Решение от 30.01.2024 по делу № 2-95/2024 (2-1900/2023;) от 24.08.2023

УИД: 91RS0009-01-2023-002805-05

Дело № 2-95/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2024 года                            г. Евпатория

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лантратовой А.И.

при секретаре судебного заседания Хайбердыевой Л.М.,

с участием представителя истца Юхневич Т.Ю.

представителя ответчика Ципко В.П. – адвоката Лавровой З.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Евпатории Республики Крым к Ципко Вере Петровне, третьи лица СПК «Авиатор», Департамент имущественных отношений администрации города Евпатории о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка и определении начальной продажной цены отчуждаемого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Евпатории Республики Крым обратилась в суд с исковым заявлением к Ципко Вере Петровне, третьи лица СПК «Авиатор», Департамент имущественных отношений администрации города Евпатории о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка и определении начальной продажной цены отчуждаемого имущества.

Требования мотивированы тем, что согласно выписке ЕГРН от 22.02.2023 Ципко Вера Петровна является собственником земельного участка, с КН <данные изъяты>, общей площадью 433+-7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. Ципко Вера Петровна является гражданкой Украины, что подтверждается информацией из выписки ЕГРН. Таким образом, ответчик, являясь гражданином иностранного государства до настоящего времени не произвел отчуждение земельного участка, чем нарушил положение ст. 15 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года № 26, с внесенными изменениями от 20 марта 2020 года № 201, муниципальное образование городской округ Евпатория Республики Крым включен в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками (п. 44.18). Срок для добровольного отчуждения земельного участка согласно ч. 1 ст. 238 ГК РФ был предоставлен до 20 марта 2021 года. Собственник обязан самостоятельно продать такое имущество в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда.

Поскольку ответчик Ципко В.П. до настоящего времени не произвела отчуждение указанного земельного участка, истец Администрация города Евпатории Республики Крым просит принудительно продать с публичных торгов земельный участок с КН , расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежащий на праве собственности гражданке Ципко Вере Петровне, с последующей передачей Ципко Вере Петровне вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества. Определить начальную продажную цену отчуждаемого имущества равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.

Представитель истца администрации города Евпатории Республики Крым Юхневич Т.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Ответчик Ципко В.П. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Ципко В.П. - адвокат по назначению Лаврова З.Ф. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители третьих лиц СПК «Авиатор», Департамента имущественных отношений администрации города Евпатории в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Администрации города Евпатории Республики Крым к Ципко Вере Петровне, третьи лица СПК «Авиатор», Департамент имущественных отношений администрации города Евпатории о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка и определении начальной продажной цены отчуждаемого имущества подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела судом установлено следующее.

Согласно государственному акту о праве собственности на земельный участок серии ЯА № 525088, выданного 19.09.2005г. Ципко Вера Петровна является собственником земельного участка, площадью 0,0433 га, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. (л.д. 38-39)

Согласно выписке из ЕГРН от 29.06.2023г. земельный участок с кадастровым номером , площадью 433+/-7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежит на праве собственности – Ципко Вере Петровне. Сведения о праве собственности Ципко В.П. внесены в ЕГРН 22.12.2017г. (л.д. 10-11).

В разделе 2 графе 1 указанной выписке из ЕГРН содержится информация о том, что Ципко Вера Петровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является уроженкой <адрес> <адрес> документирована общегражданским заграничным паспортом иностранного гражданина серии АЕ № 576405, выданным 02.04.1997г. Жовтневым РО ДГУ УМВД Украины в Днепропетровской области, зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Ответчик Ципко В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной либо снятой с регистрационного учета не значится, что подтверждается информацией ОМВД России по г. Евпатории (л.д. 20).

В статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации определено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 (часть 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 62 (часть 3).

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускалось предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (с учетом дополнений внесенных Указом Президента РФ № 201 от 20.03.2020г.) утвержден Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Под номером 44.18 в данном перечне значится муниципальное образование городской округ Евпатория Республики Крым.

Земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26 Перечень, и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном российским законодательством порядке.

Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом РФ в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции РФ полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Исходя из подлежащих применению в данном деле норм материального права, юридически значимыми обстоятельствами по делу является гражданство ответчика и наличие у него в собственности земельного участка, расположенного на приграничной территории.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что ответчик Ципко Вера Петровна является гражданкой Украины, и с 22.12.2017 года ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 433+/-7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес>

В соответствии с пунктом 2 статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).

Порядок отчуждения такого имущества определен в статье 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан.

Так, собственник обязан самостоятельно произвести отчуждение такого имущества в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда, - в таком случае суд выносит решение о продаже земельного участка на торгах, либо имущество передается в государственную или муниципальную собственность.

Вместе с тем, по состоянию на день принятия решения по заявленному спору, ответчиком меры по устранению нарушений, послуживших основанием для обращения в суд с настоящим иском, не устранены.

Учитывая изложенное, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, исходя из того, что ответчик как гражданин иностранного государства, не может обладать на праве собственности земельным участком, находящимся на приграничных территориях, суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации города Евпатории Республики Крым о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежащего на праве собственности Ципко В.П., с последующей передачей Ципко В.П. вырученной суммы, за вычетом затрат понесенных на отчуждение имущества, с определением начальной продажной цены отчуждаемого имущества равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> 2<░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                        ░.░. ░░░░░░░░░░

2-95/2024 (2-1900/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Евпатории
Ответчики
Ципко Вера Петровна
Другие
Департамент имущественных отношений администрации города Евпатории
СПК "Авиатор"
Суд
Евпаторийский городской суд Республики Крым
Судья
Лантратова Антонина Ивановна
Дело на сайте суда
evpatoriya.krm.sudrf.ru
24.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2023Передача материалов судье
24.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.10.2023Предварительное судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее