Дело №а-3076/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2020 года г.Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Истягиной Н.М. при секретаре Степановой К.Э.,представителей ФКУ «Военный комиссариат г. Севастополя» - Подкопаева А.П., Деменцевича B.C., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Куртева Дениса Алексеевича к Призывной комиссии Нахимовского и Ленинского муниципального района г. Севастополя, ФКУ «Военный комиссариат г. Севастополя» о признании незаконными решения и действий, возложения обязанности принять решение о предоставлении отсрочки,
УСТАНОВИЛ:
Куртева Дениса Алексеевича обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с административным иском к Призывной комиссии Нахимовского и Ленинского муниципального округа, с требованием признать незаконным решение Призывной комиссии Военного комиссара Нахимовского и Ленинского районов города Севастополя о призыве на военную службу Куртева Дениса Алексеевича, признать незаконными действия Военного комиссара военного комиссариата Нахимовского и Ленинского районов города Севастополя по организации призыва на военную службу в отношении Куртева Дениса Алексеевича, обязать Призывную комиссию военного комиссариата Нахимовского и Ленинского районов города Севастополя принять решение по вопросу предоставления Куртеву Денису Алексеевичу отсрочки от призыва на военную службу на период обучения в высшем учебном заведении бакалавриата.
Представитель административного истца Сидоров Г.А. в судебном заседании поддержал свои требования по изложенным в исковом заявлении основании, пояснив, что диагноз Куськова Ю.В. не соответствует категории «Б», в связи с чем, он имеет право быть признанным ограниченно годным к военной службе и получить освобождение от призыва.
Представители Военного комиссариата г. Севастополя Подкопаев А.П., Деменцевич B.C. против удовлетворения иска возражали, так как выявленные заболевания имеющееся у истца не дают ему права быть признанным ограниченно годным к военной службе, в обоснование своих возражений представили учетную карточку призывника, содержащую сведения о прохождении им медицинской комиссии с указанием на выявленных у него заболевания.
Призывная комиссия Ленинского и Нахимовского районов своего представителя в суд не направила, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Выслушав представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 22 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе);
Согласно пп. "а" п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона, от призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Как следует из содержания п. 1 ст. 5.1 указанного Федерального закона, граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной
службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром,
окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565.
Согласно п. 4 указанного Положения, Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
В соответствии с п. 6 указанного Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Судом установлено, что Куртев Д.А., 2002 года рождения состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по Ленинскому району города Севастополя.
Из представленных суду документов личного дела призывника, и медицинских документов, следует, что врачами-специалистами с учетом жалоб истца, данных обследования анамнеза поставили диагноз: хронический гастродуоденит, ремиссия, хронический ринит.
В связи с указанными диагнозами, административный истец признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, с определением категории годности Б-3,
После проведения медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора на основании ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с учетом заключения врачей- специалистов, 06.10.2020 года призывная комиссия Ленинского муниципального округа г.Севастополя приняла решение № 21/22 призвать Куртева Д.А. на военную службу с незначительными ограничениями.
Согласно статье 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на Призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Решение Призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в Призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
Кроме того, исходя из положений части 2 статьи 25, части 6 статьи 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Такая экспертиза осуществляется в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 574).
В соответствии с пунктами 7, 8 данного Положения независимая военно¬врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565), вступившему в действие с 1 января 2014 года, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 574 (абзац пятый пункта 8); военный комиссар (начальник отдела военного комиссариата) при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии направляет гражданина в соответствующую комиссию для повторного освидетельствования, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии (пункт 102).
Вопреки доводам административного истца, у призывной комиссии Ленинского муниципального округа г. Севастополь имелись законные основания для принятия решения о его призыве на военную службу, поскольку истец признан годным к несению военной службы, также истцом собственноручно написано заявление об отказе от отсрочки и призыве его на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации от 06.08.2020 года.
При этом доводы о том, что данное заявление написано административным истцом по требованию сотрудника военного комиссариата, в следствие введения его в заблуждение о его правах, не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В ходе рассмотрения дела заинтересованным лицом представлены доказательства соответствия оспариваемых действий требованиям Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", при этом административным истцом не представлены доказательства обратного.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о незаконности решения Призывной комиссии, нарушившие права и законные интересы административного истца.
Требования административного истца обязать Призывную комиссию военного комиссариата Нахимовского и Ленинского районов города Севастополя принять решение по вопросу предоставления Куртеву Денису Алексеевичу отсрочки от призыва на военную службу на период обучения в высшем учебном заведении бакалавриата, суд считает не состоятельными и не подлежащими удовлетворению.
Подобные требования, заключающиеся в возложении судом обязанности совершить те или иные действия, относящиеся к компетенции представителя органа исполнительной власти противоречит принципу осуществления государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 138, 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Куртева Дениса Алексеевича к Призывной комиссии Нахимовского и Ленинского муниципального района г. Севастополя, ФКУ «Военный комиссариат г. Севастополя» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 11 января 2020 года.
Председательствующий