Решение по делу № 2а-16/2022 (2а-2005/2021;) от 30.04.2021

Дело №2а-16/2022

11RS0005-01-2021-003152-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд в составе:

председательствующий судья Утянский В.И.,

при секретаре Евсевьевой Е.А.,

с участием прокурора Драер А.Ю.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании 14 апреля 2022г. в г. Ухте дело по административному исковому заявлению Демьяненко В.В. к ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК, начальнику медицинской части МСЧ-14 ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК Лаховой Н.В. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ИК-19 при выводе его на оплачиваемые работы. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что нарушались его права на надлежащее содержание в ФКУ ИК-19 (г. Ухта) в период с 12.02.2020г. по 15.02.2021г. Истец имеет опасное заболевание – .... (сердечная недостаточность 3 ст.). С 04.12.2019г. по 13.02.2021г. не получал лечение по вине начальника медчасти ИК-19 Лаховой Н.В. по его заболеванию (что отражено в медкарте). В течение 1 года 2 месяцев не предоставлялась возможность пройти обследование (консультацию) у врача-кардиолога, хотя в это же время нач. медчасти Лахова Н.В. неоднократно вывозила других осужденных на обследование (консультацию) в Ухтинскую поликлинику к кардиологу Зудихиной С.К. С 12 февраля 2020г. по 20 апреля 2020г. истец работал в столовой учреждения подсобным рабочим, фактически работал поваром. С декабря 2019г. проходил медкомиссию. За указанный период истец пожарил более 20 тонн рыбы, находясь у плит и не отходя от них по 5-6 часов в сутки. Начальнику медчасти это было достоверно известно, однако не был подан рапорт о том, что истец не может работать по медицинским противопоказаниям. 12.02.2021г. истца вывезли в поликлинику г. Ухты, где он был осомтрен кардиологом Зудихиной С.К., после чего 13.02.2021г. нач. медчасти подала рапорт о том, что он не может быть трудоустроен в столовой. 15.02.2021г. истца с рабочего места без оформления временной нетрудоспособности и ознакомления с приказом об увольнении этапировали в ФКЛПУБ-18. Тем самым, истец более года работал при наличии медицинских противопоказаний. Со стороны начальника медицинской части были допущены нарушения, выразившиеся в неоказании надлежащей медицинской помощи; при наличии смертельно опасного заболевания работал ежедневно в столовой (без медкнижки), где не мог работать при наличии медицинских противопоказаний; не выдали лист временной нетрудоспособности, не ознакомили с приказом об увольнении. Истец просит взыскать в счет компенсации за нарушение условий содержаний сумму 250 руб. за каждый день нарушений с 04.12.2019г. по 15.02.2021г.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.

Административный истец Демьяненко В.В. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном разбирательстве не направил.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми Тихонова Н.В., представляющая также на основании доверенности ФСИН России, полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Другие участники процесса в судебное заседание не прибыли, извещались надлежащим образом.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Выслушав заключение прокурора, полагавшего наличие недостатков при оказании медицинской помощи установленным, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 55 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3).

Такие ограничения, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим). Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 11 УИК РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Исходя из положений ч. 1 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 118 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005г. №205 и действовавших до 16.12.2016г., лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.

Согласно п. 123, п. 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016г. №295 (зарегистрированы в Минюсте РФ 26.12.2016г. №44390) лечебно-профилактическая и санитарно- профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. В ИУ осуществляется:медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.

В силу п. 101 раздела 4 приказа Министерства здравоохранения РФ и Министерства юстиции РФ от 17.10.2005г. №640/190 «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», больницы для подозреваемых, обвиняемых и осужденных являются лечебно-профилактическими учреждениями УИС, предназначенными для оказания квалифицированной медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждениях. Они могут создаваться как самостоятельные учреждения УМС, так и в составе других учреждений УИС (ИК, ВК, СИЗО, ЛИУ).

Согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные (ч. 1 ст. 104 УИК РФ).

Материалами дела установлено, что Демьяненко В.В. осужден приговором суда к уголовному наказанию в виде лишения свободы, прибыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по республике Коми (г. Ухта) 04.12.2019г.

Истец ссылается на допущенные нарушения при привлечении его к оплачиваемому труду, не оформление листка нетрудоспособности, ненадлежащее оказание медицинской помощи и лечение.

Рассматривая доводы истца о нарушениях при допуске к труду, суд учитывает следующее.

Согласно приказу начальника ФКУ ИК-19 от 17.04.2020г. №44-ос и на основании рапорта о выводе на оплачиваемые работы Демьяненко В.В. назначен на должность подсобного рабочего (столовая), участка №15, с 17.04.2020г., согласно штатного расписания согласно штатному расписанию (смета федеральный бюджет), с должностным окладом 3473 руб. (по состоянию на 01.01.2018г.) (л.д. 87-88).

При назначении административного истца на должность был подан рапорт начальника ОКБИиХО от 17.04.2020г., в котором также имеется заключение врача от 16.04.2020г. о том, что Демьяненко В.В. годен к работе подсобным рабочим без тяжелого физического труда и ночных смен (л.д. 89). Тем самым, доводы истца об отсутствии медицинского осмотра при приеме на работу подлежат отклонению.

Приказом начальника ФКУ ИК-19 от 12.02.2021г. №22-ос осужденный Демьяненко В.В. освобожден с должности подсобного рабочего (столовая) участка №15, 12.02.2021г. в связи с этапированием в ФКЛПУБ-18 УФСИН России по РК, 15.02.2021г., выплатив компенсацию за неиспользованный отпуск за фактически отработанное время в период работы с 17.04.2020г. по 12.02.2021г. в количестве 10 рабочих дней (л.д. 77).

На указанный приказ Ухтинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 23.04.2021г. принесен протест №17-03-2021 в связи с тем, что этапирование в ФКЛПУБ-18 фактически не является переводом согласно ч. 2 ст. 81 УИК РФ (л.д. 42-43). Протест прокурора рассмотрен 18.05.2021г. (л.д. 44), приказом от 20.05.2021г. №75-ос внесены изменения в приказ №22-ос от 12.02.2021г., осужденный Демьяненко В.В. освобожден с должности подсобного рабочего (столовая) участка №15, 12.02.2021г. в связи с убытием в ФКЛПУБ-18 УФСИН России по РК по исключительным обстоятельствам, препятствующим дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, 15.02.2021г., выплатив компенсацию за неиспользованный отпуск за фактически отработанное время в период работы с 17.04.2020г. по 12.02.2021г. в количестве 10 рабочих дней (л.д. 74).

Осужденному Демьяненко В.В. оформлены листки нетрудоспособности 15.06.2021г. на период нетрудоспособности с 09.02.2021г. по 14.02.2021г. и от 17.06.2021г. на период нетрудоспособности с 15.02.2021г. по 05.03.2021г., произведен расчет пособия по временной нетрудоспособности, в том числе за счет средств работодателя 1781,73 руб., за счет ФСС 3563,46 руб. и 10996,94 руб. (л.д. 55-62).

Суммы пособия по временной нетрудоспособности выплачены истцу, что подтверждается расчетным листком за июнь 2021г., реестром №16 от 02.07.2021г., платежными поручениями от 06.07.2021г. и 23.06.2021г. (л.д. 50-54).

Согласно должностной инструкции №ДИ-07-2020 подсобного рабочего столовой ФКУ ИК-19, утвержденной начальником учреждения, в обязанности подсобного рабочего кухни-столовой входит: осуществлять подготовку обеденного зала к приему пищи; осуществлять уборку помещений столовой, территории, прилегающей к столовой; осуществлять дезинфекцию помещений кухни и столовой; разгружать (доставлять) сырье и полуфабрикаты в столовую; осуществлять очистку и доочистку картофеля и овощей, чистку и мытье оборудования, уборку отходов в специальные контейнеры (л.д. 47-49).

Тем самым, доводы административного истца об отсутствии медосмотра, не оформлении листков нетрудоспособности, осуществлении приготовления пищи при исполнении трудовых обязанностей, подлежат отклонению. Несостоятельны доводы о приеме на работу без оформления медицинской книжки, поскольку они не основаны на законе, в т.ч. ст. 103, 104 УИК РФ. Административный истец не был ознакомлен с приказом об увольнении ввиду отсутствия приказа об увольнении так такового. Отсутствие в материалах дела сведений об ознакомлении истца с приказом от 12.02.2021г. об освобождении от должности и приказом от 20.05.2021г. о внесении изменений в приказ об освобождении от должности не свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку все недостатки и нарушения при оформлении приказа об освобождении от должности были устранены, истцу оформлены листки нетрудоспособности, произведена выплата пособия по временной нетрудоспособности. Тем самым, нарушенные права истца в данной части были восстановлены до обращения заявителя в суд за защитой нарушенного права. Несостоятельны утверждения истца о необходимости оформления листков нетрудоспособности после 05.03.2021г., поскольку отсутствуют правовые основания к этому, истец был возвращен из Больницы-18 в ФКУ ИК-19 и, следовательно, в связи с отсутствием периода временной нетрудоспособности такой листок не оформлялся.

Оценивая доказательства в их совокупности, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований в данной части, поскольку действия администрации исправительного учреждения не противоречат действующему национальному законодательству и не нарушают права и свободы заявителя.

В силу ч. 2 ст. 10 УИК Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Указанной нормой права установлены особенности правового положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию: при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, но с учетом определенных изъятий и правоограничений, что соответствует положениям ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому сужение правоспособности осужденных осуществляется в указанных интересах как нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этих лиц, так и нормами уголовно-исполнительного законодательства на этапе исполнения наказания, а также иными федеральными законами.

При изложенных обстоятельствах доводы истца о нарушении закона со стороны администрации ИК и несоответствии их действий требованиям уголовно-исполнительного закона в данной части подлежат отклонению.

В ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

К таким обстоятельствам, доказать которые должен административный истец, относятся следующие: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.01.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, законодатель и правоприменитель предусмотрели, что удовлетворение требований, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Рассматривая требования истца о ненадлежащем оказании медицинской помощи, суд учитывает следующее.

Истец связывает исковые требования с ненадлежащим оказанием медицинской помощи и лечением в исправительном учреждении ИК-19 с 12.02.2020г. по 15.02.2021г.

В ходе судебного разбирательства с целью определения качества медицинской помощи по делу была назначена судебно-медицинская экспертиза, производство которой поручено ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (г. Сыктывкар).

Согласно заключению комиссионной судебной экспертизы №03/310-21/54-22 (п) по данным представленной медицинской документации в период содержания в ФКУ ИК-19 с 04.12.2019г. по 15.02.2021г. у осужденного Демьяненко В.В. имелись следующие хронические заболевания:

....

....

....

....

....

Эксперты отметили, что не выявлено случаев обращения Демьяненко В.В. за экстренной медицинской помощью. В период с 04.12.2019г. по 15.02.2021г. истцу не были проведены консультации эндокринолога, кардиолога, сосудистого хирурга, в которых он нуждался, соответственно не проведено полное обследование истца для назначения полноценного лечения. С 15.02.2021г. по 05.03.2021г. истец находился на стационарном лечении в терапевтическом отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России (учреждение ФКЛПУБ-18) с диагнозом «.... В стационаре истцу проведено полноценное обследование, назначено адекватное лечение, рекомендовано проведение хирургического лечения .... Нуждается в консультации сосудистого хирурга для решения вопроса об оперативном лечении в ГУ РК «КРКД» в кардиологическом отделении. Осужденный Демьяненко В.В. отказывался от консультации сосудистого хирурга и оперативного лечения, в карте имеется его заявление от 29.03.2021г.

Эксперты пришли к выводу, что по данным медицинской документации, объективных признаков ухудшения состояния здоровья Демьяненко В.В. в период нахождения в учреждении уголовно-исполнительной системы не выявлено. Общее состояние здоровья истца, согласно данным медицинской документации» расценивается как удовлетворительное, в динамике соответствует характеру и тяжести имеющихся хронических заболеваний. Степень тяжести вреда здоровью оценке не подлежит в связи с невозможностью установить сущность вреда.

Также эксперты отметили, что в период с 04.12.2019г. по 09.02.2021г. истцу не проведены консультации эндокринолога, кардиолога, сосудистого хирурга, в которых он нуждался, соответственно не проведено полное обследование истца для назначения полноценного лечения. В период стационарного и амбулаторного лечения с 15.02.2021г. оказанная медицинская помощь соответствовала требованиям приказа Министерства юстиции РФ №285 от 28.12.2017г. «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».

У суда не имеется оснований не доверять научно-обоснованному мнению компетентных экспертов, не заинтересованных в исходе дела, имеющих необходимую квалификацию и опыт работы, предупреждавшихся об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение.

Суд учитывает, что отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пп. 3, 9 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В п. 21 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 26).

Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 28.12.2017г. №285.

Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС – в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

На основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Судебным разбирательством с достоверностью подтвержден факт наличия дефекта при оказании медицинской помощи истцу, что подтверждается заключением судебной экспертизы, иными доказательствами и не оспорено ответчиками.

Тем самым, доводы истца в данной части заслуживают внимания. При изложенных обстоятельствах, требования истца подлежат частичному удовлетворению в части взыскания с ФСИН денежной компенсации за нарушение условий содержания.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

При определении размера компенсации, по мнению суда, следует учитывать и следующие обстоятельства.

Разрешая вопрос о размере компенсации, суд в соответствии с положениями ст. 227.1 КАС РФ, разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», принимает во внимание объем и характер причиненных истцу страданий, длительность периода, в течение которого в отношении истца допускались нарушения, отсутствие сведений об ухудшении состояния здоровья истца, требования разумности и справедливости и приходит к выводу о взыскании с ФСИН России в пользу истца компенсации в размере 10 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 227, 227.1 КАС РФ,

р е ш и л:

Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Демьяненко В.В. денежную компенсацию за нарушение условий содержания в размере 10 000 рублей.

В остальной части административных исковых требований Демьяненко В.В. к ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК, начальнику медицинской части МСЧ-14 ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК Лаховой Н.В. – в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста (мотивированное решение – 19 апреля 2022г.).

Судья В.И. Утянский

2а-16/2022 (2а-2005/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Демьяненко Валерий Валерьевич
Ответчики
Начальник мед.части МСЧ-14 ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК Лахова Н.В.
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по РК
ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК
ФСИН России
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Утянский Виталий Иванович
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
30.04.2021Регистрация административного искового заявления
02.05.2021Передача материалов судье
04.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2021Судебное заседание
20.08.2021Судебное заседание
14.04.2022Производство по делу возобновлено
14.04.2022Судебное заседание
19.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее