативно-правовым актом, определяющим порядок администрирования предоставления государственной услуги об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта является Административный регламент, утвержденный приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 28.09.2022 № 609-П.
В соответствии с п. 97 Административного регламента межведомственная комиссия рассматривает заявление и документы, указанные в пункте 96 Административного регламента. При отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 30 Административного регламента, принимает решение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта. При наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 30 Административного регламента, принимает решение об отказе в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Согласно п. 30 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: 1) отсутствие права у заявителя на получение государственной услуги; 2) непредставление либо представление не в полном объеме документов, являющихся основанием для предоставления государственной услуги; 3) представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что, отказывая гражданину в предоставлении государственной социальной помощи государственное учреждение должно конкретизировать основание отказа, указать, какому критерию не соответствует заявитель, какие сведения предоставлены им неполно и т.д.
Между тем, протокол межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта от 13.07.2023 № 12, содержащий решение об отказе в удовлетворении заявления истца, причин отказа Лопатько А.О. в заключении с ним социального контракта и выделении денежных средств на осуществление предпринимательской деятельности не содержит. Сам Лопатько А.О. также не был уведомлен ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" о конкретных причинах отказа.
При таких обстоятельствах решение межведомственной комиссии от 13.07.2023 № 12, принятое в отношении истца, нельзя признать законным. В указанной части решение суда первой инстанции является правильным.
При этом, исходя п. 77 Приложения № 4 к Порядку исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2023 год принятие решения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта является полномочием межведомственной комиссии на основании информации, содержащейся в заявлении и документах, представленных гражданином, а также в листе собеседования.
Суд не вправе подменять органы государственной власти субъекта Российской Федерации и принимать конкретное решение по вопросу, не относящемуся к его компетенции. При этом, констатируя, что решение об отказе в удовлетворении заявления Лопатько А.О. о выделении денежных средств на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности уполномоченным органом не мотивировано, и, по сути, не принято, ответчика надлежит обязать повторно рассмотреть указанное заявление и принять по нему мотивированное решение.
В связи с отсутствием решения по обращению Лопатько А.О. решение суда первой инстанции в части возложения на ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" обязанности заключить с истцом социальный контракт на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по государственной программе "Адресная социальная помощь" в установленном действующим законодательством порядке подлежит отмене на основании п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ с принятием по делу в этой части нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 января 2024 г. по настоящему делу отменить в части возложения на Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" обязанности заключить с Лопатько А. О. социальный контракт на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по государственной программе "Адресная социальная помощь" в установленном действующим законодательством порядке. Принять в этой части новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:
"Обязать Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" (ИНН №) повторно рассмотреть заявление Лопатько А. О. от 03 июля 2023 г. о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи