г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 УИД 10RS0011-01-2022-006143-42
Р Е Ш Е Н И Е
12 мая 2022 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети» МакаровойМ.В. на постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа № от 25 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении
Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети» (далее – АО «ПКС-Тепловые сети», Общество, привлекаемое лицо), ИНН <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением Административной комиссии Петрозаводского городского округа № от 25 марта 2022 года АО «ПКС-Тепловые сети» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года №1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Защитник АО «ПКС-Тепловые сети» Макарова М.В., действующая на основании доверенности, с указанным постановлением не согласилась и обратилась в суд с жалобой, согласно которой просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что АО «ПКС-Тепловые сети» не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку здание, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, переданной в хозяйственное ведение МУП ПЭС, которое, в свою очередь, передало его в аренду АО «ПКС-Тепловые сети» на основании договора аренды от 23 июля 2005 года. Отмечает, что при расчете тарифов АО «ПКС-Тепловые сети» работы по текущему содержанию имущества не включены в тариф.
Законный представитель АО «ПКС-Тепловые сети» - ООО «РКС - Холдинг» в судебное заседание не явился, извещен о времени, дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании защитник АО «ПКС - Тепловые сети» Макарова М.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным. Указала, что АО «ПКС-Тепловые сети» систематически проводит работы по очистке кровли здания, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, ул.Пушкинская, д.11В, от наледи с использованием автогидроподъемника, что подтверждается представленными суду документами.
Представитель Административной комиссии Петрозаводского городского округа Сидоров А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Заслушав защитника, представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба направлена в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года №1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» непринятие собственниками, владельцами нежилых зданий, строений, сооружений или уполномоченными ими лицами мер по очистке кровель, водостоков, крыш, козырьков (навесов) таких зданий, строений, сооружений от снежных навесов, наледи и сосулек влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением Петрозаводского городского Совета от 26 февраля 2020 года №28/29-586 утверждены Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа (далее – Правила).
В силу вышеуказанных Правил (в редакции от 24 ноября 2020 года) организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов (п.1 ст.5). Организации и физические лица, являющиеся собственниками, иными законными владельцами жилых домов, зданий, строений, сооружений, земельных участков, а также иные лица, ответственные за эксплуатацию зданий, строений, сооружений, обязаны содержать указанные объекты и прилегающие к ним территории в состоянии, отвечающем требованиям, установленным Правилами (п.2 ст.5).
Пунктом 2 статьи 8 Правил установлено, что период зимней уборки устанавливается с 1 ноября по 15 апреля. В случае резкого изменения погодных условий (снег, мороз, оттепель) сроки начала и окончания зимней уборки определяются Администрацией Петрозаводского городского округа.
Согласно п.7 ст.9 Правил в зимнее время собственники помещений в многоквартирных домах, собственники и владельцы жилых домов, зданий и сооружений, иных помещений или иные уполномоченные ими лица обязаны организовать своевременную очистку кровель от снега, наледи и сосулек. Наличие на кровлях снежных навесов, наледи и сосулек не допускается.
Протокол об административном правонарушении №21-П от 04 марта 2022 года составлен и оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что 27 января 2022 года в 11 час. 13 мин. в ходе осмотра территории Петрозаводского городского округа на основании задания на проведение контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом №9 от 26 января 2022 года в порядке осуществления муниципального контроля за соблюдением требований Правил консультантом управления жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа ПронченкоЮ.С. при визуальном осмотре здания, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что свесы кровли здания не очищены от сосулек и снежно-ледяных навесов. Какие-либо работы, направленные на устранение выявленных нарушений, на момент осмотра не проводились.
Вместе с этим при разрешении настоящего дела об административном правонарушении коллегиальным органом не были учтены следующие значимые для соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности обстоятельства.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статья 24.1 КоАП РФ определяет, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть привлечено к административной ответственности лишь за то деяние, которое с определенностью соответствует диспозиции статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, закрепляющей тот или иной состав административного правонарушения
Расширительное толкование положений КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность, равно как и применение их по аналогии не допускается, в том числе по мотивам разумности и целесообразности.
Содержание постановления коллегиального органа и протокола об административном правонарушении не позволяет с определенностью отнести АО «ПКС-Тепловые сети» к кругу субъектов вмененного ему правонарушения.
Так, диспозиция ч.11 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» непосредственно закрепляет административную ответственность собственников и владельцев нежилых зданий, строений, сооружений, а также уполномоченных ими лиц.
В оспариваемом постановлении указано, что АО«ПКС-Тепловые сети» является ответственным лицом, осуществляющим деятельность в здании №11В по ул.Пушкинской в г.Петрозаводске.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание КИПиА, электроцеха с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа, правообладателем которого на праве хозяйственного ведения является МУП ПЭС; данное здание передано на праве аренды АО «ПКС-Тепловые сети» на основании договора аренды недвижимого имущества от 23 июля 2005 года с учетом дополнительного соглашения от 29 ноября 2005 года.
Доказательств наличия у АО «ПКС-Тепловые сети» на праве собственности здания по указанному выше адресу либо какого-либо полномочия со стороны владельца данного объекта материалы дела не содержат. Соответствующих ссылок в обжалуемом акте органа административной юрисдикции не приведено.
Кроме того, постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 года №182 «О тарифах акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети» в сфере теплоснабжения» АО«ПКС-Тепловые сети» установлены и введены в действие с 01 января 2019 года по 31декабря 2025 года тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии с календарной разбивкой, долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии с использованием метода индексации установленных тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования 2019-2025 гг. с 2019 годом – первым годом второго долгосрочного периода.
Из содержания указанного постановления следует, что работы по текущему содержанию имущества в тарифы АО «ПКС-Тепловые сети» не включены, следовательно на арендатора не может быть возложено несение расходов на содержание спорного здания в соответствии с требованиями Правил, в связи с чем, АО «ПКС-Тепловые сети» не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях».
Таким образом, обстоятельства, изложенные в оспариваемом постановлении, с определенностью не свидетельствуют о наличии в действиях АО «ПКС-Тепловые сети» состава вмененного ему правонарушения.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание изложенное, учитывая положения статей 1.5, 1.6, 2.1 КоАП РФ, судья приходит к выводу о наличии обстоятельства, исключающего производство по делу, предусмотренного п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет за собой отмену постановления Административной комиссии Петрозаводского городского округа № от 25 марта 2022 года и прекращение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении АО «ПКС-Тепловые сети» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Жалобу защитника Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети» Макаровой М.В. удовлетворить.
Постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа № от 25 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года №1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети» отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова