Дело № 2-583/2024
УИД: 25RS0011-01-2024-000985-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Спасск-Дальний
Приморский край 18 апреля 2024 года
Спасский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Емелиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Якимовой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к Ченцовой (Горловой) А.А. о взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> по доверенности Шереметьева А.А. обратилась в Спасский районный суд с настоящим иском к Ченцовой (Горловой) А.А., в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ Ченцова (Горлова) А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направила заявление о назначении пенсии по случаю потери кормильца через личный кабинет сайта Госуслуг в связи с зачислением на очную форму обучения в образовательном учреждении.
При обращении за назначением пенсии ответчик представил все необходимые документы, в том числе и справку об обучении по очной форме в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Спасский индустриально-экономический колледж» (КГБПОУ СИЭК) (далее - учебное заведение) с указанием предполагаемой даты окончания - ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик был предупрежден о необходимости извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, влияющих на изменение размера пенсии или влекущих прекращение ее выплаты, в том числе о прекращении обучения. В частности, в п. 4 поданного заявления содержится информация о том, что заявитель обязан известить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее следующего рабочего дня после наступления обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии. С обязанностью извещать территориальный орган о наступлении таких обстоятельств ответчик имел возможность ознакомиться при заполнении заявления, а также прочесть соответствующие нормативно-правовые акты.
В ДД.ММ.ГГГГ года, по запросу от ДД.ММ.ГГГГ №, в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> поступили сведения об отчислении Ченцовой (Горловой) А.А. из учебного заведения приказом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Поскольку социальная пенсия по случаю потери кормильца выплачивается детям старше 18 лет только при условии их обучения по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, то законодатель частью 5 статьи 26 Закона № 400-ФЗ возложил обязанность на пенсионеров извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой, в том числе прекращение выплаты пенсии, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Заявление о прекращении выплаты пенсии случаю потери кормильца через личный кабинет сайта Госуслуг Ченцова (Горлова) А.А. направила только ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, ответчик, заведомо зная об отчислении из учебного заведения, продолжала пользовался государственной поддержкой в виде социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты, федеральным законом возложена на пенсионера, который несет ответственность за достоверность и своевременность сведений, представляемых им для установления и выплаты пенсии. В случае неисполнения им указанной обязанности, если это повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсии, пенсионер должен возместить органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, неосновательно полученную таким пенсионером сумму пенсии.
В результате того, что ответчик своевременно не сообщила о факте прекращения обучения, была необоснованно выплачена пенсия по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме сумма 6., о чем специалистами составлен Протокол №.
Недобросовестность Ответчика выразилась в неисполнении четко определенной обязанности, о которой предупреждается каждый пенсионер при установлении и выплате пенсии, - извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, не позднее следующего рабочего дня наступления соответствующих обстоятельств.
Ответчику было направлено уведомление, с предложением добровольно вернуть излишне полученные денежные средства.
ДД.ММ.ГГГГ Ченцова (Горлова) А.А. предоставила заявление о добровольном возмещении лишне полученных сумм пенсии по случаю потери кормильца, в размере сумма 3 ежемесячно.
Однако до настоящего времени сумма неосновательного обогащения возвращена только в сумме сумма 2: сумма 1 платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ. № и сумма 4 платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №.
Сумма оставшейся задолженности составляет сумма 5.
Необоснованно полученные ответчиком денежные средства являются собственностью Бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. И именно бездействие ответчика, в виде несообщения истцу об изменении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии по случаю потери кормильца, повлекли перерасход средств бюджета.
Просит взыскать с Ченцовой (Горловой) А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> сумму неосновательного обогащения, в виде необоснованно полученной суммы пенсии в размере сумма 5.; рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя истца.
Представитель истца в судебное заседание явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, в исковом заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик Ченцова (Горлова) А.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещалась надлежащим образом. Судебные повестки, направленные Ченцовой (Горловой) А.А. по адресу, который является адресом регистрации ответчика: <адрес>(сведения о регистрации гражданина отдела по вопросам миграции МО МВД России «Спасский» от ДД.ММ.ГГГГ) возвращены в суд в связи с истечением срока хранения.
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
На основании абзаца второго пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика о месте и времени судебного заседания, и с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Ченцовой (Горловой) А.А.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Основания и порядок выплаты социальной пенсии предусмотрены Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» нетрудоспособные граждане имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Пенсия по случаю потери кормильца является одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению (пп. 4 п. 1 ст. 5пп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Согласно пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери.
Статьей 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет либо достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
На основании части 2 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно свидетельству о перемене имени, выданного Отделом ЗАГС администрации городского округа Спасск<адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Горлова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, переменила фамилию на «Ченцова», о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о перемене имени №.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Горлова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца на основании ст. 11 Закона № 166-ФЗ, поскольку, согласно справке краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Спасский индустриально-экономический колледж» от ДД.ММ.ГГГГ №, обучалась по очной форме обучения по специальности «Право и организация социального обеспечения».
ДД.ММ.ГГГГ из указанного учебного заведения поступил список студентов, отчисленных из учебного заведения, согласно которому ответчик отчислен из учебного заведения на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ пр. №.
Решением ГУ-ОПФ РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ выплата социальной пенсии по случаю потери кормильца, установленной п. 1 ст. 11 Закона № 166-ФЗ, Ченцовой (Горловой) А.А. прекращена.
Суд полагает, что при установленных обстоятельствах дела, правомерно назначенная пенсионным органом пенсия по случаю потери кормильца, излишне выплаченная ответчику в связи с отчислением из образовательного учреждения, являлась для нее социальной выплатой и средством к существованию, и в силу положений п. 1 ст. 1102 и п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть взыскана ввиду не установления недобросовестности ответчика в ее получении после отчисления из образовательного учреждения.
Учитывая вышеизложенное, суд находит необходимым отклонить все доводы в обоснование исковых требований, приведённых истцом, поскольку взыскание сумм неосновательного обогащения вследствие необоснованного получения ответчиком пенсии по случаю потери кормильца, которые являлись для него средствами к существованию при отсутствии достаточных и достоверных доказательств недобросовестности Ченцовой (Горловой) А.А. при получении пенсии, и возложенной на истца функции контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых, в том числе за счет федерального бюджета, означало бы формальный подход к рассмотрению дела, в котором гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в котором применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено, что не соответствует целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.
Сам по себе факт несообщения ответчиком в пенсионный орган о своем отчислении не является в силу требований ст. 1102 ГК РФ основанием для взыскания с нее переплаченной социальной пенсии по случаю потери кормильца как неосновательного обогащения.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что истцом в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не доказан факт недобросовестности ответчика при получении пенсии по случаю потери кормильца, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к Ченцовой (Горловой) А.А. о взыскании суммы неосновательного обогащения, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Спасский районный суд Приморского края.
Судья Е.А. Емелина