Республика Коми, г.Сыктывкар № 11RS0016-01-2021-000070-10
№2-196/2021 (№33-26/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Архаровой Л.В.,
судей Жуковской С.В. и Юдина А.В.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июня 2022 г. в г. Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе Вороновой О.А. на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11 марта 2021 года, которым Вороновой О.А. отказано в иске к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, Леготину А.И. о признании недействительным договора №30/09-65 аренды земельного участка от 30 сентября 2020 года, заключенного между администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и Леготиным А.И..
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения истца Вороновой О.А. и её представителя Данилова А.Ю., а также ответчика Леготина А.И. и его представителя Криштопова М.А., представителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» Мороковой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воронова О.А. предъявила иск к администрации муниципального района «Сыктывдинский», Леготину А.И. о признании незаконными решения администрации муниципального района «Сыктывдинский» о предоставлении Леготину А.И. земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в аренду сроком на 20 лет и договора аренды земельного участка от 30 сентября 2020 года, заключенного между ответчиками.
В обоснование иска указала, что является собственником смежного с ответчиком земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> и имеет интерес в приобретении этого участка, содержала его и в 2015 году возвела на нём хозяйственные постройки (баню, дровяник, сарай, хлев для скотины), неоднократно устно обращалась в администрацию сельского поселения «Палевицы» по вопросу предоставления спорного земельного участка, однако администрация сельского поселения «Палевицы» не сообщила администрации муниципального района «Сыктывдинский» о её намерении приобрести спорный участок и не разъяснила ей установленный законом порядок приобретения прав на участок. О публикации извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> для ведения личного подсобного хозяйства ей известно не было. Считает, что имеет первоочередное право на предоставление спорного земельного участка как его постоянный пользователь и коренной житель деревни Ивановка в Сыктывдинском районе Республики Коми.
Ответчиками иск не признан.
Суд принял приведенное выше решение, обжалованное истцом.
Апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Коми от 31 мая 2021 г. решение суда было оставлено без изменения. апелляционная жалоба Вороновой О.А. – без удовлетворения.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии Верховного Суда Республики Коми от 31 мая 2021 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Воронова О.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью 1376 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, и находящегося на земельном участке индивидуального жилого дома, с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью 81,5 кв.м, права собственности на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости 14 октября 2014 года (т. 1 л.д. 14-17, 19).
Смежным по отношению к земельному участку Вороновой О.А. с северной стороны является земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>.
Земельные участки имеют статус ранее учтенных.
На момент постановки в 1996 году на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> имел вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, участок с кадастровым номером <Номер обезличен> – для сенокошения и выпаса скота.
Первоначально сведения о земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании материалов инвентаризации земель деревни Ивановка, утвержденных постановлением Главы администрации Сыктывдинского района от 29 февраля 1996 года № 2/34 § 4.
В ходе инвентаризации земель деревни Ивановка границы земельных участков устанавливались по границам природных объектов и объектов искусственного происхождения (ограждениям, заборам, стенам строений), то есть по фактическому использованию земель (т. 1 л.д. 36, 132).
В 2018 году экспертная комиссия Управления Росреестра по Республике Коми выявила реестровую ошибку в землеустроительной документации земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, указав в своем заключении от 26 октября 2018 года, утвержденном приказом Управления Росреестра по Республике Коми от 9 ноября 2018 года, что определение границы указанного земельного участка при инвентаризации земель деревни Ивановка в 1996 году произведено с точностью, не соответствующей требованиям действующего законодательства, предъявляемым к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков, в связи с чем требуется уточнение границ земельных участков по фактическому положению на местности в сложившихся границах (т. 1 л.д. 131-135).
В связи с выявлением в 2018 году экспертной комиссией Управления Росреестра по Республике Коми реестровой ошибки на территории деревни Ивановка в 2020 году проведены комплексные кадастровые работы в районе кадастровых кварталов <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, исполнителем которых являлся ООО «З.».
По результатам выполнения комплексных кадастровых работ установлено, что все земельные участки деревни Ивановка Сыктывдинского района Республики Коми, расположенные на территории кадастровых кварталов <Номер обезличен>, <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, в землеустроительной документации смещены. Смещение заключается в неверном определении координат характерных точек земельных участков, указанных в материалах инвентаризации, в действительности на местности никакого смещения границ земельных участков нет.
Исправление реестровой ошибки заключалось во внесении соответствующих изменений в сведения Единого реестра недвижимости, тогда как местоположение земельных участков на местности не изменилось.
По результатам проведения комплексных кадастровых работ ООО «З.» подготовлена и постановлением №12/1684 администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 14 декабря 2020 утверждена карта-план территории кадастровых кварталов <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> деревни Ивановка в Сыктывдинском районе Республика Коми. В результате данных кадастровых работ после исправления кадастровой ошибки границы и площади земельных участков сторон были приведены в соответствие с фактическими (п.7 рассмотрения вопроса повестки дня №2 протокола заседания согласительной комиссии по вопросу местоположения границ земельных участков, расположенных в границах кадастровых кварталов с учтенными номерами).
Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» №7/869 от 10 июля 2020 года на основании заявления Леготина А.И. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> изменен с «сенокошения и выпаса скота» на «приусадебный участок личного подсобного хозяйства».
29 июля 2020 года Леготин А.И. обратился в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью 460 кв.м, сроком на 20 лет без проведения торгов.
Постановлением от 11 августа 2020 года № 8/1023 администрацией муниципального района «Сыктывдинский» принято решение об обеспечении опубликования извещения о предоставлении указанного земельного участка (т. 1 л.д. 147).
Во исполнение постановления от 11 августа 2020 года № 8/1023 администрация муниципального района «Сыктывдинский» опубликовала извещение о наличии свободных от прав земельных участков, планируемых к предоставлению, в том числе и о земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, в газете «Наша жизнь» в выпуске №34 (9973) от 20 августа 2020 года, а также на официальном сайте администрации муниципального района «Сыктывдинский» (т. 1 л.д.145, т.2 л.д.205,206).
При этом в извещении указано, что со схемой расположения земельного участка и иной интересующей информацией можно ознакомиться по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с.Выльгорт, ул.Д.Каликовой, д.62, каб.1 в определенные часы времени.
В течение 30 дней со дня опубликования извещения заявлений о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> от других лиц не поступило.
В связи с этим администрация муниципального района «Сыктывдинский» направила Леготину А.И. проект договора аренды земельного участка для ознакомления и подписания либо для направления в администрацию протокола разногласий по проекту договору (т. 1 л.д. 143).
30 сентября 2020 года между администрацией муниципального района «Сыктывдинский» (арендодатель) и Леготиным А.И. (арендатор) заключен договор аренды № 30/09-65 и земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> по акту приема-передачи 30 сентября 2020 года передан истцу (т. 1 л.д. 84-86).
26 октября 2020 года Воронова О.А., а 11 ноября 2020 года её дочь И.И.К. обратились в администрацию сельского поселения «Палевицы» с заявлениями о предоставлении им спорного земельного участка. Заявления переданы на рассмотрение в администрацию муниципального района «Сыктывдинский».
Письмами администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 24 ноября 2020 года и 25 ноября 2020 года Вороновой О.А. и И.И.К. соответственно разъяснено, что испрашиваемый земельный участок 30 сентября 2020 года предоставлен в аренду Леготину А.И.
Прокуратурой Сыктывдинского района Республики Коми по обращениям Вороновой О.А. проводились проверки на предмет соблюдения администрацией муниципального района «Сыктывдинский» земельного законодательства при предоставлении 30 сентября 2020 года земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в аренду Леготину А.И., по результатам которых нарушений требований законодательства не установлено (надзорное производство № 1186ж-2020).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что администрацией муниципального района «Сыктывдинский» не допущено нарушений требований земельного законодательства при принятии решения о предоставлении Леготину А.И. спорного земельного участка в аренду, факт нарушения прав и законных интересов истца заключением договора аренды от 30 сентября 2020 года не доказан, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения иска Вороновой О.А.
При новом апелляционном рассмотрении установлено, что указанное решение суда соответствует требованиям закона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду определены статьей 39.6 Земельного кодекса РФ.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Из положений статьи 39.15 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду носит заявительный характер.
Основания заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены статьей 39.6 Земельного кодекса РФ, в частности в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (подпункт 14); земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 названного кодекса (подпункт 15).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Согласно положениям пунктов 4 и 5 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров (пункт 7 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Гражданского кодекса РФ).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 Земельного кодекса РФ
В соответствии с указанной статьей уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, если: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса (пункт 2); на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 4); в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (пункт 13); разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 14); границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 24).
Из материалов настоящего гражданского дела и материалов надзорного производства прокуратуры Сыктывдинского район №1186ж-2020 по обращению Вороновой О.А., которые были исследованы судом первой инстанции, следует, что полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен> наделена администрация муниципального района «Сыктывдинский»; на момент обращения Леготина А.И. 29 июля 2020 года в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о предоставлении спорного земельного участка и принятия по нему решения данный земельный участок являлся ранее учтенным, не требовал уточнения его границ и был свободен от прав третьих лиц.
Сведения об обращениях третьих лиц в целях приобретения прав на указанный земельный участок и нахождении на нем сооружений, принадлежащих Вороновой О.А., у администрации муниципального района «Сыктывдинский» отсутствовали.
Доводы истца о том, что на земельном участке в момент предоставления Леготину А.И. имелись принадлежащие ей постройки, ничем по делу не подтверждены. Ответчиками данный факт оспаривается.
Ссылки на то обстоятельство, что истец возвела хозяйственные постройки на месте ею приобретенных вместе с участком и снесенных, также несостоятельны.
Как следует из инвентаризации 1996 г., похозяйственных книг о семье О. (прежние владельцы участка истца) хозпостройки находились в пределах правоустанавливающих границ.
Цель использования земельного участка, указанная Леготиным А.И. в заявлении от 29 июля 2020 года, - «для приусадебного участка личного подсобного хозяйства», соответствовала разрешенному использованию участка с учетом места его расположения в территориальной зоне Ж-1.
Площадь испрашиваемого земельного участка (460 кв.м) находилась в пределах минимального и максимального размеров земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в зоне Ж-1, установленных в Правилах землепользования и застройки сельского поселения «Палевицы», утвержденных решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28 июня 2018 года №29/6-8 (200-5000кв.м.).
Заявления иных граждан, в том числе Вороновой О.А., о намерении участвовать в аукционе на предоставление права аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в срок, установленный пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, не поступили; Воронова О.А. и её дочь И.И.К. обратись в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка 26 октября 2020 года и 11 ноября 2020 года соответственно, то есть после заключения администрацией муниципального района «Сыктывдинский» договора аренды земельного участка от 30 сентября 2020 года с Леготиным А.И.
Таким образом, право аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> путем заключения договора аренды земельного участка от 30 сентября 2020 года предоставлено администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Леготину А.И. в порядке, установленном указанными нормами земельного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией муниципального района «Сыктывдинский» не соблюдена установленная законом процедура предоставления спорного земельного участка в части опубликования извещения о его предоставлении для ведения подсобного хозяйства несостоятельны и опровергаются материалами дела.
Пунктом 16 статьи 7 Устава муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми установлено, что муниципальные правовые акты муниципального района «Сыктывдинский» подлежат официальному опубликованию в Информационном вестнике Совета и администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и (или) в районной газете «Наша жизнь», не позднее чем через 1 месяц после их подписания главой муниципального района, за исключением Устава муниципального района и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района, которые публикуются в сроки, установленные частью 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ (абзац первый).
Муниципальные правовые акты муниципального района в сроки, установленные абзацем первым настоящей части, дополнительно размещаются на официальном сайте администрации муниципального района www.syktyvdin.ru (абзац второй).
Как достоверно установлено судом и следует из представленной суду копии выпуска газеты «Наша жизнь» № 34 (9973), извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> для ведения личного подсобного хозяйства было опубликовано органом местного самоуправления в печатном издании 20 августа 2020 года. Газета «Наша Жизнь» имеется в бесплатном, свободном доступе в местной библиотеке села «Палевицы» (т. 1 л.д. 89,145,146).
Кроме того, извещение дополнительно размещено органом местного самоуправления на сайте администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в разделе «Гражданам» - «Земельные вопросы» - «Информационные сообщения» - «Информационное сообщение № 22».
Оценивая само извещение, судебная коллегия приходит к выводу о его соответствии требованиям закона.
Кадастровый номер и площадь земельного участка отражены в извещении, ознакомиться со схемой расположения претенденты на участок были вправе по указанному в извещении адресу и приемное время.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений.
Обладая данными о кадастровом номере объекта недвижимости любое лицо может получить исчерпывающие сведения в открытом доступе в сети "Интернет", а равно получить официальную выписку из ЕГРП.
Основания полагать, что при таких обстоятельствах истец была лишена такой возможности, у судебной коллегии не имеется.
Следовательно, процедура предоставления земельного участка в аренду в части опубликования извещения о предоставлении спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства администрацией муниципального района «Сыктывдинский» соблюдена.
Выражая несогласие с решением суда, истец также ссылалась на то, что в результате выполнения комплексных кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельных участков сторон все земельные участки, расположенные на территории данного кадастрового квартала смещены не только в землеустроительной документации, но и в действительности, на местности. Указанные обстоятельства, по мнению истца, привели к нарушению ее прав ввиду фактического наложения границ предоставленного в аренду ответчику земельного участка на границы земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности.
Для определения фактического наложения границ участков сторон судебной коллегией назначена землеустроительная экспертиза, по результатам которой установлено следующее:
Фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащего Вороновой О.А. (Приложение к экспертизе №2), не соответствует сведениям об этом участке, внесенным в ГКН. Схематично местоположение границ земельного участка по фактическому землепользованию и сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости отображены в Приложении №3. Фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащего Вороновой О.А., не соответствует правоустанавливающим документам (материалам инвентаризации земель). Схематично местоположение границ земельного участка по фактическому землепользованию и сведениям, правоустанавливающего документа (материалов инвентаризации земель) отображены в Приложении №4.
Местоположение фактических границ земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, предоставленного в аренду Леготину А.И. указано со слов Леготина А.И. (Приложение №2(1)), так как на указанном участке расположены хозяйственные постройки, находящиеся в пользовании Вороновой О.А. Граница участка, проходящая по координатам точек 48, 87, 71 не имеет закрепления на местности ограждением. Фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, предоставленного в аренду Леготину А.И. не соответствует правоустанавливающим документам. Схематично местоположение границ земельного участка по фактическому землепользованию и сведениям, правоустанавливающего документа (материалов инвентаризации земель) отображены в Приложении №4.
Сведения, о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, внесенные в ГКН, не соответствуют данным, указанным в материалах инвентаризации. Схематично несоответствия представлены в Приложении №5. Границы земельных участков согласно сведениям, внесенным в ГКН указаны синим контуром; границы участков, внесенные согласно материалам инвентаризации земель 1996 – розовым контуром.
Местоположение хозяйственных построек (бани, дровяника, сарая, хлева для скотины), а также жилого дома установлены при проведении натурного обследования спорных земельных участков. Схематично с указанием каталога координат характерных точек границ указанных хозяйственных построек представлено в Приложении №2.
В границах земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> расположены следующие объекты: жилой дом и теплица (Приложение №3).
В границах земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> расположены следующие объекты: дровяник, сарай, баня, хлев для скотины (Приложение №3).
Так как, карта-план территории кадастрового квартала <Номер обезличен>, которым были устранены допущенные реестровые ошибки при проведении Инвентаризации земель в 1996 году в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, был утвержден Постановлением Администрации МО МР «Сыктывдинский» от 14.12.2020 №12/1684, то есть, - после предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по договору аренды земельного участка от 13.09.2020 года №30/09-65, экспертом дополнительно рассмотрено, в границах каких земельных участков расположены спорные хозяйственные постройки относительно границ земельных участков, согласно материалам инвентаризации земель.
Схематично фактическое местоположение границ земельных участков (контур обозначен линией красного цвета), объектов, расположенных на них (каталог координат указан в Приложении №2), границы земельных участков, согласно материалам Инвентаризации земель (контур обозначен линией синего цвета) представлены в Приложении №4.
На схеме Приложения №4 видно, что в границах земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> расположен жилой дом и часть хозяйственной постройки. В границах земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> расположены четыре указанные хозяйственные постройки, при этом одна из построек частично расположена в границах земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>.
Таким образом, эксперт пришел к однозначному выводу, что спорные хозяйственные постройки, расположены за пределами границ земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>. Все спорные хозяйственные постройки расположены на территории земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>.
В суде апелляционной инстанции Леготин А.И., представитель администрации МР «Сыктывдинский» заявили об отводе судебного эксперта Б.С.Ю. на том основании, что она является супругой кадастрового инженера В.Н.А. – директора ООО «ПИФ Геострой», готовившего заключение для истца (л.д.168-170 т.1).
Между тем оснований, предусмотренных ст.ст.16, 18 ГПК РФ, для отвода эксперта судебная коллегия не усматривает.
Заключение кадастрового инженера В.Н.А. по существу не противоречит выводам судебного эксперта и фактически подтверждает заключение экспертной комиссии Управления Росреестра по Республике Коми от 9 ноября 2018 года о проведении государственной экспертизы материалов по инвентаризации земель д.Ивановка от 26 октября 2018 года. Суждений относительно наложения участка Леготина А.И. на участок истца данное заключение инженера не содержит.
Судебный эксперт Б.С.Ю. была предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и допрошена судом апелляционной инстанции.
На вопрос суда: имеется ли наложение предоставленного Леготину А.И. земельного участка на земельный участок Вороновой О.А. в границах по данным ГКН, определенным в результате комплексных кадастровых работ 2020 года, эксперт четко ответила, что наложение отсутствует.
Данный вывод следует из анализа самого экспертного заключения и графических приложений к нему, в частности приложения №3, приведенного ниже.
О.А.В. (предыдущий владелец земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>) владела земельным участком площадью 1376 кв.м. на праве пожизненно наследуемого владения, однако правоустанавливающий документ – свидетельство о праве пожизненно наследуемого владения - отсутствует. Сведения о местоположении границ участка <Номер обезличен> были сначала внесены в ГКН на основании материалов инвентаризации земель д.Ивановка 1996 года.
При этом судебная коллегия отмечает, что в качестве правоустанавливающего документа на участок истца экспертом приняты материалы инвентаризации 1996 года, поэтому сделан вывод о том, что фактическое землепользование не соответствует этим документам.
По существу судом установлено, что данные ГКН по материалам инвентаризации имели реестровую ошибку, на местности границы участков по фактическому землепользованию не менялись, и вследствие кадастровых работ и устранения реестровой ошибки данные ГКН и фактического землепользования были приведены в соответствие.
Таким образом, в отсутствие самого правоустанавливающего документа – свидетельства о праве владения - материалы инвентаризации 1996 года не имеют правового значения, поскольку кадастровыми работами установлены фактическое землепользование и неизменность этих границ.
Соответственно, судебная коллегия руководствуется данными комплексных кадастровых работ. Коллегия исходит из того, что в 2020 году при устранении реестровой ошибки в результате кадастровых работ были правильно установлены фактические границы участка истца.
Между тем в настоящее время Воронова О.А. фактически использует земельный участок общей площадью не 1376 кв.м., а 1846 кв.м., по существу включая участок Леготина А.И., при этом, как установлено экспертом, наложений участка последнего на участок истца не допущено, в том числе по данным ГКН.
Таким образом, не нашли своего подтверждения доводы апелляционной жалобы о том, что в процессе формирования земельного участка <Номер обезличен> допущены нарушения, в результате которых смежная граница спорного земельного участка имеет пересечение с границей земельного участка истца, что свидетельствует о заключении договора аренды земельного участка от 30 сентября 2020 года с нарушением требований земельного законодательства.
В этой связи указание в жалобе на то, что до рассмотрения вопроса о предоставления спорного земельного участка в аренду требовалось уточнение его границ, так как по результатам выполнения ООО «З.» комплексных кадастровых работ было установлено смещение границ земельных участков в деревне Ивановка, в том числе границ земельных участков сторон, определенных в ходе инвентаризации земель в 1996 году, основанием для отмены решения суда не является.
Как установлено, фактического смещения (наложения), пересечения границ участков сторон и превышения более чем на десять процентов площадей земельных участков на местности не имело места, что подтверждено результатами проведения в 2020 году комплексных кадастровых работ согласно статье 42.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Результаты комплексных кадастровых работ никем не оспорены.
В связи с изложенным, уточнение границ спорного земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> для принятия администрацией муниципального района «Сыктывдинский» решения о его передаче в аренду без проведения торгов применительно к указанным нормам права не требовалось.
Основания полагать, что у истца имеется исключительное и первоочередное право на предоставление спорного земельного участка, что ее права и законные интересы нарушены предоставлением 30 сентября 2020 года спорного земельного участка в аренду Леготину А.И., - отсутствуют.
С учетом изложенного не имеется и оснований для признания недействительным договора аренды земельного участка от 30 сентября 2020 года, заключенного между администрацией муниципального района «Сыктывдинский» и Леготиным А.И.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вороновой О.А. - без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 4 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: