Решение по делу № 2-1075/2020 от 09.12.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2020 года              г.Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Шевелева Л.А.,

при секретаре Живолуповой Л.В.,

с участием представителя истца Капацины А.В.- Кумченко С.В. по доверенности,

представителя ответчика ГУ МВД России по СК- Захарченко А.А. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Капацыны А. В. к Военному комиссариату <адрес> и Федеральное казанное учреждение «Объединенное стратегическое командование южного военного округа», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Южному военному округу», а также Главному управлению внутренних дел по <адрес> и Главному управлению внутренних дел <адрес> и <адрес> об изменении даты назначения пенсии, включении в выслугу лет срока службы в особых условиях и перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Капацына А.В. обратился в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением к Военному комиссариату <адрес> и Федеральное казанное учреждение «Объединенное стратегическое командование южного военного округа», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Южному военному округу», а также Главному управлению внутренних дел по <адрес>, Главному управлению внутренних дел <адрес> и <адрес>, в котором просит признать за Капацыной А.В. право на получение пенсии по выслуге лет, с даты исключения его из списка личного состава войсковой части 27777, с дата, обязать Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование южного военного округа" предоставить Капацыне А. В. архивные справки и копии приказов о фактическом участии истца:

-    в период с 2001 г. по 2004 г. в проведении контр-террористической операции на территории Северо-Кавказского региона;

-    в период с 2006 г. по 2017 г. в служебных командировках в составе Объединенной группировке войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона;

- в период с дата по дата в контр-террористической операции на территории Северо-Кавказского региона.

Обязать военный комиссариат <адрес>, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование южного военного округа" включить в выслугу лет Капацыне А. В. для назначения пенсии на льготных условиях из расчёта один месяц военной службы за три месяца периоды службы в особых условиях с 2001 г. по 2004 г., с 2006 г. по 2017 г., с дата по дата и произвести перерасчёт пенсии по выслуге лет с дата, с даты исключения его из списка личного состава войсковой части 27777.

В обоснование своих требований пояснил суду следующее:

Истец проходил военную службу по контракту в войсковой части (В настоящее время часть реорганизована в форме присоединения и согласно выписке из ЕГРН от 06.12.19г. правопреемником её является ФКУ «ОСК ЮВО»). Приказом командира войсковой части от 14 апреля он был досрочно уволен с военной службы, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, (копия прилагается). Из списка личного состава истец исключён с дата, что установлено судебным решением от дата и апелляционным определением № ЗЗа-14752017 (копии прилагаются). Пенсию ему назначили с дата.

Для начисления и назначения пенсии личное дело истца было передано в Военный комиссариат <адрес> (в 2010 году присоединен к Военному комиссариату <адрес>), который в соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации отдата , является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации одной из задач которого является назначение пенсий лицам, уволенным с военной службы.

С учетом этого Положения и статьи 51 Закона Российской Федерации от дата «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», военный комиссариат является пенсионным органом Министерства обороны Российской Федерации, обязанным начислять и выплачивать пенсии военным пенсионерам.

В личном деле и послужном списке истца указаны все периоды прохождения им службы, а так же имеется указание в ОК в/ч 27777 (за подписью начальника отдела назначения пенсий УФО МО РФ по Южному федеральному округу - копия прилагается) о представлении документов, подтверждающих прохождение истцом службы в КТО в особых условиях для расчёта льготной пенсии. Однако, до настоящего времени данные сведения не представлены, вследствие чего периоды службы Капацыны во время участия в КТО, включаемые в зачёт выслуги лет на льготных условиях (из расчёта 1 месяц службы за три) не учтены при назначении ему оспариваемой пенсии. Обращения истца за получением таких сведений оставлены без ответа (копии почтовых уведомлений и запроса прилагаются).

В соответствии с п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы и с п. 28 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом МО РФ от дата на командира воинской части при участии должностных лиц кадровых органов, органов финансового обеспечения, возложена обязанность по проведению мероприятий перед увольнением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, связанных с уточнением данных о прохождении им военной службы, при необходимости документального подтверждения периодов его службы, подлежащих зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, направлению личного дела военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет в соответствии с законодательством Российской Федерации выслуги лет, объявлению военнослужащему об исчисленной выслуге лет, а также по рассмотрению возражений последнего по исчислению выслуги лет.

Указанные выше обязанности ответчиком (В/ч 27777 и её правопреемником) не исполнены, что нарушает права Капацыны А.В.

В силу положений ч. 1 п. а ст. 5 Закона Российской Федерации от дата N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии: а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе.

Лицам, указанным в статье 1 указанного Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы (ст. 6 Закона Российской Федерации от датаК 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...). Согласно п. "а" ст. 53 указанного Закона, пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении. В силу п. 11 ст. 38 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Пенсия должна была быть назначена истцу после увольнения с даты исключения его из списка личного состава. Однако, выявленные в личном деле недостатки (отсутствие расчёта выслуги лет, справок, денежного аттестата, копий приказов), не позволили назначить ему пенсию с указанной даты. Дело его было передано из <адрес> в в/ч 27777 для доработки, где находилось более года.

Как следует из обстоятельств дела и не оспаривается ответной стороной, истец проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, МВД РФ, УИС РФ. Согласно расчету выслуги лет, предоставленному Военным комиссариатом <адрес> (копия прилагается) выслуга лет истца на дату назначения пенсии (дата) составляет 22 года 08 мес. 22 дня. Однако истец считает, что она должна быть пересчитана с дата (дата исключения из списка), а так же в выслугу лет должны быть включены периоды службы в особых условиях в льготном исчислении (на основании абз. 2 ст. 18 Закон РФ от дата N 4468-1 (ред. от дата) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» ).

Непредставление ответчиками требуемых документов не опровергают то обстоятельство, что истец имеет право на пенсию по выслуге лет с даты исключения его из списка личного состава в размере с учётом службы в особых условиях. Все указанные нарушения пенсионных прав истца подтверждаются письмом военной прокуратуры от дата и письмом аппарата полномочного представителя Президента РФ от дата (копии прилагаются).

Просил исковое заявление удовлетворить в полном объёме.

В судебное заседание истец Капацина А.В. извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явился, представил заявление в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Капацына А.В.- Кумченко С.В. исковое заявление поддержал, просил удовлетворить иск по доводам изложенным в нем.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ МВД России по СК- Захарченко А.А. исковые требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении иска.

Представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Южному военному округу» в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, представил письменные возражения, в которых указывает, что в соответствии с п.п. «а» п.14 ст. 34 Указа Президента РФ от дата (Вопросы прохождения военной службы), Руководством по учету личного состава Вооруженных Сил РФ (регистрационный номер в Минюсте от дата- «Об утверждении Руководства по учету личного состава ВС РФ») выслуга лет исчисляется перед представлением к увольнению с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и имеющего право на пенсию финансовыми органами ВС РФ. Для этого заблаговременно кадровыми органами уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении, и отдельно, на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения. Заполнение документов персонального учета в соответствии со статьями 15, 19, 23, 24 Руководства по учету личного состава ВС РФ ведение личных дел, подтверждение выслуги лет, в том числе на льготных условиях - это обязанность командиров и кадровых органов.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от дата, а ранее приказом Министра обороны РФ от дата на Управление возложена функция составления расчетов выслуги лет на пенсию военнослужащим, проходящим военную службу на территории Южного военного округа.

    Таким образом, нормативно-правовыми актами обязанность по оформлению личных дел военнослужащих перед направлением на подсчёт выслуги лет, возложена на командиров и кадровые органы, но не Управление.

Расчет выслуги лет военнослужащего на пенсию (форма по ОКУД код 6003001 Приложения к пр. МО РФ 2008 г. ) является финансовым документом, обобщающим прохождение военной службы в календарном исчислении и на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и составляется на основании документов личного дела военнослужащего (архивных справок, выписок из приказов и т.д.).

При исчислении выслуги лет и составлении расчета выслуги лет на пенсию Управлением сопоставляются и используются все сведения послужного списка, автобиографии, аттестационных и дополнительных материалов личного дела. Поэтому все документы личного дела должны иметь достоверную и полную информацию о фамилии, имени и отчестве, обо всех периодах военной службы в календарном исчислении и на льготных условиях, об образовании, о семейном положении и составе семьи, о трудовом стаже и пр.

С 2000 г. по 2010 г. истец проходил службу в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. За данный период времени расчёт выслуги лет осуществлён указанным ведомством и не пересчитывался Министерством обороны Российской Федерации.

В рассматриваемом судом деле, период службы истца в Министерстве обороны Российской Федерации составляет с дата по 2017 г.

В указанный период времени военнослужащей проходил службу в войсковой части 27777.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от дата N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Согласно подпункту "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от дата N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со дата - руководителем контртеррористической операции.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Из содержания приведенных нормативных актов следует, что непосредственное участие военнослужащих в контртеррористических операциях может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами и утвержденными соответствующим должностным лицом.

При этом, сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с дата без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться доказательством участия в указанных мероприятиях.

На момент представления указанной частью личного дела истца на подсчёт выслуги лет, личное дело не содержало выписок из приказов об участии в истца в контртеррористических операциях, имелась запись в разделе 13 послужного списка, не подтвержденная какими-либо документами.

    Таким образом, для осуществления перерасчёта выслуги лет за период службы в МВД, истцу необходимо обратиться в соответствующие органы МВД. По получении соответствующего расчёта выслуги лет, направить его вместе с пенсионным делом в Управление.

    Для осуществления Управлением перерасчёта выслуги лет за период службы в Минобороны РФ, необходимо направить в Управление личное (пенсионное) дело с наличием в нём надлежащим образом оформленных документов.

    Сбор документов, приобщение их к материалам личного (пенсионного) дела и направление на подсчёт выслуги лет – не находится в компетенции Управления.

Представитель Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование южного военного округа" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление в котором просит рассмотреть в его отсутствие, а также письменные возражения, в которых указывает, что в ходе рассмотрения дела поступили письменные возражения из Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование южного военного округа" (далее - ФКУ «ОСК ЮВО») (в лице представителя по доверенности Юрочкина В. Ю.. Соответчик не согласен с исковым заявлением по следующим основаниям:

Так, указанные выше требования обращены к ненадлежащему ответчику.

В соответствии со статьей 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск может быть предъявлен в суд к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) при обязательном наличии нескольких условий, если: предметом спора являются общие права или обязанности нескольких ответчиков; права и обязанности нескольких ответчиков имеют одно основание; предметом спора являются однородные права и обязанности.

В отношении ФКУ «ОСК ЮВО» указанная в ст. 40 ГПК РФ совокупность отсутствует.

Согласно разъяснениям, данным в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 11 (ред. от дата) "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил ст. 41 ГПК РФ по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. После замены ненадлежащего ответчика подготовка дела проводится с самого начала. Если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, подготовка дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному иску. При предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом. Только в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (ч. 3 ст. 40 ГПК РФ). Мотивы, по которым суд признал невозможным рассмотреть данное дело без указанных лиц, должны быть приведены в определении, копия которого вместе с копией искового заявления направляется привлеченным лицам.

Согласно подл. 39 п. 17 Положения о военных комиссариатах (утв. Указом Президента РФ от дата N1609) осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, является одной из основных задач военного комиссариата

Вместе с тем, согласно Приказа Министра обороны РФ от дата N 139 "О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации" в пояснении к форме расчета выслуги лет на пенсию военнослужащего сказано, что расчет составляется в 2-х экземплярах соответствующим финансовым органом.

В соответствии с разделом VII Приказа Министра обороны РФ от дата N 150 "Об утверждении Порядка организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации" работа по социальному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется отделами подсчета выслуги лет и контроля за назначением пенсий УФО в составе военных округов и отделом подсчета выслуги лет и контроля за назначением пенсий УФО по <адрес> и <адрес> (далее - отделы).

Отделами: проводится контрольно-ревизионная работа по пенсионному и социальному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с планами контрольно-ревизионной работы, утверждаемыми командующими войсками военных округов; представляется в Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ДСГ МО) в установленном порядке отчетность о работе по пенсионному и социальному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; составляются расчеты выслуги лет (общего трудового стажа) на пенсию военнослужащим- прохопятним военную службу на территории военного округа и подлежащим увольнению с военной службы.

Расчет выслуги лет военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы на пенсию, или расчет общего трудового стажа на пенсию составляется в двух экземплярах, один из которых приобщается к первому экземпляру личного дела, на основании которого составлен указанный расчет. Второй экземпляр указанного расчета остается в делах отдела, составившего расчет.

Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении представителя ФКУ «ОСК ЮВО» подсчет выслуги лет военнослужащим войсковой части , подлежащим увольнению с военной службы осуществляет Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» (далее по тексту - ФКУ «УФО МО РФ по Южному военному округу», <адрес>).

Вместе с тем, согласно Устава (копию прикладываем) Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" является учреждением, основная цель деятельности - обеспечение реализации полномочий Министерства обороны в сфере обороны и безопасности, в том числе связанной с поддержанием постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществление управленческих, обеспечивающих и иных функции в соответствии с законодательством РФ.

Вопросы расчета выслуги лет, назначения пенсии, изменения даты назначения пенсии, перерасчета пенсии бывшим военнослужащим к компетенции ФКУ «ОСК ЮВО» действующим законодательством не отнесено.

Довод истца о том, что его требования обращены в отношении ФКУ «ОСК ЮВО», так как он проходил военную службу по контракту в войсковой части , которая в настоящее время реорганизована в форме присоединения и согласно выписке из ЕГРН от 06.12.19г. правопреемником её является ФКУ «ОСК ЮВО», не корректен.

Так, согласно выписки из ЕГРЮЛ, дата прекращена деятельность ФБУ - Войсковая часть 27777 путем реорганизации в форме присоединения.

Обращается внимание, что войсковая часть 27777 прекратила свою деятельность именно в качестве юридического лица со всеми правами, предусмотренными для юридических лиц.

При этом, на сегодняшний день войсковая часть 27777 является действующим обособленным структурным подразделением, входящим в структуру войск Южного военного округа (адрес нахождения - н.<адрес>, Чеченская Республика, 364029), и находящимся в непосредственном подчинении командующего войсками ЮВО.

Также, обращается внимание на то, что указанные в просительной части архивные справки и копии приказов о фактическом участии истца в период с 2001 г. по 2004 г. в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона; в период с 2006 г. по 2017 г. в служебных командировках в составе Объединенной группировке войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона; в период с дата по дата в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, в распоряжении ФКУ «ОСК ЮВО» отсутствуют.

При этом, данные архивные справки можно получить, обратившись в установленном порядке в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (<адрес>); в Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (<адрес>); в Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации Южного военного округа (<адрес>). А соответствующие выписки из приказов о непосредственном участии истца в КТО должны находится либо в личном деле бывшего военнослужащего, либо в соответствующих архивах Минобороны России.

Представитель военного комиссариата <адрес> по доверенности от дата и представитель ФСК «Объединённое стратегическое командование Южного военного округа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении в своё отсутствие и письменные возражения, согласно которым указал, что истец не использовал все имеющиеся вне процессуальные меры для истребования справок о его участии в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона и пребывание в период с 2006 г. по 2017 г. в служебных командировках в составе Объединенной группировке войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона. Истцом не представлены доказательства о направлении всех необходимых запросов в архивные органы министерства обороны РФ и архивные органы Министерства внутренних дел РФ. В возражениях указано также, что так как назначение пенсии носит заявительный порядок, то оснований для её доплаты за прошлое время не имеется. Исходя из изложенного, просил отказать в удовлетворении искового заявления в полном объёме.

Представитель Главного управления внутренних дел по <адрес> и Главное управление внутренних дел <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.В силу п.4 ст.167 ГПК РФ - суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:Судом установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ с дата. Выплачивается пенсия за выслугу лет. Военные комиссариаты субъектов РФ не занимаются подсчётом (изменением уже подсчитанной) выслуги лет. Подсчётом выслуги лет занимается ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Южному военному округу». В соответствии с п.п. «а» п.14 ст. 34 Указа Президента РФ от дата (Вопросы прохождения военной службы), Руководством по учету личного состава Вооруженных Сил РФ (регистрационный номер в Минюсте от дата- «Об утверждении Руководства по учету личного состава ВС РФ») выслуга лет исчисляется перед представлением к увольнению с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и имеющего право на пенсию финансовыми органами ВС РФ. Для этого заблаговременно кадровыми органами уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении, и отдельно, на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения. Заполнение документов персонального учета в соответствии со статьями 15, 19, 23, 24 Руководства по учету личного состава ВС РФ ведение личных дел, подтверждение выслуги лет, в том числе на льготных условиях - это обязанность командиров и кадровых органов. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от дата, а ранее приказом Министра обороны РФ от дата на Управление возложена функция составления расчетов выслуги лет на пенсию военнослужащим, проходящим военную службу на территории Южного военного округа.     Таким образом, нормативно-правовыми актами обязанность по оформлению личных дел военнослужащих перед направлением на подсчёт выслуги лет, возложена на командиров и кадровые органы, но не Управление. Расчет выслуги лет военнослужащего на пенсию (форма по ОКУД код 6003001 Приложения к пр. МО РФ 2008 г. ) является финансовым документом, обобщающим прохождение военной службы в календарном исчислении и на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и составляется на основании документов личного дела военнослужащего (архивных справок, выписок из приказов и т.д.). При исчислении выслуги лет и составлении расчета выслуги лет на пенсию Управлением сопоставляются и используются все сведения послужного списка, автобиографии, аттестационных и дополнительных материалов личного дела. Поэтому все документы личного дела должны иметь достоверную и полную информацию о фамилии, имени и отчестве, обо всех периодах военной службы в календарном исчислении и на льготных условиях, об образовании, о семейном положении и составе семьи, о трудовом стаже и пр. С 2000 г. по 2010 г. истец проходил службу в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. За данный период времени расчёт выслуги лет осуществлён указанным ведомством и не пересчитывался Министерством обороны Российской Федерации. В рассматриваемом судом деле, период службы истца в Министерстве обороны Российской Федерации составляет с дата по 2017 г. В указанный период времени военнослужащей проходил службу в войсковой части 27777. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от дата N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. Согласно подпункту "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от дата N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со дата - руководителем контртеррористической операции. Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Из содержания приведенных нормативных актов следует, что непосредственное участие военнослужащих в контртеррористических операциях может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами и утвержденными соответствующим должностным лицом. Суд считает, что сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо- Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с дата без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться доказательством участия в указанных мероприятиях. На момент представления указанной частью личного дела истца на подсчёт выслуги лет, личное дело не содержало выписок из приказов об участии в истца в контртеррористических операциях, имелась запись в разделе 13 послужного списка, не подтвержденная какими-либо документами. Обратное истцом не доказано и в судебном заседании не опровергнуто.     Таким образом, для осуществления перерасчёта выслуги лет за период службы в МВД, истцу необходимо обратиться в соответствующие органы МВД. По получении соответствующего расчёта выслуги лет, направить его вместе с пенсионным делом в Управление. Суд считает обоснованным указанные выше возражения относительно искового заявления. В соответствии с п.14 ст.34 Положения о прохождении военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от дата (ред. от дата) - перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы: а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения; б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего. В соответствии с п.28 Приказа Министра обороны РФ от дата (ред. от дата) "О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации" (вместе с "Порядком деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации") - командир (начальник) воинской части за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта обеспечивает направление личного дела военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию. Как видно из процитированных норм, вопросы правильности проведения подсчета выслуги лет решаются командиром воинской части с привлечением органа, уполномоченного осуществлять подсчёт выслуги лет на пенсию. При этом, увольняемому предоставлено право на несогласие с подсчитанной выслугой лет. Согласно Положению о военных комиссариатах (утв. Указом Президента РФ от дата N 1609 (ред. от дата)) - военным комиссариатам право на исчисление (изменение уже подсчитанной) выслуги лет не предоставлено.

В Приказе Министра обороны РФ от дата (ред. от дата) "О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации" в пояснении к форме расчета выслуги лет на пенсию военнослужащего сказано, что расчет составляется в двух экземплярах соответствующим финансовым органом, подписывается его начальником и заверяется гербовой мастичной печатью.

Суд считает обоснованным утверждение представителя ответчика о том, что в нарушение ст.41 ГПК РФ, истцом исковое заявление в части изменения подсчёта выслуги лет подано к ненадлежащему ответчику (военному комиссариату <адрес>).

В ходе судебного заседания установлено, что истец проходил службу в Вооруженных Силах РФ с дата по дата. Приказом командира 18 гвардейской отдельной мотострелковой бригады от дата Капацына А.В. досрочно уволен в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. Приказом командира войсковой части от дата истец с дата исключён из списков части.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от дата № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы.

В соответствии с п.11 ст.38 Федерального закона от дата № 53-ФЗ (ред. от дата) "О воинской обязанности и военной службе" и п.23 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от дата (ред. от дата)) - военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

С 2000 г. по 2010 г. истец проходил службу в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. За данный период времени расчёт выслуги лет осуществлён указанным ведомством и не пересчитывался Министерством обороны Российской Федерации.

В рассматриваемом судом деле, период службы истца в Министерстве обороны Российской Федерации составляет с дата по 2017 г.

В указанный период времени военнослужащей проходил службу в войсковой части 27777.

Суд считает требования истца некорректны, так как он проходил военную службу по контракту в войсковой части , которая в настоящее время реорганизована в форме присоединения и согласно выписке из ЕГРН от дата правопреемником её является ФКУ «ОСК ЮВО».

Так, согласно выписки из ЕГРЮЛ, дата прекращена деятельность ФБУ - Войсковая часть 27777 путем реорганизации в форме присоединения.

Войсковая часть 27777 прекратила свою деятельность именно в качестве юридического лица со всеми правами, предусмотренными для юридических лиц.

При этом, на день рассмотрения искового заявления войсковая часть 27777 является действующим обособленным структурным подразделением, входящим в структуру войск Южного военного округа (адрес нахождения - н.<адрес>, Чеченская Республика, 364029), и находящимся в непосредственном подчинении командующего войсками ЮВО.

В силу нормативного предписания, закреплённого в цитируемом приказе Министра обороны РФ от дата (ред. от дата) "О порядке ведения справочной работы по личному составу" (вместе с "Правилами составления запросов") – запросы по линии Министерства обороны РФ в отношении военнослужащих Вооружённых Сил РФ о подтверждении периодов фактического выполнения личным составом задач по охране общественного порядка при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с массовыми антиобщественными проявлениями, участия в проведении контртеррористических, миротворческих операций, выполнения задач в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики, в условиях чрезвычайного положения, выполнения задач в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации направляются в следующем порядке:

а) до 5 лет после убытия из воинской части

Штабы воинских частей

б) от 5 до 15 лет после убытия из воинской части

Филиалы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (военных округов)

в) более 15 лет после убытия из воинской части

Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, 142100, <адрес>;

филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, 413729, <адрес>

Согласно п.1 приказа Министра обороны РФ от дата (ред. от дата) - запросы на военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации оформляются кадровыми и строевыми органами воинских частей <*> по месту прохождения (выполнения) ими военной службы (работы), а на граждан, пребывающих в запасе (отставке), и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (СССР) - отделами военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по месту жительства.

Судом достоверно установлено, что имеется законодательно закреплённый механизм истребования сведений о периодах прохождения службы военнослужащими Вооружённых Сил РФ, путём направления запросов в войсковые части, штабы войсковых частей и в Архивные органы Министерства обороны Российской Федерации. Указанный механизм истцом не использован в полной и достаточной мере. Суд не может собой подменить орган, который будет составлять и направлять запросы в архивные органы с целью подтверждения или опровержения периодов прохождения военной службы гр.Капацына А.В.

Требования обязать Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование южного военного округа" предоставить Капацыне А. В. архивные справки и копии приказов о фактическом участии истца:

-    в период с 2001 г. по 2004 г. в проведении контр-террористической операции на территории Северо-Кавказского региона;

-    в период с 2006 г. по 2017 г. в служебных командировках в составе Объединенной группировке войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона;

- в период с дата по дата в контр-террористической операции на территории Северо-Кавказского региона – суд считает не подлежащими удовлетворению, так как Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование южного военного округа" запрашиваемыми сведениями не располагает. Такие сведения, исходя из нормативного предписания приказа Министра обороны РФ от дата (ред. от дата) могут находиться в архивных органах.

В ходе изучения послужного списка гр.Капацыны А. В. было установлено, что за период с дата по дата, истец проходил службу в отряде милиции особого назначения (ОМОН) Главного управления внутренних дел по <адрес> в должности фельдшера медицинского пункта, а за период с дата по дата истец проходил службу в Главном управлении внутренних дел <адрес> и <адрес> в должности фельдшера медицинского пункта. В ходе судебного заседания дата, истец не возражал о привлечении в качестве соответчиков Главное управление внутренних дел по <адрес> и Главное управление внутренних дел <адрес> и <адрес>.

Суд считает, что требование истца предоставить справки о службе за период с 2006 г. по 2017 (2010-й) г. в служебных командировках в составе Объединенной группировке войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона – и за период с 2001 г. по 2004 г. и за период с 2006 г. по дата (дата начала службы в Вооружённых Силах РФ после увольнения из ГУ МВД по <адрес> и <адрес>) должны быть предоставлены не к военному комиссариату <адрес> и к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование южного военного округа", а к соответствующим структурным подразделениям Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от дата (ред. от дата) запросы о выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 по декабрь 1996 гг., либо о выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г. необходимо направлять в воинские части, где проходили службу военнослужащие, или архивы объединений и соединений внутренних войск с учетом подчиненности воинской части, либо в Центральный архив внутренних войск МВД России, 107150, <адрес> (при отсутствии сведений).

Истцом суду не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факт направления запросов в Архивные органы МВД РФ. В связи с этим, суд считает, что гр.Капацына А.В. не в полной мере выполнены требования о направлении запросов в архивные органы. Суд не может собой подменить орган, который будет составлять и направлять запросы в архивные органы с целью подтверждения или опровержения периодов прохождения военной службы гр.Капацына А.В.

В связи с вышесказанным, суд считает необходимым отказать в требовании обязать Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование южного военного округа" предоставить Капацыне А. В. архивные справки и копии приказов о фактическом участии истца:

-    в период с 2001 г. по 2004 г. в проведении контр-террористической операции на территории Северо-Кавказского региона;

-    в период с 2006 г. по 2017 г. в служебных командировках в составе Объединенной группировке войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона;

- в период с дата по дата в контр-террористической операции на территории Северо-Кавказского региона.

Требование истца обязать военный комиссариат <адрес>, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование южного военного округа" включить в выслугу лет Капацыне А. В. для назначения пенсии на льготных условиях из расчёта один месяц военной службы за три месяца периоды службы в особых условиях с 2001 г. по 2004 г., с 2006 г. по 2017 г., с дата по дата и произвести перерасчёт пенсии по выслуге лет с дата, с даты исключения его из списка личного состава войсковой части 27777, а также признать за Капацыной А. В. право на получение пенсии по выслуге лет, с даты исключения его из списка личного состава войсковой части 27777, с дата суд считает необходимым отклонить по следующим основаниям:

Также установлено, что расчётом выслуги лет на пенсию занимается Управление финансового обеспечения МО РФ по Южному военному округу, а не военный комиссариат <адрес> и Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование южного военного округа. В соответствии с п.3 ст.196 ГПК РФ - суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. В п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 (ред. от дата) "О судебном решении" закреплено аналогичное требование. Так как истец свои исковые требования не уточнил, то суд не может выйти за пределы заявленных требований.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от дата "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Из указанной нормы следует, что увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсий за выслугу лет, по инвалидности, так и выплаты назначенных пенсий.

Согласно п. "а" ст. 53 вышеназванного Закона пенсии в соответствии с Законом назначаются лицам, указанным в статье 1 Закона, со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.

В силу п. 11 ст. 38 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Таким образом, право на пенсию, у лиц, указанных в статье 1 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" возникает после исключения из списков личного состава воинской части.

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (ст. 54 Закона РФ от дата N 4468-1).

То есть, без надлежащего обращения лица претендующего на назначение пенсии с соответствующими документами назначение пенсии не может быть осуществлено.

Из правового анализа содержания положений данного Закона, следует, что возникновение у военнослужащего права на получение пенсии, при отсутствии факта обращения указанного военнослужащего в уполномоченный орган за ее назначением, не порождает обязанности у пенсионного органа по начислению (назначению) пенсии, поскольку это напрямую зависит от волеизъявления субъекта данного права.

Истец обратился с заявлением о назначении пенсии в дата и оно поступило в военный комиссариат <адрес> дата. Заявление истца о назначении пенсии с приложенными документами и личным делом поступило в военный комиссариат <адрес> дата (вх.уч.38386).

Военным комиссариатом <адрес> пенсия назначена с дата. За период с дата по дата осуществлена доплата суммы пенсии в размере рублей копеек.

При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней (ч. 2 ст. 53 Закона -I). Во исполнение указанной нормы военным комиссариатом <адрес> осуществлена доплата суммы пенсии за период с дата по дата в сумме рублей копеек. Вышесказанное истцом не опровергнуто.

Возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о назначении пенсии, обеспечивают им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за пенсией (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 426-О и от дата N 159-О).

Таким образом, положения пенсионного законодательства в этой части устанавливают, что днем возникновения права на пенсию за выслугу лет является день увольнения со службы и прекращения выплаты денежного довольствия, а день обращения за назначением пенсии и сроки ее назначения связаны с представлением заявления и необходимых для назначения пенсии документов.

С учетом изложенного, суд считает, что оснований для доплаты суммы пенсии с даты исключения из списков части, не имеется.

Назначение пенсии с даты исключения истца из списков части (дата) и только лишь после обращения самого истца с заявлением, не является нарушением и не ведёт к применению к спорным правоотношениям ч.2 ст.58 Закона РФ от дата .

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.ст.59 и 60 ГПК РФ - суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Поскольку каких-либо доказательств, с бесспорной очевидностью подтверждающих начисление истцу пенсии с нарушением действующего пенсионного законодательства в истцом не представлено, то оснований для удовлетворения искового заявления не имеется.

Истцом не представлены доказательства в обоснование своих требований.

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ

В удовлетворении искового заявления Капацыны А. В. к Военному комиссариату <адрес> и Федеральное казанное учреждение «Объединенное стратегическое командование южного военного округа» ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Южному военному округу», Главному управлению внутренних дел по <адрес>, Главному управлению внутренних дел <адрес> и <адрес> об изменении даты назначения пенсии, включении в выслугу лет срока службы в особых условиях и перерасчете пенсии- отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца через Промышленный районный суд <адрес>.

Судья                                Л.А.Шевелёв

2-1075/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Капацына Андрей Викторович
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат СК"
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа"
Другие
Захарченко Андрей Александрович
Кумченко Сергей Владимирович
Абасов Артур Рифатович
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Судья
Шевелев Л.А.
Дело на странице суда
promyshleny.stv.sudrf.ru
09.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2019Передача материалов судье
18.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.12.2019Предварительное судебное заседание
18.02.2020Предварительное судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
17.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее