К делу №2-782/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июня 2021г. п.Тульский
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Бражникова Е.Г.,
при секретаре Долголенко С.Н.,
представителя истца по доверенности ФИО5,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев исковое заявление ФИО2 к ГУ УПФРФ в <адрес> об установлении факта проживания на территории Российской Федерации, признании решения ГУ УПФРФ в <адрес> незаконным, об обязаниипроизвести выплату социальной пенсии по инвалидности,
установил:
ФИО2 обратился в Майкопский районный суд с указанным иском к ГУ УПФРФ в <адрес>.
В обоснование требований указал, что 14.11.2018г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении и выплате пенсионного обеспечения, начиная с даты установления инвалидности, и по 01.12.2018г.
С аналогичным заявлением истец обратился к ответчику 27.06.2019г.
19.11.2018г. и 28.06.2019г. от ответчика были получены ответы об отказев назначении пенсии.
Данные решения (ответы) истец считает незаконными по следующим основаниям.
15.11.2017г. ФКУ ГБ МСЭ по РА истцу была установлена третья группа инвалидности.
14.05.2018г. истцом было получено разрешение на временное проживание на территории РФ.Согласно страховому свидетельству обязательного пенсионного страхования №, оно было выдано 07.02.2012г.
В соответствии с пп.1 п.1, п.2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001№-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в РФ инвалиды I, II и III группы.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, имеют право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Согласно абз. 7, 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, является вид на жительство; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Вид на жительство получен истцом 14.05.2018г.
Между тем, норма пп.1 п.1, п.2 ст. 11 Закона №166-ФЗ связывает право на получение социальной пенсии по инвалидности именно с фактом постоянного проживания на территории Российской Федерации, которое не исключается и в случае отсутствия у иностранного гражданина вида на жительство.
Соответствующая правовая позиция изложена Конституционным Судом РФ в определениях от ДД.ММ.ГГГГ №-О и от ДД.ММ.ГГГГ №-О.
Само по себе отсутствие вида на жительство не может рассматриваться как обстоятельство, лишающее гражданина права на пенсионное обеспечение.
В связи с отказами ответчика в назначении пенсии, истец вынужден обратиться в суд с целью установления факта проживания на территории РФ с 15.11.2017г. по 01.12.2018г., признания решений (ответов) ГУ УПФ РФ в <адрес> от 28.06.2019г. и от 19.11.2018г. незаконными и их отмене, а также с требованием обязать ответчика произвести истцу начисление и выплату социальной пенсии по инвалидности со дня признания его инвалидом, то есть с 15.11.2017г., до окончания срока установления инвалидности - 01.12.2018г.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 исковые требования поддержал и просил удовлетворить их. Пояснил, что в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, отсутствие вида на жительство на территории РФ не является основанием для отказа в назначении социальной пенсии по инвалидности.
Представитель ответчика ГУ УПФРФ в <адрес> Республики Адыгея ФИО4 исковые требования не признала, просила суд в иске отказать. Пояснила, что по первому обращению о выплате социальной пенсии по инвалидности истцу было отказано в связи с отсутствием у него вида на жительство. Впоследствии истец получил вид на жительство, но у него была снята инвалидность.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее Закон №166-ФЗ), право на пенсию имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане РФ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
В части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено такое же условие постоянного проживания в Российской Федерации в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства для возникновения права на получение страховой пенсии наравне с гражданами РФ.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 11 Закона №166-ФЗ право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерацииинвалиды I, II и III группы.
В п. 2 ст. 24 указанного Закона установлен перечень документов, необходимых для установления пенсии. Правила обращения за пенсией, правила выплаты пенсии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 41 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» (далее - Приказ №н) для назначения социальной пенсии необходим документ о постоянномпроживании в Российской Федерации.
Статьёй 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство.
Аналогичная норма содержится в пункте 60 Приказа №н, в соответствии с которым документом, удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации,период постоянного проживания на территории Российской Федерации, гражданство иностранного гражданина, является вид на жительство иностранного гражданина,выданный территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, а документом, подтверждающим его место жительства - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.
В судебном заседании установлено, что 14.11.2018г.ФИО2 обратился в УПФРФ в <адрес> с заявлением о назначении и выплате ему пенсионного обеспечения, начиная с даты установления инвалидности и по ДД.ММ.ГГГГ. К заявлению истец приложил копию справки МСЭ, СНИЛС, ИПРА инвалида, а также копию разрешения на временное проживанияна территории Российской Федерации.
По итогам рассмотрения заявления УПФРФ в <адрес> отказало ФИО2 в назначении пенсии по инвалидности в связи с тем, что он не представилвид на жительство иностранного гражданина, то естьдокумент о постоянном его проживании на территории Российской Федерации.
27.06.2019г.ФИО2 вновь обратился в УПФРФ в <адрес> с заявлением о выплате ему пенсии по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представив копию справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, копию страхового свидетельства ОПС и копию вида на жительство.
Согласно представленной справке МСЭ истцу была установлена инвалидность до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент подачи второго заявления ФИО2 уже не являлся инвалидом и не имел права на пенсию по инвалидности, посколькусогласно п. 2 ч. 5 ст. 22 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня. В соответствии со ст. 23 Закона №166-ФЗ пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что признание за иностранным гражданином права на пенсионное обеспечение при отсутствии у него вида на жительство (то есть документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории РФ) противоречит вышеуказанным положениям законодательства.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со ст. 267 ГПК РФ, в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов.
Как следует из вида на жительства иностранного гражданина,истец его получил 04.06.2019г. Данный документ подтверждает постоянное проживание в Российской Федерации, в связи с чем суд приходит к выводу о необоснованности требования истца об установлении факта проживания на территории РФ.
Ссылка истца и его представителя на правовую позицию Конституционного Суда РФ (о праве на получение социальной пенсии по инвалидности при отсутствии вида на жительство)является не состоятельной.
Так, Конституционный Суд РФ в Определенииот ДД.ММ.ГГГГ №-О выразил свою позицию по иной ситуации- когда лицо имело статус беженца при наличии уважительных причин для необращения за получением вида на жительство.
В этом же Определении указано, что вид на жительство удостоверяет право на постоянное проживание и подтверждает законность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ГУ УПФРФ в <адрес> Республики Адыгея об установлении факта проживания на территории Российской Федерации, признании решения ГУ УПФРФ в <адрес> незаконным, об обязании произвести выплату социальной пенсии по инвалидности отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия верна. Судья: Е.<адрес>