Решение по делу № 2-451/2017 от 09.02.2017

Дело № 2-451/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Воркута                                 18 мая 2017 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Екимовой Н.И, при секретаре Корзун В.Ю., с участием Воркутинского транспортного прокурора А., представителей ответчика ОАО «РЖД» Х., К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Воркутинского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по государственной охране объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта,

установил:

    Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту ОАО «РЖД») о признании бездействия незаконным и возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации подразделениями транспортной безопасности охраны объекта транспортной инфраструктуры - Эксплуатационное локомотивное депо Воркута, расположенного по адресу: 169905, Республика Коми, г. Воркута, ул. Привокзальная, д. 32.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Воркутинского участка Северной Дирекции тяги структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» были выявлены нарушения действующего законодательства о транспортной безопасности, допущенные ответчиком, а именно: охрана указанного объекта, относящегося к транспортной инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования и подлежащего государственной охране, осуществляется частным охранным предприятием, что создаёт угрозу безопасности деятельности транспортного комплекса и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб, либо создать угрозу наступления таких последствий.

Впоследствии прокурор дополнил основания заявленных требований, ссылаясь на то, что в соответствии с ч. 2 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Перечню наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 года N 891-р в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", к указанным объектам относятся объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение.

В дальнейшем прокурором уточнены требования по тем основаниям, что Эксплуатационное локомотивное депо Воркута относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащего в силу ч.2 ст.23 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" государственной охране. На основании изложенного прокурор просил признать бездействия ответчика незаконным и обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации государственной охраны объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - Эксплуатационное локомотивное депо Воркута, расположенного по адресу: 169905, Республика Коми, г. Воркута, ул. Привокзальная, д. 32.

В письменных отзывах ответчика содержится просьба об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что объект транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - Эксплуатационное локомотивное депо Воркута, в соответствии с ФЗ «О транспортной безопасности» не категорирован, оценка уязвимости не установлена и, как следствие, не утвержден план транспортной безопасности, в связи с чем у ОАО «РЖД» отсутствует обязанность по обеспечению охраны указанного объекта подразделениями транспортной безопасности. Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не подлежат государственной охране, поскольку такая охрана не предусмотрена ФЗ «О государственной охране», законодательством не предусмотрена государственная охрана объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Прокурор основывает свои требования на части 2 ст.23 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», предусматривающей охрану наиболее важных объектов железнодорожного транспорта, в то же время делает вывод, что Эксплуатационное локомотивное депо Воркута относится к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Однако Распоряжением Правительства РФ № 891-р от 27.06.2009 утверждён Перечень наиболее важных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, в котором данного объекта нет. Кроме того, Эксплуатационное локомотивное депо Воркута не является объектом, имеющим оборонное значение, и не выполняет мобилизационные задачи, а также не задействовано в перевозочном процессе и работе технологического комплекса железной дороги общего пользования,

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по доводам, изложенным в заявлении.

    Представители ответчика в судебном заседании иск не признал по доводам, изложенным в письменных отзывах на иск.

    Выслушав объяснения сторон изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или используют их на ином законном основании.

Как установлено судом, 30.12.2016 между ОАО "Российские железные дороги" и ООО «Бастион-Канск» заключен договор на оказание услуг по охране объектов, согласно которому ООО «Бастион-Канск» приняло на себя обязательство по оказанию услуг по охране объектов, в том числе Эксплуатационного локомотивного депо Воркута, расположенного по адресу: 169905, Республика Коми, г. Воркута, ул. Привокзальная, д. 32, включающей в себя здание локомотивного депо, столярный цех здания, здание цеха эксплуатации, здание пункта технического обслуживания локомотивов, здание прирельсового склада (Приложение N 2.1).

Эксплуатационное локомотивное депо Воркута не включено в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств.

На основании изложенного ОАО "РЖД" относится к субъектам транспортной инфраструктуры, которому принадлежат перечисленные объекты транспортной инфраструктуры.

Обращаясь в суд с данным иском, истец ссылался на то, что Эксплуатационное локомотивное депо Воркута, расположенное по адресу: 169905, Республика Коми, г. Воркута, ул. Привокзальная, д. 32, относится к числу объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и подлежит государственной охране.

Отношения в сфере предоставления охранных услуг регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

На основании ч. 3 ст. 11 указанного Закона частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Указанный Перечень утвержден пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", согласно пункту 15 которого на объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования частная охранная деятельность не распространяется.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав;

Вместе с тем описание охраняемых объектов, содержащихся в Приложении N 2.1 к договору и в представленном суду техническом паспорте здания локомотивного депо, не соответствует указанному определению объектов железнодорожного транспорта общего пользования, поскольку в составе Эксплуатационного депо г.Воркуты отсутствуют железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, что не опровергнуто истцом.

В силу Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции; железнодорожная станция определяется как пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.

Понятие мест общего пользования определено как крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Объекты в составе Эксплуатационного депо в совокупности не составляют технологический комплекс, предназначенный для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы.

Указанные объекты также не предназначены для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта, поскольку находятся на территории с пропускным режимом, не допускающим несанкционированный доступ посторонних лиц и не предназначенной для общего пользования пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Из указанных выше документов следует, что территория депо располагается обособленно от железнодорожной станции со своими путями, техникой и оборудованием, в связи с чем спорный объект непосредственно не задействован в работе технологического комплекса железной дороги.

Доказательств, подтверждающих обоснованность исковых требований в части отнесения охраняемых объектов к инфраструктуре железнодорожного транспорта именно общего пользования, истцом не представлено.

Ссылка истца на то, что спорный объект подлежит государственной охране, поскольку является составной частью технологического комплекса, обеспечивающий функционирование этого комплекса, необоснованные.

Проведение в депо мероприятий, связанных с содержанием локомотивов, по само по себе не свидетельствует об отнесении спорного объекта к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный подвижной состав (локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав) относится к железнодорожному транспорту общего пользования как часть производственно-технологического комплекса, предназначенного для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.

Вместе с тем доказательств того, что подвижной состав обеспечивает потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками, в материалы дела не представлено.

Доводы об отсутствии необходимости обеспечения государственной охраны Эксплуатационного депо основывается на том, что данный объект не входит в Перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.06.2009 года N 891-р, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку указанное распоряжение Правительства РФ определяет лишь перечень наиболее важных объектов, которые подлежат охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта. Иные же объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, исходя из смысла действующего законодательства, подлежат государственной охране. Вместе с тем, поскольку Эксплуатационное депо г.Воркута не относится к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, данный объект не подлежит государственной охране.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

    в удовлетворении исковых требований Воркутинского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по государственной охране объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта - Эксплуатационное локомотивное депо Воркута, расположенного по адресу: 169905, Республика Коми, г. Воркута, ул. Привокзальная, д. 32, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                

2-451/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Воркутинский транспортный прокурор
Ответчики
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
09.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.02.2017Передача материалов судье
13.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2017Судебное заседание
23.03.2017Судебное заседание
18.04.2017Судебное заседание
18.05.2017Судебное заседание
18.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее