Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
<адрес> 09 июня 2020 года
Намский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Христофоровой Е.В., при секретаре Ивановой У.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ в отношении Петровой Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Республики Саха (Якутия), зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> (Якутия), Намский улус, <адрес>, образование среднее специальное, замужем, работает в АО «Намкоммутеплоэнерго»,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в 16 час 30 минут в <адрес> Намского РС(Я), находясь у себя дома по адресу: <адрес>, Петрова Н.П. распространила в информационно-телекоммуникационных сетях через интернет-мессенджер «WhatsApp», в группе «Нам улууhун булчуттара» заведомо недостоверную информацию об очаге новой короновирусной инфекции «COVID-19» на конебазе Новикова А.Х., расположенной на местности села Хонгор-<адрес> РС(Я), создавая угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, угрозу массового нарушения общественного порядка или общественной безопасности.
В судебное заседание Петрова Н.П. не явилась, надлежащим образом извещена, телефонограммой просила рассмотреть дело без ее участия.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, УУП ОМВД РФ по <адрес> надлежащим образом извещен, в судебное заседание не явился. Представитель прокуратуры <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён своевременно и надлежащим образом.
Располагая сведениями о надлежащем извещении сторон о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, суд, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.7, ч. 2 и ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ) -далее Закон №149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ).
На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).
В силу ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Объектом данного правонарушения являются отношения по поводу реализации свободы слова и массовой информации.
Конституция РФ кроме гарантий свободы слова и массовой информации, предусматривает ограничение каждого обладателя прав и свобод воздерживаться при их осуществлении от нарушения прав и свобод других лиц (ст. 17).
Непосредственным объектом правонарушения являются установленные федеральными законами запреты совершать определенные действия.
Объективная сторона правонарушения выражается в распространении в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния.
Субъектами ответственности по данной статье являются граждане, должностные и юридические лица, использующие СМИ, перечисленные в данной статье, с нарушением установленных правил.
Субъективная сторона данного деяния характеризуется умыслом.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вина Петровой Н.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, подтверждается исследованными доказательствами, содержащимися в материалах дела, а именно:
- заявлением Новикова А.Х. от ДД.ММ.ГГГГ о том, что неустановленное лицо распространило заведомо ложную информацию о распространении им короновирусной инфекции в <адрес>;
- объяснением Новикова А.Х. от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в группу «Нам улууhун булчуттара» от абонентского номера 89142933155, поступило сообщение об очаге новой короновирусной инфекции «COVID-19» в урочище конебазы «Дьаампара», расположенного на территории администрации МО «Салбанский наслег», о том, что ветеринар пребывал в данной конебазе несколько дней, а также о больном охотнике, который улетел с того места на вертолете, владельцем данной конебазы является Новиков А.Х. Данную информацию он опровергает, поскольку в его конебазе охотники и ветеринар не заразились новой короновирусной инфекцией «COVID-19». Ветеринар <адрес> Лугинова Д.А. действительно выезжала за ним в его конебазу, чтобы «кастрировать жеребца», она пробыла несколько часов, а не несколько дней, охотников на его конебазе не было. Сам Новиков А.Х. находился на самоизоляции с 16 по ДД.ММ.ГГГГ, по всем сданным анализам у него не выявили короновирусную инфекцию «COVID-19». У его работников Пестрякова Е.А. и Слепцова Э.К. также не выявили короновирусную инфекцию «COVID-19», к объяснению приложен скриншот (л.д. 2- 6);
- рапортом старшего оперуполномоченного ОУР ОМВД по <адрес> Карамзина Н.Т. от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по факту заявления Новикова А.Х. о распространении недостоверных данных через приложение «Whatsapp», в ходе проверки материала установлено что, сообщение было направлено с абонентского номера 89640774726, принадлежащего Петровой Н.П. (л.д.7);
- объяснением Петровой Н.П. от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ она забеспокоились за здоровье своих детей, и по мессенджеру «WhatsApp» в группе «Нам улууhун булчуттара», распространила ложную информацию о том, что на конебазу Новикова А.Х. приходил охотник с COVID-19 и заразил конебазу, и что ветеринар Лугинова Д.А. заразилась «COVID-19», посетив данную конебазу (л.д. 17);
- протоколом 062 № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксирован факт совершения Петровой Н.П. административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ (л.д. 10-11);
- ответом на запрос Территориального отдела в <адрес> Управления Роспотребнадзора по <адрес> (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, из которого следует, что случаев выявления больных новой коронавирусной инфекции на территории конебазы «Дьаампара», расположенной на территории МО «Салбанский наслег», не зарегистрировано. Владелец данной конебазы Новиков А.Х. был на медицинском контроле как контактный с больным, результаты анализа на COVID-19 отрицательные.
Вышеуказанные доказательства суд считает допустимыми, согласующимися между собой и добытыми в соответствии с требованиями административного законодательства, а их совокупность свидетельствующей о совершении Петровой Н.П. административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, именно в распространении в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу массового нарушения общественного порядка, при этом действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния.
С учётом изложенного суд считает, что вина Петровой Н.П. нашла своё подтверждение в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ.
Срок давности привлечения Петровой Н.П. к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истёк.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Нарушение ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
С учётом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень опасности конкретного деяния, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным.
При решении вопроса о назначении виновному административного наказания конкретного вида и размера необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Петровой Н.П. в соответствии ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, по делу не установлено.
В судебном заседании установлено, что Петрова Н.П. впервые привлекается к административной ответственности, вину в совершении административного правонарушения признал полностью, характеризуется положительно. Указанные обстоятельства признаются судом как смягчающие административную ответственность Петровой Н.П. обстоятельства в силу ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ.
При назначении Петровой Н.П. административного наказания необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
С учётом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда охраняемым общественным отношениям, характера совершённого Петровой Н.П. административного правонарушения и его последствиями, обстоятельств, связанных с имущественным положением Петровой Н.П., что признаётся судом исключительными обстоятельствами, а также несоразмерности санкции последствиям правонарушения, в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица, суд считает возможным назначение Петровой Н.П. административного наказания в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, что в силу требований ч. 2.2, ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ составляет 15.000 руб. При этом суд полагает, что оснований для назначения Петровой Н.П. дополнительного вида административного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения не усматривается.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 29.9, ч. 9 ст. 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л:
Признать Петрову Н.П. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей без конфискации предмета административного правонарушения.
Административный штраф подлежит перечислению на счет:
УФК по РС(Я) МВД по РС(Я)
ИНН 1435054074
КПП 143501001
ОКАТО 98635425
Банк отделение НБ РС(Я)
БИК 049805001
Счет 40№
КБК 18№
УИН 18№
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РС (Я) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Е.В. Христофорова