Судья: Хромова Н.В. Дело № 33–2528/2024
(дело 2–6072/2023) УИД 50RS0021–01–2023–003849–75
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск,
Московская область 19 февраля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Тегуновой Н.Г.,
судей Асташкиной О.В., Тарханова А.Г.,
при секретаре судебного заседания Стельмак М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио, фио к Администрации г.о. Красногорск Московской области о признании решения общественной комиссии по жилищным вопросам незаконным, обязании поставить на учет,
по апелляционной жалобе фио, фио на решение Красногорского городского суда Московской области от 9 июня 2023 года,
заслушав доклад судьи Тарханова А.Г.,
объяснения представителя Администрации г.о. Красногорск Московской области – фио
УСТАНОВИЛА:
Истцы фио, Трофимова Х.А. обратились в суд с иском к Администрации г.о. Красногорск Московской области и просили признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам от <данные изъяты> и постановление Администрации г.о. Красногорск Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> о снятии истцов с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложить на Администрации г.о. Красногорск Московской области обязанность восстановить истцом на учете.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления главы Красногорского района от <данные изъяты>. На момент постановки на учет истцы проживали в комнате площадью 15,2 кв. м в трехкомнатной квартире по адресу: <данные изъяты>. Также в данной комнате постоянно проживал и был зарегистрирован бывший супруг фио – фио В связи со сносом указанного дома фио, фио, фио предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 49,3 кв. м, по адресу: <данные изъяты>. Впоследствии обжалуемыми решением и постановлением истцы сняты с жилищного учета, что, по их мнению, незаконно, так как фио членом их семьи не является, а истцы не обеспечены жильем.
Истцы в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель истцов по ордеру адвокат фио в судебном заседании суда первой инстанции поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации г.о. Красногорск Московской области по доверенности фио в судебном заседании суда первой инстанции против иска возражала, указала на отсутствие оснований для восстановления истцов на жилищном учете, в материалы дела представлены письменные возражения на иск.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 9 июня 2023 года в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, фио, фио подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, как незаконное.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель Администрации г.о. Красногорск Московской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившегося лица, проверив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом при рассмотрении настоящего дела.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу частей 2, 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее – заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в том числе, если не представлены предусмотренные 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пункт 4 этой статьи признает нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусматривает лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, однако, при условии, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии со ст. 55 ЖК РФ, сохраняется за гражданами до выявления оснований, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ.
Согласно ст. 5 Закона Московской области от 12.12.2005 № 260/2005–03 (ред. от 18.05.2020) «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (в ред. Закона Московской области от 21.07.2017 № 140/2017–03) основаниями для снятия с учета являются: выезд гражданина в другое муниципальное образование на постоянное место жительства.
Согласно ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 217ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истцы фио с дочерью фио (Трофимовой) Х.А. на основании постановления главы Красногорского района <данные изъяты> от <данные изъяты> приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На момент постановки на жилищный учет истцы проживали в комнате площадью 15,2 кв. м в трехкомнатной квартире по адресу: <данные изъяты> совместно с бывшим супругом фио – фио
В связи со сносом указанного <данные изъяты> постановлением главы администрации Красногорского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> фио на семью из троих человек – он, бывшая супруга фио, дочь фио предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 49,3 кв. м, по адресу: <данные изъяты>.
<данные изъяты> между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Красногорского муниципального района и фио заключен договор социального найма указанной квартиры, совместно с нанимателем в квартиру вселились фио и фио
В соответствии с выпиской из домовой книги все втроем – фио, фио, Трофимова Х.А. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <данные изъяты> по настоящее время.
Между тем из материалов дела усматривается, что <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в адрес фио администрацией направлялись уведомления о необходимости предоставления соответствующих документов в связи с перерегистрацией очередников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Сведений о предоставлении истцами названных документов не представлено.
На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам <данные изъяты> от <данные изъяты>, утвержденного постановлением Администрации г.о. Красногорск Московской области <данные изъяты> от <данные изъяты>, истцы сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ч. 2 ст. 6Федерального закона от 29.12.2004 № 189ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку в нарушение требований Закона Московской области от 12.12.2005 № 260/2005ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» истцами не исполнено законное требование о предоставлении соответствующих документов, в связи с чем истцы утратили основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, что в силу названных выше требований ст. 56 ЖК РФ (п. 2 ч. 1), ч. 2 ст. 6Федерального закона от 29.12.2004 № 189ФЗ является законным основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они противоречат как нормам права, так и обстоятельствам дела.
Статьями 4,5 Закона Московской области от 12.12.2005 № 260/2005–03 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлено, что перед принятием органом местного самоуправления решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, а также один раз в пять лет для подтверждения права состоять на учете гражданин, подавший заявление, представляет документы, указанные в пунктах 1–8 и 10–12 части 3 статьи 2.1 настоящего Закона.
Орган местного самоуправления в порядке и сроки, установленные муниципальным правовым актом, направляет гражданину, подавшему заявление, уведомление о необходимости представления документов, указанных в пунктах 1 – 8 и 10 – 12 части 3 статьи 2.1 настоящего Закона.
В уведомлении указывается срок представления документов в орган местного самоуправления или в многофункциональный центр.
Срок представления документов составляет не менее одного месяца со дня получения гражданином уведомления.
Орган местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия направляет запросы:
1) о наличии или отсутствии у гражданина и членов семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности;
2) о сделках, совершенных гражданином и членами семьи с жилыми помещениями за пять лет, предшествующих получению гражданином уведомления;
3) о наличии регистрации гражданина и членов семьи по месту жительства на территории Московской области;
4) о расчете размера дохода гражданина и стоимости имущества, находящегося в его собственности и подлежащего налогообложению, или размера дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, и их сравнении с величиной порогового значения доходов и стоимости имущества в соответствии с Законом Московской области № 231/2017ОЗ.
В случае изменения величины порогового значения доходов и стоимости имущества в сторону уменьшения, размер дохода гражданина и стоимости имущества, находящегося в его собственности и подлежащего налогообложению, или размер дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, сравниваются с величиной порогового значения доходов и стоимости имущества, действовавшей на дату признания гражданина малоимущим.
На основании документов, представленных гражданами, а также полученных по запросам в порядке межведомственного информационного взаимодействия, орган местного самоуправления проводит расчет уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений гражданина с учетом состава семьи.
Основаниями для снятия с учета являются:
1) подача по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договорам социального найма;
3) выезд гражданина в другое муниципальное образование на постоянное место жительства;
4) получение в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставление гражданину в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа местного самоуправления, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета должны быть приняты органом местного самоуправления, на основании решений которого такие граждане были приняты на учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия таких решений.
Решения о снятии с учета с указанием оснований для снятия с учета выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Если после снятия с учета по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, у граждан вновь возникли основания для принятия на учет, то принятие на учет производится в соответствии с настоящим Законом.
В случае смерти гражданина, состоявшего на учете, один из членов семьи такого гражданина вправе в течение одного года, но не ранее шести месяцев со дня смерти гражданина, с согласия остальных членов семьи подать заявление о принятии на учет взамен умершего члена семьи с сохранением порядкового номера в Книге учета, с предоставлением документов, подтверждающих его право состоять на учете.
В случае выбытия гражданина, состоявшего на учете, на место жительства в другое муниципальное образование Московской области, один из членов семьи такого гражданина вправе с согласия остальных членов семьи подать заявление о принятии на учет взамен выбывшего члена семьи с сохранением порядкового номера в Книге учета, с предоставлением документов, подтверждающих его право состоять на учете.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем Администрации г.о. Красногорск Московской области представлены отчеты (ШПИ 14340261004700, 14340256005132, 14340259007720) о направлении истцам уведомления администрации о предоставлении документов, а также решения о снятии их с учета в качестве нуждающихся, которые возвращены отправителю, по иным обстоятельствам.
В соответствии с частью 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Как указано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
В материалах дела отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о надлежащем направлении истцам уведомления администрации о предоставлении документов, а также решения о снятии их с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Отметка о причинах возврата почтовой корреспонденции "Иные обстоятельства" не свидетельствует об уклонении лица от получения почтового отправления, а также об истечении срока хранения письма в почтовом отделении.
По смыслу положений ст. 165.1 ГК РФ во взаимосвязи с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25, юридически значимое сообщение не может считаться доставленным, если по обстоятельствам, не зависящим от адресата, оно не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Обстоятельства, при которых указанные почтовые отправления не были вручены истцам, Администрацией г.о. Красногорск Московской области не были проверены и не были установлены.
Вместе с тем у Администрации г.о. Красногорск Московской области не имелось сведений о выезде истцов из муниципального образования на другое место жительства, об утрате истцами оснований, дающих право на получение жилого помещения по договорам социального найма.
Отсутствие у Администрации г.о. Красногорск Московской области сведений об утрате истцами оснований, дающих им право на обеспечение жильем, право на получение жилого помещения по договорам социального найма, на момент принятия решения о снятии истцов с жилищного учета, подтвердила представитель Администрации г.о. Красногорск Московской области в судебном заседании судебной коллегии.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для снятия фио, фио с учета граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не имелось.
Действия ответчика, выразившиеся в снятии фио, фио с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях не отвечают требованиям ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушают права истцов на предоставление в порядке очередности благоустроенного жилого помещения, в связи с чем указанные действия, а также решение общественной комиссии по жилищным вопросам от <данные изъяты> и постановление Администрации г.о. Красногорск Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> о снятии фио, фио с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий являются незаконными.
На основании изложенного, вынесенное решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене на основании статьи 330 ГПК РФ, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, неправильным применением судом норм материального права.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам от <данные изъяты> и постановление Администрации г.о. Красногорск Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> о снятии фио, фио с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложить на Администрацию г.о. Красногорск Московской области обязанность восстановить фио, фио на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением первоначальной даты их постановки на жилищный учет.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского городского суда Московской области от 9 июня 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования фио, фио к Администрации г.о. Красногорск Московской области о признании решения общественной комиссии по жилищным вопросам незаконным, обязании поставить на учет удовлетворить.
Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам от <данные изъяты> и постановление Администрации г.о. Красногорск Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> о снятии фио, фио с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Возложить на Администрацию г.о. Красногорск Московской области обязанность восстановить фио, фио на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением первоначальной даты их постановки на жилищный учет.
Председательствующий
Судьи