30
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
дело № 3а-23/2019
7 февраля 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Батомункуевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гордеева Сергея Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
27 декабря 2018г. Гордеев С.А. обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ), Правительству Республики Бурятия, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 665 кв.м., расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 3 221 000 руб. и земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 1 937 000 руб. по состоянию на 01.01.2015г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником данных земельных участков, их кадастровая стоимость была установлена Постановлением Правительства РБ №2 от 13.01.2016г. и составляет 8 331558,9 руб. и 3 940 916 руб. соответственно. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной в соответствии с отчетами об оценке №№РН28-06/18, РН29-06/18, составленными <...>.
В судебное заседание административный истец Гордеев С.А. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Сенюшин А.Н., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Улан-Удэ Санжиева Е.Б., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, полагая, что отчет об оценке не является объективным доказательством рыночной стоимости земельного участка в связи с неверным выбором объектов-аналогов, корректировок и не применением доходного метода.
Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по РБ, Правительства РБ, заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представители Управления Росреестра по РБ, ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ» в письменных отзывах на административное исковое заявление просили рассмотреть дело в свое отсутствие, и указали на отсутствие возражений против удовлетворения иска.
Судом на основании п. 4 ст. 247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Гордеев С.А. является собственником земельных участков с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: участок, занимаемый зданием магазина, расположенного по адресу: <...>, и земельного участка с кадастровым номером <...> категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: участок, занимаемый зданием магазина, расположенного по адресу: <...>.
Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01.01.2015г. и составляет 8 331 558,9 руб. (земельный участок с кадастровым номером <...>) и 3 940 916 руб. (земельный участок с кадастровым номером <...>).
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав Гордеев С.А. ссылается на то, что кадастровая стоимость земельных участков превышает его рыночную стоимость, потому должна быть установлена в соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно п.п. 1 п.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельных участков установлена Постановлением Правительства Республики Бурятия №2 от 13.01.2016г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия» по состоянию на 01.01.2015г., в связи с чем рыночная стоимость земельных участков определялась на указанную дату.
Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценивая отчеты об оценке по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает их допустимыми доказательствами.
Оценщик М. соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, является членом НП <...>, его ответственность застрахована в <...>
При проведении оценки оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Отчеты составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчетам об оценке объекта недвижимости, содержит обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы оценщика являются исчерпывающими.
Оценщик М. допрошен в судебном заседании, каких-либо доказательств недостоверности отчетов об определении рыночной стоимости земельных участков в соответствии со ст.62 КАС РФ не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы с целью установления иной стоимости земельных участков ответчиками, заинтересованными лицами заявлены в ходе рассмотрения дела не были.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанные в отчетах оценщика итоговые величины рыночной стоимости земельных участков являются достоверными.
Принимая решение об определении кадастровой стоимости участков в размере рыночной стоимости, суд исходит из стоимости земельных участков, указанной в отчетах об оценке, которая составляет по состоянию на 01.01.2015г. 3 221 000 руб. (земельный участок с кадастровым номером <...>) и 11 937 000 руб. (земельный участок с кадастровым номером <...>).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Гордеева Сергея Александровича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 665 кв.м., расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года, равной 3 221 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года, равной 1 937 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 27 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 11 февраля 2019 года.
Судья: Т.Б. Казанцева