Решение от 13.04.2023 по делу № 2-1283/2023 (2-11330/2022;) от 07.12.2022

УИД 72RS0014-01-2022-014885-43

дело № 2-1283/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                                                             13 апреля 2023 года

Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Седовой О.Г.,

при секретаре Сагитове А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского АО г. Тюмени в интересах Люшниной Татьяны Семеновны к Государственному автономному учреждению здравоохранения Тюменской области «Городская поликлиника № 17» о признании права на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, обязании обеспечить бесплатными лекарственными препаратами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского АО г. Тюмени в интересах Люшниной Т.С. обратился в суд с иском к ГАУЗ Тюменской области «Городская поликлиника № 17» о признании права на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, обязании обеспечить бесплатными лекарственными препаратами, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой округа была проведена проверка по обращению представителя по доверенности Карачарова А.В. о нарушении социальных прав его матери Люшниной Т.С. об отказе в назначении жизненно важных лекарственных препаратов. Установлено, что Люшнина Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты> года), является инвалидом <данные изъяты> группы и имеет право на набор социальных услуг в виде льготного лекарственного обеспечения. Заявитель зарегистрирована по адресу: Ханты - Мансийский автономный округ, <адрес>, с 29.07.2018 наблюдается в ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17». Из ответа ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» от 24.11.2022 № 5058/22 следует, что льготное лекарственное обеспечение препаратами (таблетки леводопа + бенсерозид 250 мг № 200, индапамид 2,5 мг № 90, бисопролол 2,5 мг № 90, лозартан 12,5 мг № 90, ацетилсалициловая кислота 100 мг № 90, левотироксин 50 мкг № 100) пациента осуществляется согласно требованиям приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 929н/1345н от 21.12.2020 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан». Вышеперечисленные лекарственные препараты назначены врачом - терапевтом ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» от 12.05.2021. Рецептурные бланки в рамках государственной социальной помощи сроком на 3 месяца на вышеуказанные лекарственные препараты были оформлены ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» Люшниной Т.С. 05.08.2021. Таким образом, по октябрь 2021 года включительно пациент была обеспечена рекомендованными препаратами в рамках льготного лекарственного обеспечения на регулярной основе. С 01.09.2022 Люшнина Т.С. не обеспечивается льготными лекарственными препаратами. Для получения льготных лекарственных препаратов заявителю предложено перевести выплатное (пенсионное) дело по месту фактического пребывания из г. Пыть-Ях в г. Тюмень. 04.07.2022 неврологом ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» и паркинсологом ГАУЗ ТО «Областной лечебно - реабилитационный центр» принято решение о смене лекарственного препарата «леводопа + бенсерозид» на «леводопа + карбидопа» 25/250. 20.07.2022 врачебной комиссией, проведенной в ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17», принято решение об обеспечении лекарственным препаратом «леводопа + карбидопа» 250 мг № 100 по жизненным показаниям. Люшнина Т.С. обеспечена лекарственным препаратом «леводопа + бенсерозид» 250 + 25 мг № 100 на срок до 02.01.2023. Таким образом, льготным лекарственным препаратом «леводопа + бенсерозид» («леводопа + карбидопа») Люшнина Т.С. не была обеспечена с ноября 2021 по 22.07.2022, т.е. на протяжении 9 месяцев. Вместе с тем, в ходе проведения проверки по обращению ФИО8 в интересах Люшниной Т.С., выявлены нарушения прав пациента на оказание качественной и своевременной медицинской помощи, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении бесплатными лекарственными препаратами. Право Люшниной Т.С., являющейся инвалидом <данные изъяты> группы на бесплатное лекарственное обеспечение закреплено помимо вышеуказанных нормативных актов в статье 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», постановлении Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В ходе проведения проверки прокуратура округа пришла к выводу о нарушении прав пациента на оказание качественной и своевременной медицинской помощи, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении бесплатными лекарственными препаратами. Ссылка ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» (ответ от 24.11.2022 № 5058/22) на применение Порядка в части разового обеспечения пациента льготными лекарственными препаратами сроком на 1 месяц является несостоятельной, так как в соответствии с абзацем 2 пункта 20 Порядка указанный срок не является пресекательным. В соответствии с абзацем 2 пункта 20 Порядка в случае выезда гражданина за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, на территорию другого субъекта Российской Федерации на срок, превышающий 6 месяцев, или в случае изменения места жительства, такому пациенту назначаются лекарственные препараты, медицинские изделия или специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов на срок применения не более 1 месяца либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуется обеспечение такого пациента лекарственными препаратами, медицинскими изделиями или специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на срок применения не более 1 месяца. Указанная норма права позволяет производить назначение лекарственных препаратов неоднократно, но на срок применения не более 1 месяца. Таким образом, ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» в рамках действующего законодательства имеет право обеспечивать льготными лекарственными препаратами заявителя на срок применения не более 1 месяца, производя их назначение неограниченное количество раз в период пребывания Люшниной Т.С. в Тюменской области. Более того, законодатель предусмотрел исключение случаев «двойного» назначения льготных лекарственных препаратов, регламентировав данную процедуру в абзаце 4 пункта 20 Порядка, согласно которому сведения о количестве назначенных и отпущенных пациенту или его законному представителю в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта лекарственных препаратах, медицинских изделиях или специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов вносятся в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Прокурор Ленинского АО г. Тюмени просил суд признать право Люшниной Т.С. на бесплатное обеспечение назначенными льготными лекарственными препаратами за счет средств бюджета Тюменской области в период пребывания в Тюменской области; обязать ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» при наличии медицинских показаний обеспечить назначенными льготными лекарственными препаратами: таблетки леводопа + карбидопа 250 мг № 100, индапамид 2,5 мг № 90, бисопролол 2,5 мг № 90, лозартан 12,5 мг № 90, ацетилсалициловая кислота 100 мг № 90, левотироксин 50 мкг № 100) Люшнину    Т.С., 02.01.1959 года рождения, в период пребывания в Тюменской области.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Тюменской области, Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре, Департамент здравоохранения Тюменской области, в качестве третьего лица Фонд Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации.

Прокурор Ленинского АО г. Тюмени заявлением от 16.02.2023 уточнил исковые требования, просил суд признать право Люшниной Т.С. на бесплатное обеспечение назначенными льготными лекарственными препаратами за счет средств бюджета Тюменской области в период пребывания в Тюменской области; обязать ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» при наличии медицинских показаний обеспечить назначенными льготными лекарственными препаратами: таблетки леводопа + карбидопа 250 мг № 100, индапамид 2,5 мг № 90, бисопролол 2,5 мг № 90, лозартан 12,5 мг №90, ацетилсалициловая кислота 100 мг № 90, левотироксин 50 мкг № 100) Люшнину Т.С. в период пребывания в Тюменской области; обязать Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Тюменской области включить Люшнину Т.С. в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания.

        В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского АО г. Тюмени Доденкова Е.О., заявленные исковые требования, с учетом их уточнения поддержала, просила их удовлетворить.

        Истец в судебное заседание не явилась, извещена о дне слушания дела надлежащим образом.

Представители ответчика ГБУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» Ячигина О.В. и Подшивалова О.И., действующие на основании доверенностей от 24.11.2022, представили в дело письменный отзыв на исковое заявление, указали, что обеспечение лекарственным препаратами по рецептам врача бесплатно Люшниной Т.С. на постоянной основе по месту ее фактического проживания будет продолжено после включения ее в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Отмечают, что в соответствии с письмом Минтруда России от 01.12.2022 № 26-3/10/В-16635 после прохождения процедуры идентификации в Федеральном регистре сведения о гражданах подлежат включению в региональный 3-й сегмент Федерального регистра по месту его пребывания и передаются в уполномоченные органы здравоохранения в рамках действующего межведомственного соглашения. Орган здравоохранения по месту временного пребывания гражданина в целях его идентификации в Федеральном регистре направляет запрос в отделение ПФР для подтверждения права на обеспечение лекарственными препаратами. Срок обработки запроса и передачи ответа не должен превышать 5 рабочих дней с момента поступления запроса в отделение ПФР. Законодательство Российской Федерации не содержит положений, обязывающих гражданина переводить выплату пенсии и (или) иных социальных выплат по месту временного пребывания. Таким образом, идентификация гражданина в Региональном сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возможна по запросу регионального органа здравоохранения в отделение ПФР без перевода гражданином своего выплатного дела из региона, где он постоянно зарегистрирован, в регион его временного пребывания. Просят исковые требования Прокурора Ленинского АО г. Тюмени в интересах Люшниной Т.С., в части обязания Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Тюменской области включить Люшнину Т.С., 02.01.1959 года рождения в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Тюменской области Белов А.Э., действующий на основании доверенности от 26.12.2022, представил в дело письменный отзыв, в котором просил в иске отказать, указав, что в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Люшнина Т.С. включена в региональный сегмент Федерального регистра граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в ХМАО-Югре и имеет право в части обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врача бесплатно. ГБУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» по обращению истца проинформировало Люшнину Т.С. о том, что в дальнейшем для обеспечения на постоянной основе по месту её фактического проживания в г. Тюмени лекарственными препаратами необходимо обратиться с заявлением в Пенсионный фонд РФ для перевода выплатного дела. От осуществления указанных действий Люшнина Т.С. воздержалась, что стало препятствием для реализации установленного законом порядка обеспечения.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области Березин В.Ю., действующий на основании доверенности от 30.01.2023, представил в материалы дела отзыв и дополнения к отзыву, в которых указывает, что обязанность по обеспечению лекарственными препаратами напрямую лежит на медицинской организации, за которой закреплена Люшнина Т.С. Люшнина Т.С. не состоит на учете как получатель пенсии и ЕДВ в территориальном органе ОСФР по Тюменской области, следовательно, не значится в региональном Регистре по Тюменской области. Люшнина Т.С. и её представитель не обращались в ОСФР по Тюменской области для включения сведений о праве на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в Регистр по Тюменской области. Необходимо обратиться с заявлением о доставке пенсии через электронные сервисы (сайт ПФР, ЕПГУ), в котором проставить отметку о необходимости запроса выплатного дела для постановки на учет в территориальном органе ПФР по новому месту жительства (пребывания, фактического проживания) в г. Тюмени. Сведения о гражданах подлежат включению в региональный сегмент Федерального регистра по месту его пребывания и передаются в уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в рамках действующего межведомственного соглашения.

Представитель третьего лица Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации Панченко Д.А., действующий на основании доверенности от 16.01.2023 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в части обязания Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Тюменской области включить Люшнину Т.С. в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания.

Представитель ответчика Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела надлежащим образом, представил заявление об исключении из числа ответчиков по делу.

Представитель третьего лица Департамента здравоохранения ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Как установлено судом из материалов дела, что Люшнина Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы и имеет право на набор социальных услуг в виде льготного лекарственного обеспечения, что подтверждается справкой МСЭ-2018 , а также информацией ОСФР по Тюменской области от 24.01.2023.

Данные обстоятельства сторонами по спору не оспариваются и также подтверждаются ответчиками в отзывах.

Заявитель зарегистрирована по адресу: <адрес> на момент рассмотрения спора фактически проживает по адресу: <адрес>.

В исковом заявлении истец указывает, что с 29.07.2018 Люшнина Т.С. наблюдается в г. Тюмени, по месту пребывания, в ГБУЗ ТО «Городская поликлиника № 17».

Данное обстоятельство подтверждено ГБУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» в письме от 24.11.2022 № 5058/22, в отзыве, а также представителем ответчика в судебном заседании.

Из содержания письма ГБУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» от 24.11.2022 № 5058/22 также следует, что льготное лекарственное обеспечение препаратами (таблетки леводопа + бенсерозид 250 мг № 200, индапамид 2,5 мг № -90, бисопролол 2,5 мг № 90, лозартан 12,5 мг № 90, ацетилсалициловая кислота 100 мг № 90, левотироксин 50 мкг № 100) пациента осуществляется согласно требованиям приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 929н/1345н от 21.12.2020 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядок).

Вышеперечисленные лекарственные препараты назначены врачом - терапевтом ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» от 12.05.2021. Рецептурные бланки в рамках государственной социальной помощи сроком на 3 месяца на вышеуказанные лекарственные препараты были оформлены ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» Люшниной Т.С. 05.08.2021.

Таким образом, по октябрь 2021 года включительно пациент была обеспечена рекомендованными препаратами в рамках льготного лекарственного обеспечения на регулярной основе (согласно абз.2 п.20 Порядка назначения на срок не более 1 месяца).

С 01.09.2022 Люшнина Т.С. не обеспечивается льготными лекарственными препаратами на основании абз. 3 п. 20 Порядка: «в случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, после прохождения процедуры идентификации в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - Федеральный регистр), сведения о гражданах подлежат включению в региональный сегмент Федерального регистра по месту его пребывания и передаются в уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в рамках действующего межведомственного соглашения».

С учетом изложенного, для получения льготных лекарственных препаратов заявителю предложено перевести выплатное (пенсионное) дело по месту фактического пребывания из г. Пыть - Ях в г. Тюмень.

04.07.2022 неврологом ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» и паркинсологом ГАУЗ ТО «Областной лечебно - реабилитационный центр» принято решение о смене лекарственного препарата «леводопа + бенсерозид» на «леводопа + карбидопа» 25/250.

20.07.2022 врачебной комиссией, проведенной в ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17», принято решение об обеспечении лекарственным препаратом «леводопа + карбидопа» 250 мг № 100 по жизненным показаниям. Люшнина Т.С. обеспечена лекарственным препаратом «леводопа + бенсерозид» 250 + 25 мг № 100 на срок до 02.01.2023.

В исковом заявлении истец указывает, что льготным лекарственным препаратом «леводопа + бенсерозид» («леводопа + карбидопа») Люшнина Т.С. не была обеспечена с ноября 2021 по 22.07.2022, т.е. на протяжении 9 месяцев.

В ходе судебного разбирательства представитель истца ФИО8 пояснял, что истец не имеет намерения переводить пенсионное дело из ХМАО-Югры в г. Тюмень, поскольку это приведет к нарушению ее пенсионных прав и ухудшению финансового положения.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).

В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ), согласно статье 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).

Статьей 29 поименованного закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).

В соответствии со статьями 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды являются получателями государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающих в числе прочего обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень), относящий инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей - инвалидов в возрасте до 18 лет к самостоятельной группе населения, которой все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

Лекарственные препараты, назначенные Люшниной Т.С., включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р.

Таким образом, из приведенных нормативных положений федерального законодательства, а также из содержания Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Тюменской области) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № 29- КГ19-1, от 7 октября 2019 г. № 14-КГ19-10 и от 2 декабря 2019 г. № 11-КГ19-24.

Приказ Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок № 929н/1345н).

В соответствии с пунктом 1 Порядка № 929н/1345н регулирует предоставление гражданам из числа категорий, поименованных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», сведения о которых содержатся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, набора социальных услуг, в том числе: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Таким образом, предоставление набора социальных услуг осуществляется гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (Федеральный регистр).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В целях обеспечения реализации права граждан на получение лекарственных препаратов отделения ПФР в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16 ноября 2004 г. № 195 «О Порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» в рамках заключенных соглашений об информационном взаимодействии ежемесячно в срок до 10-го числа представляют в органы здравоохранения сведения региональных сегментов Федерального регистра о гражданах, имеющих право на получение социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно пункту 13 Порядка № 929н/1345н при обращении в медицинскую организацию гражданин предъявляет наряду с документом, удостоверяющим личность, и документом, подтверждающим право на получение набора социальных услуг, справку, подтверждающую право на получение набора социальных услуг (социальной услуги), выданную территориальным органом ПФР.

При этом право на получение набора социальных услуг (социальной услуги), действует на всей территории Российской Федерации, не ограничивая право пользования социальными услугами местом постоянного проживания.

В соответствии с пунктом 20 Порядка № 929н/1345н в случае выезда гражданина за пределы субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, на территорию другого субъекта Российской Федерации на срок, не превышающий 6 месяцев, такому пациенту органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуется назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий на срок их применения либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуется обеспечение такого пациента лекарственными препаратами, медицинскими изделиями на соответствующий срок.

В случае выезда гражданина за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, на территорию другого субъекта Российской Федерации на срок, превышающий 6 месяцев, или в случае изменения места жительства такому пациенту назначаются лекарственные препараты, медицинские изделия на срок применения не более 1 месяца либо органом здравоохранения организуется обеспечение такого пациента лекарственными препаратами, медицинскими изделиями на срок применения не более 1 месяца.

Таким образом, после прохождения процедуры идентификации в Федеральном регистре сведения о гражданах подлежат включению в региональный сегмент Федерального регистра по месту его пребывания и передаются в уполномоченные органы здравоохранения в рамках действующего межведомственного соглашения.

Люшнина Т.С. состоит на учете как получатель пенсии и ЕДВ по категории <данные изъяты> группы в территориальном органе ОСФР по ХМАО-Югре, то есть значится в региональном сегменте Федерального регистра по ХМАО-Югре - по месту получения пенсионных выплат.

Орган здравоохранения по месту временного пребывания гражданина в целях его идентификации в Федеральном регистре направляет запрос в отделение ПФР для подтверждения права на обеспечение лекарственными препаратами.

При этом законодательство Российской Федерации не содержит положений, обязывающих гражданина переводить выплату пенсии и (или) иных социальных выплат по месту временного пребывания.

Так, постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2007 № 320-п «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Тюменской области» утверждено положение о Департаменте здравоохранения Тюменской области.

В соответствии с пунктом 2.4.2 Положения Департамент здравоохранения Тюменской области осуществляет полномочия в части осуществления полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

На основании изложенных нормативных требований, суд исходит из того, что организационные мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, пребывающих по месту временной регистрации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации проводятся органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Поскольку в настоящее время законодателем не утверждена нормативно-правовая база о порядке взаимодействия между субъектами Российской Федерации за отпущенные за счет средств регионального бюджета иногородним гражданам на льготной основе лекарственные препараты, порядок и объем финансирования на данные цели определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно.

При таких обстоятельствах, суд, установив, что истец имеет право на льготное обеспечение лекарственными препаратами, вне зависимости от места проживания, а отсутствие утвержденного нормативного-правого порядка взаимодействия в части расчетов между субъектами Российской Федерации не должно ущемлять права таких граждан, то имеются правовые основания для удовлетворения требований о признании права за Люшниной Т.С. на бесплатное обеспечение назначенными льготными лекарственными препаратами за счет средств бюджета Тюменской области в период пребывания в Тюменской области, понуждении Департамента здравоохранения Тюменской области, как уполномоченного органа здравоохранения в Тюменской области, при наличии медицинских показаний обеспечить назначенными льготными лекарственными препаратами истца в период пребывания в Тюменской области и включении ее в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания. Правовых оснований для удовлетворения требований к иным ответчикам в указанной части суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 12, 56, 67, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7202161807) ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ + ░░░░░░░░░ 250 ░░ № 100, ░░░░░░░░░ 2,5 ░░ № 90, ░░░░░░░░░░ 2,5 ░░ № 90, ░░░░░░░░ 12,5 ░░ №90, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 100 ░░ № 90, ░░░░░░░░░░░░ 50 ░░░ № 100) ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ /░░░░░░░/         ░. ░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1283/2023 (2-11330/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского АО г.Тюмени
Люшина Татьяна Семеновна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ТО
отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре
ГАУЗ Тюменской области "Городская поликлиника №17"
Департамент здравоохранения Тюменской области
Другие
Фонд пенсионного и социального страхования РФ
Департамент здравоохранения ХМАО-Югры
Суд
Ленинский районный суд г. Тюмень
Судья
Седова О.Г.
Дело на сайте суда
leninsky.tum.sudrf.ru
07.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2022Передача материалов судье
13.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2023Подготовка дела (собеседование)
16.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
01.03.2023Судебное заседание
13.04.2023Судебное заседание
20.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее