РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2013 года город Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Онищенко Ф.И., при секретаре судебного заседания Головченко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащей по контракту войсковой части № <данные изъяты> Сазоновой С. В. об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», связанных с отказом в признании нуждающейся в получении жилья по избранному месту жительства,
установил:
В соответствии с уведомлением начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» (далее 3-й отдел РУЖО МО РФ) от 18 февраля 2013 года заявителю Сазоновой отказано в признании нуждающейся в получении жилья по избранному месту жительства в <адрес>, в связи с наличием у заявителя в собственности жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Заявитель Сазонова в своем заявлении просит военный суд:
признать незаконным указанное выше решение начальника 3-го отдела РУЖО МО РФ;
обязать начальника 3-го отдела РУЖО МО РФ признать её нуждающейся в получении жилья по избранному месту жительства в городе Перми на состав семьи 1 человек.
Обосновывая свои требования, Сазонова в заявлении указала, что приведенным выше отказом нарушается её право на получение жилого помещения в избранном месте жительства, предусмотренное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так как она подлежит увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Возражая против удовлетворения требований заявителя, должностное лицо в заявлении указало, что оснований для признания Сазоновой нуждающейся в получении жилья по избранному месту жительства в <адрес>, в связи с наличием у последней в собственности жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Исследовав представленные доказательства и оценив их допустимость, относимость, достоверность каждого в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
Так, из выписки из послужного списка военнослужащей, справок войсковой части № № от 22 января 2013 года и копии контракта о прохождении военной службы, исследованных в суде, усматривается, что Сазонова является военнослужащей, проходящей военную службу по контракту на соответствующей воинской должности в войсковой части №. При этом, календарная выслуга лет Сазоновой составляет более 23 лет.
Из исследованных в суде копий договора купли-продажи от 6 марта 1995 года, регистрационного удостоверения № от 13 марта 1995 года, поквартирной карточки от 27 марта 2013 года и финансового лицевого счета № следует, что Сазонова имеет в собственности квартиру общей площадью 26,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно исследованным в суде заявлению Сазоновой в адрес начальника 3-го отдела РУЖО МО РФ и уведомлению начальника этого отдела РУЖО МО РФ от 18 февраля 2013 года № Сазоновой отказано в признании нуждающейся в получении жилья по избранному месту жительства в <адрес>, в связи с наличием у заявителя в собственности жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Такое решение должностного лица, по мнению военного суда, противоречит действующему законодательству и нарушает право военнослужащего, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволенными с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 ст. 6 того же Федерального закона предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных нормативных предписаний позволяет сделать вывод о том, что избрание военнослужащим перед увольнением с военной службы соответствующего места жительства, не совпадающего с его последним местом службы, является самостоятельным правовым основанием, для его признания нуждающимся в получении жилого помещения в этом избранном месте жительства.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона обеспечение жильем военнослужащих – граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, и членов их семей, при перемене места жительства, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органам исполнительной власти, в котором федеральным законам предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Следовательно, обязанность учета военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по последнему месту службы и выразивших желание быть обеспеченными таковым по избранному месту жительства, отличному от места службы, в связи с увольнением с военной службы по указанным выше основаниям, возложена на соответствующие органы того федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили (проходят) военную службу.
Применительно к Министерству обороны РФ таковыми являются Департамент жилищного обеспечения данного министерства и его структурные подразделения, поскольку именно этими органами данные военнослужащие после увольнения в запас и будут обеспечиваться жилыми помещениями по избранному месту жительства.
Основания и порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства регламентирован Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1054 от 6 сентября 1998 года. Данные правила действуют в части не противоречащей Жилищному кодексу РФ и Федеральным законам.
Подпунктом «и» пункта 7 Правил, в качестве основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений в избранном месте жительства установлено избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Как усматривается из ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется соответствующим органом на основании заявления гражданина о принятии на учет.
Перечень документов и порядок совершения действий для решения этого спорного вопроса определен Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, введенной в действие приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2012 № 1280.
Кроме того, как явствует из исследованной в суде справки войсковой части № № от 22 января 2013 года, Сазонова планируется к увольнению с военной службы по основанию – в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Таким образом, военный суд приходит к выводу, что право заявителя на признание её нуждающейся в получении жилья по избранному месту жительства, отличном от места прохождения военной службы, было нарушено должностным лицом.
В соответствие со ст. 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» нарушенное право гражданина должно быть восстановлено в полном объеме.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав заявителя, военный суд признает незаконным уведомление начальника 3-го отдела РУЖО МО РФ от 18 февраля 2013 года №, в связи с чем полагает необходимым обязать указанное должностное лицо вынести решение о признании Сазоновой нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в <адрес> на состав семьи 1 человек.
Удовлетворяя требования заявителя, военный суд также исходит из того, что приведенные выше правовые нормы устанавливают самостоятельное основание для признания военнослужащих перечисленных категорий нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) – перемена ими в связи с увольнением с военной службы места жительства.
При этом, наличие у заявителя других жилых помещений, равно как совершенные с этими жилыми помещениями действия и гражданско-правовые сделки, должны учитываться при предоставлении военнослужащему жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, но не при решении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) в <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ военный суд,
решил:
Заявление <данные изъяты> Сазоновой С. В. об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», связанных с отказом в признании нуждающейся в получении жилья по избранному месту жительства, – удовлетворить.
Признать незаконным уведомление начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» от 18 февраля 2013 года № в части отказа Сазоновой С.В. в признании нуждающейся в получении жилья по избранному месту жительства в <адрес>.
Обязать начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» вынести решение о принятии Сазоновой С.В. на учет, как нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в <адрес> на состав семьи 1 человек.
Решение может быть обжаловано в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий по делу Ф.И. Онищенко