Решение по делу № 2а-334/2020 от 02.07.2020

Дело № 2а-334/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Петуховский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Роледер У.А.,

при секретаре Евсеевой Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Частоозерье Частоозерского района Курганской области 14 августа 2020 г. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Частоозерского сельсовета Частоозерского района Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

установил:

прокурор Частоозерского района Курганской области (далее – прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным выше административным иском (с учетом уточнения), в обоснование указав, что в рамках надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в части организации работы с отходами производства и потребления. По результатам проверки установлено, что администрацией Частоозерского сельсовета Частоозерского района Курганской области (далее - администрация Частоозерского сельсовета) не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно: места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не имеют водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также не имеют ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Обязанность по обустройству контейнерных площадок закреплена за органами местного самоуправления.

В связи с изложенным просит признать незаконным бездействие администрации Частоозерского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.3550-19; обязать административного ответчика в срок до 31 декабря 2020 г. обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, расположенных по адресам: Курганская область, Частоозерский район в с. Частоозерье: по ул. Береговая, № 9, № 18, № 35; по ул. К.Мяготина, № 1А, № 1Б, № 3; по ул. Транспортная, № 4; по ул. Новая, № 4; по ул. Лесная, № 7; по ул. Мира 1-я, № 7, по ул. Мира 2-я, №9; по ул. Кирова, № 8, по ул. Строителей, № 13, № 26; по ул. Усадьба СХТ, № 7; по ул. С.Третьякова, № 9, № 12, № 16; по ул. Рокоссовского, № 12; по ул. Дзержинского, № 2; по ул. Школьная, № 16, № 23, № 30, № 46; по ул. Ленина, № 28; по ул. Юбилейная, № 1; по ул. Советская, № 20, № 29, № 46, № 51, № 51Б, № 53; по ул. Октябрьская, № 5, № 23, № 33, № 39, № 45, № 89, № 105, № 174, № 194, № 213; по ул. Водосточная, № 25, № 84а; по ул. К.Маркса, № 62, № 70а, № 80б, по пер. Базарный, № 5, по ул. Солнечная, № 2; по пер. Красный, № 5; по пер. Озерный, № 1; по ул. Гагарина, № 30; по ул. Космонавтов, № 10, № 36; по ул. Энергетиков, № 2; по ул. Кооперативная, № 4, № 7; в д. Денисова: по ул. Центральная, № 45, № 63, № 14, № 41, № 72. Также просит обязать административного ответчика обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, расположенных в с. Частоозерье: по ул. Ленина, №72а; по ул. Совхозная, № 6; по ул. Космонавтов, № 29.

Прокурор Филатов Д.В. в судебном заседании измененные административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика - глава Частоозерского сельсовета Битюцких В.А. в судебном заседании с измененными административными исковыми требованиями согласился, просил суд продлить срок исполнения заявленных прокурором обязанностей в связи с отсутствием денежных средств в бюджете сельсовета.

Представитель заинтересованного лица ООО «Чистый город» в судебное заседание не явился о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил, об отложении дела не просил. Представленный отзыв судом отклонен, поскольку подписан представителем по доверенности ФИО5, полномочия которого на представление интересов в суде данного юридического лица при рассмотрении административных дел не оговорены, кроме того, вопреки требованиям ч. 1 ст. 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлены сведения о наличии высшего юридического образования у указанного представителя.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Курганской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил, об отложении дела не просил.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 12 ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 №108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений.

Согласно пп. 2 п. 5 Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 25.12.2017 № 492 накопление твердых коммунальных отходов на территории Курганской области осуществляется, в том числе в контейнерах, бункерах, расположенных на контейнерных площадках.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Положениями п. 1 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3 ст. 13.4 указанного Закона).

В приведенной связи обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях муниципального образования, законодателем возложена на органы местного самоуправления, а в рассматриваемом случае - на администрацию Частоозерского сельсовета.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Частоозерской сельской Думы от 24.06.2019 внесены изменения в решение Частоозерской сельской Думы от 30.08.2017 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования Частоозерского сельсовета» (далее – Правила), согласно которым устройство контейнерных площадок осуществляется в соответствии с федеральным законодательством (п. 4 ст. 28 Правил).

Постановлением администрации Частоозерского сельсовета от 26.12.2018 утвержден Порядок определения мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории Частоозерского сельсовета Частоозерского района Курганской области.

Согласно п. 3 ст. 2 настоящего Постановления места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются администрацией Частоозерского сельсовета в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования.

Из обращения администрации Частоозерского сельсовета от 08.04.2020 и информации Петуховского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области от 21.07.2020 следует, что администрацией Частоозерского сельсовета для согласования были представлены места расположения контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов. По результатам рассмотрения данного вопроса указанным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области было выдано заключение от 26.05.2020 о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации Частоозерского сельсовета от 25.05.2020 утверждены реестр и схема мест размещения контейнерных площадок для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории Частоозерского сельсовета. Из Приложения № 1 (реестра) к указанному Постановлению следует, что определены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Частоозерского сельсовета, но не оборудованы по следующим адресам - в с. Частоозерье: по ул. Береговая, № 9, № 18, № 35; по ул. К.Мяготина, № 1А, № 1Б, № 3; по ул. Транспортная, № 4; по ул. Новая, № 4; по ул. Лесная, № 7; по ул. Мира 1-я, № 7, по ул. Мира 2-я, №9; по ул. Кирова, № 8, по ул. Строителей, № 13, № 26; по ул. Усадьба СХТ, № 7; по ул. С.Третьякова, № 9, № 12, № 16; по ул. Рокоссовского, № 12; по ул. Дзержинского, № 2; по ул. Школьная, № 16, № 23, № 30, № 46; по ул. Ленина, № 28; по ул. Юбилейная, № 1; по ул. Советская, № 20, № 29, № 46, № 51, № 51Б, № 53; по ул. Октябрьская, № 5, №23, №33, № 39, № 45, № 89, № 105, № 174, № 194, № 213; по ул. Водосточная, № 25, № 84а; по ул. К.Маркса, № 62, № 70а, № 80б, по пер. Базарный, № 5, по ул. Солнечная, № 2; по пер. Красный, № 5; по пер. Озерный, № 1; по ул. Гагарина, № 30; по ул. Космонавтов, № 10, № 36; по ул. Энергетиков, № 2; по ул. Кооперативная, № 4, №7; в д. Денисова: по ул. Центральная, № 45, № 63, № 14, № 41, № 72. Также из указанного Приложения установлено, что с. Частоозерье: по ул. Ленина, №72а; по ул. Совхозная, № 6; по ул. Космонавтов, № 29, контейнерные площадки оборудованы асфальтовым покрытием.

Приложением № 2 к вышеупомянутому Постановлению определена схема мест размещения контейнерных площадок для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории Частоозерского сельсовета.

В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки – места накопления твердых коммунальных отходов, которые независимо от вида мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 метров, не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.

Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездный путь для автотранспорта.

Из ответа директора ООО «Чистый город» ФИО6 от 03.08.2020 на запрос прокурора следует, что с 01.01.2020 на территории Курганской области приступил к работе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в лице ООО «Чистый город». Региональный оператор обеспечивает контейнерами все районы Курганской области исходя из нормативов накопления ТКО, установленных в территориальной схеме в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами. В Частоозерском районе согласована установка дополнительного оборудования. После 01.08.2020 на территории Частоозерского сельсовета запланирована установка дополнительных контейнеров в количестве 20 шт. Расстановка дополнительных контейнеров ранее не представлялась возможной в связи с приостановкой деятельности заводов, осуществляющих производство контейнеров.

Согласно информации главы Частоозерского сельсовета от 12.08.2020, на территории Частоозерского сельсовета имеется 74 места размещения контейнерных площадок, из них: 9 площадок оборудованы в соответствии с действующим законодательством. Остальные места накопления ТКО на территории сельсовета не оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в связи отсутствием денежных средств в бюджете сельсовета. Для проведения работ по оборудованию контейнерных площадок планируется заложение денежных средств в бюджет сельсовета на 2021 г.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что на территории муниципального образования Частоозерский сельсовет места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов по заявленным в административном иске адресам не оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Три места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов не оборудованы ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии административного ответчика и нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Представленный суду договор пожертвования 9-ти площадок для мусорных контейнеров от 30.03.2020, заключенный между ООО «<данные изъяты>» и администрацией Частоозерского сельсовета, не свидетельствует об исполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности.

Довод главы сельсовета о недостаточности бюджетных средств суд находит несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от публично-правовых обязательств.

В связи с вышеизложенным суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по обустройству на территории Частоозерского сельсовета мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также оборудованию трех мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Руководствуясь положениями ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в целях надлежащего исполнения решения суда и с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что региональным оператором до настоящего времени на территории указанного сельсовета не установлены в необходимом количестве контейнеры для накопления ТКО, суд считает необходимым установить административному ответчику для исполнения возлагаемой обязанности срок - до 31 декабря 2021 г. (а не в заявленный прокурором срок), полагая, что данный срок отвечает требованиям разумности.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Частоозерского сельсовета Частоозерского района Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Частоозерского сельсовета Частоозерского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Обязать администрацию Частоозерского сельсовета Частоозерского района Курганской области в срок до 31 декабря 2021 г. обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, по следующим адресам: Курганская область, Частоозерский район в с. Частоозерье: по ул. Береговая, № 9, № 18, № 35; по ул. К.Мяготина, № 1А, № 1Б, № 3; по ул. Транспортная, № 4; по ул. Новая, № 4; по ул. Лесная, № 7; по ул. Мира 1-я, № 7, по ул. Мира 2-я, № 9; по ул. Кирова, № 8, по ул. Строителей, № 13, № 26; по ул. Усадьба СХТ, № 7; по ул. С.Третьякова, № 9, № 12, № 16; по ул. Рокоссовского, № 12; по ул. Дзержинского, № 2; по ул. Школьная, №16, № 23, №30, №46; по ул. Ленина, №28; по ул. Юбилейная, № 1; по ул. Советская, № 20, №29, №46, №51, № 51Б, № 53; по ул. Октябрьская, № 5, № 23, № 33, № 39, № 45, № 89, № 105, № 174, № 194, № 213; по ул. Водосточная, № 25, № 84а; по ул. К.Маркса, №62, №70а, №80б, по пер. Базарный, № 5, по ул. Солнечная, № 2; по пер. Красный, №5; по пер. Озерный, №1; по ул. Гагарина, №30; по ул. Космонавтов, №10, №36; по ул. Энергетиков, № 2; по ул. Кооперативная, № 4, №7; в д. Денисова: по ул. Центральная, № 45, № 63, № 14, № 41, № 72.

Обязать администрацию Частоозерского сельсовета Частоозерского района Курганской области в указанный срок обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, расположенных в с. Частоозерье Частоозерского района Курганской области: по ул. Ленина, №72а; по ул. Совхозная, № 6; по ул. Космонавтов, № 29.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционных жалобы, представления через Петуховский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                  У.А. Роледер

Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2020 г.

Судья                                 У.А. Роледер

2а-334/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Частоозерского района Курганской области
Ответчики
Администрация Частоозерского сельсовета
Другие
ООО "Чистый город"
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области
Суд
Петуховский районный суд Курганской области
Судья
Роледер У.А.
Дело на странице суда
petuhovsky.krg.sudrf.ru
02.07.2020Регистрация административного искового заявления
02.07.2020Передача материалов судье
03.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2020Судебное заседание
21.07.2020Судебное заседание
21.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее