Судья: Солдатенкова В.Г. Дело 33-20439/22
Уникальный идентификатор дела
50RS0020-01-2021-005044-03
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2022 года г. Красногорск
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гирсовой Н.В., Петруниной М.В.,
при помощнике судьи Гуляеве А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ № 8 по г. Москве и Московской области на решение Коломенского городского суда Московской области от 27 января 2022 г. по делу № 2-102/2022 по иску ФИО к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ № 8 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителей истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Ерёменко Т.Е. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований) к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ № 8 по г. Москве и Московской области (далее – Пенсионный фонд РФ) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
В обосновании иска указала, что она обратилась в ГУ-УПФ РФ №14 по г. Москве и Московской области с заявлением от 16.03.2021 года о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Однако 21.05.2021г. ГУ-УПФ РФ №14 по г. Москве и Московской области было принято решение № 537 об отказе в установлении пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
ГУ-УПФ РФ №14 по г. Москве и Московской области своим решением № 537 от 21.05.2021 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности, засчитав документально подтвержденными только 18 лет 11 месяцев 02 дня.
Причиной отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости стало исключение ответчиком из специального стажа следующих периодов:
Периоды нахождения в административных отпусках: с 02.08.1998 года по 09.08.1998 года, 21.06.2016 года, 13.12.2016 года, 31.01.2020 года; не подлежат зачету в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 18.12.2013 года № 400-ФЗ;
периоды нахождения в учебных отпусках: с 15.10.2012 года по 03.11.2012 года, с 23.03.2013 года по 11.04.2013 года, с 01.10.2013 года по 20.10.2013 года, с 01.03.2014 года по 20.03.2014 года, с 11.10.2014 года по 04.11.2014 года, с 14.03.2015 года по 07.04.2015 года, с 19.10.2015 года по 12.11.2015 года, с 14.03.2016 года по 07.04.2016 года, с 03.11.2016 года по 27.11.2016 года, с 02.02.2017 года по 26.02.2017 года, с 08.06.2017 года по 05.07.2017 года не подлежат зачету в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью, в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400- ФЗ (п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002);
периоды ее работы в должности «социальный педагог» Муниципальное бюджетное (казенное) общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» с 13.01.2016 года по 13.03.2016 года, с 08.04.2016 года по 20.06.2016 года, с 22.06.2016 года по 02.11.2016 года, с 28.11.2016 года по 12.12.2016 года, с 14.12.2016 года по 01.02.2017 года, с 27.02.2017 года по 07.06.2017 года, с 06.07.2017 года по 30.01.2020 года, с 01.02.2020 года по настоящее время (15.03.2021 года), как не подлежащие зачету в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью, в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и согласно Списка.... и Правил...., утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (педагоги), т.к. тип и вид учреждения предусмотрен пункте 1.1. раздела «Наименование учреждений» списка, следовательно не выполняется условие п. 11 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, выработана). Считают, отказ необоснованным и нарушающим права истца.
Представитель ответчика представил в материалы дела письменные возражения, доводы которых подержал в судебном заседании, просил в удовлетворении требований отказать.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представители истца просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч.ч. 1 и 2 ст.327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, приходит следующим выводам.
Разбирательством дела установлено, что ФИО обратилась в ГУ-УПФ РФ №14 по г. Москве и Московской области с заявлением от 16.03.2021 о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Однако 21.05.2021г. ГУ-УПФ РФ №14 по г. Москве и Московской области было принято решение №537 об отказе в установлении пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
ГУ-УПФ РФ №14 по г. Москве и Московской области своим решением № 537 от 21.05.2021 года отказало истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия у истца специального стажа необходимой продолжительности, засчитав документально подтвержденными только 18 лет 11 месяцев 02 дня.
ГУ-УПФ РФ №14 по г. Москве и Московской области своим решением № 537 от 21.05.2021 года отказало истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия у истца специального стажа необходимой продолжительности, засчитав документально подтвержденными только 18 лет 11 месяцев 02 дня.
Причиной отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости стало исключение ответчиком из специального стажа следующих периодов:
Периоды нахождения ФИО в административных отпусках: с 02.08.1998 года по 09.08.1998 года, 21.06.2016 года, 13.12.2016 года, 31.01.2020 года; не подлежат зачету в соответствии с п.19 ч.1 ст.30;
- Периоды нахождения ФИО в учебных отпусках: с 15.10.2012 года по 03.11.2012 года, с 23.03.2013 года по 11.04.2013 года, с 01.10.2013 года по 20.10.2013 года, с 01.03.2014 года по 20.03.2014 года, с 11.10.2014 года по 04.11.2014 года, с 14.03.2015 года по 07.04.2015 года, с 19.10.2015 года по 12.11.2015 года, с 14.03.2016 года по 07.04.2016 года, с 03.11.2016 года по 27.11.2016 года, с 02.02.2017 года по 26.02.2017 года, с 08.06.2017 года по 05.07.2017 года не подлежат зачету в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью, в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400- ФЗ (п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002)
- Периоды работы ФИО в должности «социальный педагог» Муниципальное бюджетное (казенное) общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» с 13.01.2016 года по 13.03.2016 года, с 08.04.2016 года по 20.06.2016 года, с 22.06.2016 года по 02.11.2016 года, с 28.11.2016 года по 12.12.2016 года, с 14.12.2016 года по 01.02.2017 года, с 27.02.2017 года по 07.06.2017 года, с 06.07.2017 года по 30.01.2020 года, с 01.02.2020 года по настоящее время (15.03.2021 года), как не подлежащие зачету в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью, в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и согласно Списку и Правилам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (педагоги), т.к. тип и вид учреждения предусмотрен пункте 1.1. раздела «Наименование учреждений» списка, следовательно не выполняется условие п. 11 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, выработана).
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, руководствуясь положениями пункта 19 части 1, статьи 30 Федерального Закона от 28.03.2018 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды истец осуществлял педагогическую деятельность в должностях и учреждениях, поименованных в Списках, кроме того, имел необходимую педагогическую нагрузку, с учетом включенных ответчиком периодов работы у истца достаточно специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Указанный вывод соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам и подлежащим применению нормам материального закона, в связи, с чем судебная коллегия полагает необходимым с ним согласиться.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон о страховых пенсиях).
В силу 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного закона, согласно которой одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предписано, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно п.п. б п. 8 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Согласно части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 закона).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как усматривается из материалов дела, согласно трудовой книжки ФИО в спорный период работала в Муниципальном бюджетном (казенном) общеобразовательном учреждении «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда».
Из представленных справок, уточняющих особый характер работы, от 27.08.2021 г. № 27/08 (л.д. 9), от 16.08.2021 г. № 16/08 (л.д.12), от 17.12.2021 г. № 17/12 (л.д.93), от 20.12.2021 г. №20/12 (л.д.102) выданных выданной МБОУ «школа «Надежда» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», следует, что во время спорных периодов работы истец работала по основному месту работы в Муниципальном бюджетном (казенном) общеобразовательном учреждении «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» в должности социального педагога с 01.09.2013 г. по настоящее время более чем на 1 ставку, в должности воспитателя с 01.09.1996 г. по 31.08.2013 г. на 1 ставку, а также учителем домашнего обучения с учебной нагрузкой 8 часов в неделю в 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 учебных годах.
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств, следует, что истица в спорные периоды работала на должностях, работа на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии.
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 29.09.1997 г.
Из имеющейся в материалах дела сведений индивидуального лицевого счета истца усматривается, что ФИО в спорные периоды работы осуществляла трудовую деятельность, основанием которой является право для досрочного назначения страховой пенсии по старости со ссылкой на п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2018 г. N 69-КГ18-П).
Периоды нахождения истца в учебных отпусках обоснованно включены судом первой инстанции в специальный стаж истца, поскольку за истцом в период обучения сохранялось рабочее место и заработная плата.
С учетом включенных пенсионным органом и судом периодов работы у истца достаточно необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости специального стажа, в связи с чем, суд первой инстанции с учетом положений п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для ее назначения.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, они подтверждаются материалами дела.
Доводы жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, не содержат правовых оснований для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам дела и истцом не опровергнуты.
В апелляционной жалобе не указано каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коломенского городского суда Московской области от 27 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ № 8 по г. Москве и Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 08.08.2022 года