РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2022 года г.о.Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Колесниковой О.Д.,
при секретаре судебного заседания Касимовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щелковского городского прокурора в интересах несовершеннолетнего Айрумяна ФИО13 к Седельниковой ФИО14 о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Щелковского городской прокурор, в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к ФИО3 о компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что приговором Мирового судьи судебного участка №278 Щелковского судебного района Московской области ФИО3 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ.
Являясь биологической матерью малолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего вместе с ней по адресу: <адрес>, <адрес>, обязанная согласно требованиями статьи 63 СК РФ нести обязанность по воспитанию своего ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, а так же нести ответственность за его воспитание, развитие, защищать его права и интересы, осуществлять свои родительские обязанности в интересах ребенка, при этом осуществлять свои родительские права без причинения вреда физическому, психическому и нравственному развитию ребенка, возложенные на нее обязанности исполняла ненадлежащим образом, причиняя нравственные страдания малолетнему ребенку, находящемуся в зависимом от нее состоянии.
Седельникова ФИО8. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ умышленно ограждала ребенка от посещения детского сада, не выполняла рекомендации медицинских работников, не приняла никаких мер, направленных на зачисление сына в общеобразовательное учреждение для получения начального общего образования, не покупала необходимые лекарства и витамины для несовершеннолетнего, создала в семье обстановку, неблагоприятную для полноценного роста и развития сына, постоянно пренебрегала его физическими и эмоциональными потребностями.
В результате систематического ненадлежащего исполнения ответчиком родительских обязанностей по отношению к своему малолетнему ребенку, сопряженных с жестоким обращением, жизнь и здоровье ребенка, находящегося в зависимом от матери состоянии, подверглась опасности, а психика – негативному воздействию, что привело к тому, что малолетний ФИО7 продуктивному контакту не доступен, зрительный контакт не установлен, полевое поведение коррекции не поддается, неадекватен, расторможен, импульсивен, познавательный интерес не сформирован, развитие психических процессов не соответствует возрасту, не владеет простейшими навыками поведения, у ребенка совершенно отсутствует речь, развитие соответствует 4-х летнему возрасту.
На основании изложенного Щелковский городской прокурор просит взыскать с Седельниковой ФИО9. в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании старший помощник Щелковского городского прокурора ФИО5 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик Седельникова ФИО10. в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель третьего лица –Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Лосино-Петровский, Фрязино, Щелково – не явился, извещен.
Представитель третьего лица – ГБСУСО МО «Семейный центр «Филимонки» не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По смыслу указанной нормы закона, обязательными условиями возложения гражданско-правовой ответственности на причинителя вреда являются - наличие самого вреда, противоправность поведения лица, причинившего вред, причинная связь между вредом и поведением причинителя вреда, вина последнего.
В соответствии с п.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Из правовой позиции, изложенной в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» следует, что в силу части 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом. В решении суда об удовлетворении иска, помимо ссылки на приговор по уголовному делу, следует также приводить имеющиеся в гражданском деле доказательства, обосновывающие размер присужденной суммы.
Таким образом, преюдициальными для гражданского дела являются выводы приговора только по двум вопросам: имели ли место сами действия и совершены ли они данным лицом. Иные факты, содержащиеся в приговоре суда, преюдициального значения не имеют.
Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Размер ущерба от преступления, установленный в приговоре суда, причиненного преступлением вреда, даже если он имеет квалифицирующее значение для конкретного состава преступления, не имеет преюдициального значения - суд, рассматривающий гражданское дело о гражданско-правовых последствиях преступления, устанавливает этот факт на основе доказательств, представленных сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу частей 1, 3, 4 ст.42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред.
По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.
Из материалов дела усматривается, что приговором Мирового судьи судебного участка №278 Щелковского судебного района Московской области ФИО3 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 8 000 рублей в доход государства (л.д. 6-16).
Согласно приговору Седельникова ФИО11 являясь биологической матерью малолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего вместе с ней по адресу: <адрес>, свои родительские обязанности исполняла ненадлежащим образом, причиняя нравственные страдания малолетнему ребенку, находящемуся в зависимом от нее состоянии.
Седельникова ФИО12 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ умышленно ограждала ребенка от посещения детского сада, не выполняла рекомендации медицинских работников, не приняла никаких мер, направленных на зачисление сына в общеобразовательное учреждение для получения начального общего образования, не покупала необходимые лекарства и витамины для несовершеннолетнего, создала в семье обстановку, неблагоприятную для полноценного роста и развития сына, постоянно пренебрегала его физическими и эмоциональными потребностями.
В результате систематического ненадлежащего исполнения ответчиком родительских обязанностей по отношению к своему малолетнему ребенку, сопряженных с жестоким обращением, жизнь и здоровье ребенка, находящегося в зависимом от матери состоянии, подверглась опасности, а психика – негативному воздействию, что привело к тому, что малолетний ФИО7 продуктивному контакту не доступен, зрительный контакт не установлен, полевое поведение коррекции не поддается, неадекватен, расторможен, импульсивен, познавательный интерес не сформирован, развитие психических процессов не соответствует возрасту, не владеет простейшими навыками поведения, у ребенка совершенно отсутствует речь, развитие соответствует 4-х летнему возрасту.
Вина ответчика установлена приговором, вступившим в законную силу и не может являться предметом оценки суда, рассматривающего дело в порядке гражданского производства.
На основании п. 1 ст. 1099 ГК РФ Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пунктом 1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность отнесены к числу принадлежащих гражданину нематериальных благ.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейнаятайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <данные изъяты> распространением не соответствующих действительности: сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Исходя из указанных норм права, компенсация морального вреда подлежит взысканию, если моральный вред причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права или посягающими на другие материальные блага, принадлежащие потерпевшему.
В силу ст. 1101 ГК РФ Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в редакции от 06.02.2007г.), степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимая во внимание степень нравственных страданий несовершеннолетнего ФИО2 полагает заявленный истцом размер компенсации морального вреда разумным и справедливым.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░3, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> ░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░