Дело № 2-339/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2016 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Н.Н. Антипиной,
при секретаре: О.В.Седлецкой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Копачевой М.В. к администрации Шуйского сельского поселения, Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок,
у с т а н о в и л:
Копачева М.В. предъявила в суд иск по тем основаниям, что на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ г. и договора цессии от ДД.ММ.ГГГГ г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью ... кв. метров, находящегося в ... Прионежского района Республики Карелия, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - для обустройства рекреационной зоны. ДД.ММ.ГГГГ г. Копачева М.В. обратилась в администрацию Шуйского сельского поселения с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка. В предоставлении земельного участка было отказано, со ссылкой на его нахождение в аренде у истца, отсутствии в Земельным кодексе Российской Федерации порядка предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Считая свое право нарушенным, ссылаясь на положения ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», истец просила признать незаконным решение администрации Шуйского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. исх. № об отказе в предоставлении в собственность земельного участка; обязать администрацию Шуйского сельского поселения предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью ... кв. метров, местоположение: ... Прионежского района Республики Карелия, для обустройства рекреационной зоны. Поскольку на момент обращения с настоящим иском полномочия по распоряжению земельными участками, право на которые не разграничено, перешли к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, истец просила обязать указанный Комитет принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв. метров, местоположение: ... Прионежского района Республики Карелия, за плату, размер которой определен в отчете об оценке № рыночной стоимости земельного участка.
В процессе рассмотрения дела в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец уточнила исковые требования, просила признать незаконным решение администрации Шуйского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. исх. № об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв. метров, местоположение: ... Прионежского района Республики Карелия, для обустройства рекреационной зоны; обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв. метров, местоположение: ... Прионежского района Республики Карелия, в собственность за плату.
Истец, ее представитель, действующая по ордеру, в судебном заседании иск поддержали по обстоятельствам, в нем изложенным.
Представитель ответчика администрации Шуйского сельского поселения Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в материалы дела представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении иска просил отказать.
Представитель ответчика Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании М., действующая по доверенности, иск не признала, пояснив, что право на предоставление земельного участка в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ истцом уже было реализовано путем приобретения спорного земельного участка в аренду. Пункт 3 ст. 34 ФЗ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» не предусматривает неоднократную реализацию права приобретения земельного участка по нормам земельного законодательства, действовавшим до 01.03.2015 года. Переходные положения Федерального закона № 171-ФЗ распространяют свое действие только на вновь образуемые земельные участки в целях их первичного предоставления и не подлежат применению в отношении ранее предоставленных в аренду земельных участков, касаются вопросов завершения процедур, которые были начаты до 01.03.2015 года. Согласно п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ не предусматривает для обустройства рекреационной зоны предоставление земельного участка без проведения торгов. Таким образом, новая процедура предоставления спорного земельного участка в собственность должна осуществляться в соответствии с Земельным кодексом РФ в редакции, действующей с 01.03.2015 года, т.е. по результатам проведения торгов. Действующее земельное законодательство РФ не предусматривает преимущественного права арендатора на приобретение арендуемого земельного участка для обустройства рекреационной зоны в собственность. Администрация Шуйского сельского поселения правомерно отказала истцу в предоставлении спорного земельного участка в собственность без проведения торгов.
Суд, заслушав истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. В силу ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действующей с 01 марта 2015 года) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, входящих в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципальных районов.
С 01.01.2016 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 29.12.2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия».
Статьей 1 данного закона установлено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: 1) городских округов в Республике Карелия (далее - городской округ) в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; 2) городских, сельских поселений в Республике Карелия (далее - поселение) в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; 3) муниципальных районов в Республике Карелия (далее - муниципальный район) в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, входящих в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Таким образом, с 01.01.2016 года уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Истцом испрашивается земельный участок, расположенный на территории Шуйского сельского поселения.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ г. Совета Шуйского сельского поселения утверждены Правила землепользования и застройки Шуйского сельского поселения.
23.06.2014 года принят Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон № 171-ФЗ), положениями которого предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на торгах за исключением закрытого перечня случаев. Названный Федеральный закон вступил в силу с 01.03.2015 года, за исключением отдельных положений, вступивших в силу со дня официального опубликования.
Согласно положениям ст. ст. 39.3, 39.6 Земельного кодекса РФ, действующих с 01.03.2015 года, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением закрытого перечня случаев, установленных данными статьями. В соответствии со ст. ст. 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ введен единый порядок, используемый при предоставлении земельных участков на торгах вне зависимости от целей предоставления таких земельных участков.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. был предоставлен в аренду до ДД.ММ.ГГГГ г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью ... кв.метров, расположенный по адресу: ... Прионежского района Республики Карелия, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - для обустройства рекреационной зоны. Данный договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия ДД.ММ.ГГГГ г. ДД.ММ.ГГГГ г. между Н. и истцом был заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, данный договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ г. истец обратилась с заявлением в администрацию Прионежского муниципального района РК о предоставлении земельного участка в собственность. ДД.ММ.ГГГГ г. администрацией района истцу было предложено представить отчет о рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ г. истец обратилась с заявлением в администрацию Шуйского сельского поселения о предоставлении земельного участка в собственность.
Решением администрации Шуйского сельского поселения, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. №, истцу было отказано в предоставлении земельного участка с указанием на то, что Земельным кодексом РФ в действующей редакции, не предусмотрен порядок предоставления земельных участков в собственность для целей, не связанных со строительством.
Доводы ответчиков о том, что новая процедура предоставления спорного земельного участка в собственность должна осуществляться в соответствии с Земельным кодексом РФ в редакции, действующей с 01.03.2015 года, т.е. по результатам проведения торгов, не могут быть приняты во внимание.
Согласно положениям ст. ст. 4, 422 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Поскольку на момент первичного обращения истца ДД.ММ.ГГГГ г. в администрацию Прионежского муниципального района РК о предоставлении ей земельного участка в собственность действовали положения ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, предусматривающие запрет на отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением определенных случаев, а положения Закона № 171-ФЗ вступили в силу только 01.03.2015 года, ссылки на установленный названным Федеральным законом порядок предоставления земельных участков являются неправомерными.
Часть 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» в случае, если до дня вступления в силу указанного федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу указанного федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
По мнению суда, из буквального толкования данной нормы следует возможность предоставления земельного участка в соответствии с ранее действовавшей редакцией статьи 34 Земельного кодекса РФ. Соответственно, по мнению суда, указанное правило применимо, если земельный участок, поставленный на кадастровый учет (соответственно, схема утверждена), находится в аренде и заявитель обратился с заявлением о выкупе земельного участка.
Статьей 27 Земельного кодекса РФ закреплено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2).
Названная норма также определяет перечень земельных участков, изъятых из оборота и (или) ограниченных в обороте. К таким объектам отнесены в том числе земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 4 и подпункт 1 пункта 5).
Статьей 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.
Доказательств о том, что в отношении спорного земельного участка такие акты принимались, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность, не представлено.
Учитывая, что в отношении арендуемого истцом земельного участка не установлено каких-либо запретов на предоставление участка в собственность, суд полагает, что переданный в аренду земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность за плату.
Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд считает, что оспариваемый отказ администрации Шуйского сельского поселения об отказе в предоставлении истцу земельного участка в собственность, является незаконным.
Нарушенное право истца подлежит восстановлению путем возложения на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, как на уполномоченного распорядителя земельными участками, обязанности принять решение о предоставлении истцу в собственность земельного участка с кадастровым номером № за плату.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
иск Копачевой М.В. удовлетворить.
Признать решение администрации Шуйского сельского поселения Прионежского района Республики Карелия, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. №, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, незаконным.
Обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок принять решение о предоставлении Копачевой М.В. в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв. метров, находящегося в ... Прионежского района Республики Карелия, разрешенное использование - для обустройства рекреационной зоны, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, за плату.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 11 июля 2016 года.