Решение по делу № 2-987/2023 (2-7968/2022;) от 02.12.2022

<***>

Дело № 2-987/2023 (№ 2-7968/2022)

УИД № 66RS0003-01-2022-007360-71

Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 16 марта 2023 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Исаковой К. В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмаковой Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халатова Сергея Александровича к товариществу собственников жилья «Уралец» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Халатов С. А. обратился в суд с иском к ТСЖ «Уралец» о возложении обязанности учесть в платежных документах прекращение обязательств по оплате коммунальных платежей, исключении из платежных документов обязанность вносить на счет ответчика взносы на капитальный ремонт.

В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: ***.

Управление домом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, осуществляет Товарищество собственников жилья «Уралец (ИНН <***>), которое ежемесячно направляет платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, и предоставление коммунальных услуг. В том числе, в платежный документ включена также строка о виде услуг обозначенном «Капитальный ремонт» по тарифу 10,51 руб. за кв. м, за 70,3 кв. м.

Одновременно истец получает квитанции об уплате взносов на капитальный ремонт в пользу Регионального фонда капитального ремонта.

На запрос истца Департамент государственного строительного и жилищного надзора Свердловской области в своем письме от *** ответил, что ТСЖ «Уралец» не имеет правовых оснований для направления собственникам помещений в многоквартирном доме платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт и аккумулирования денежных средств собственником на специальном счете.

*** истец получил от ТСЖ «Уралец» справку о том, что с *** им были уплачены взносы на капитальный ремонт в размере 72427 рублей 38 копеек.

*** истец направил ТСЖ «Уралец» заявление о зачете встречных однородных требований: а именно, своих требований к ТСЖ «Уралец» в сумме 72427 рублей 38 копеек и требований ТСЖ «Уралец» к нему в сумме 97632 рубля 66 копеек.

Платежным поручением от *** истец перечислил ТСЖ «Уралец» остаток задолженности в размере 25205 рублей 28 копеек.

Однако, несмотря на произведенный зачет, ТСЖ «Уралец» продолжает отражать задолженность в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг. Кроме того, ТСЖ «Уралец» продолжает выставлять счета на оплату взносов на капитальный ремонт, что также отражает в платежном документе.

На основании изложенного, Халатов С. А. просит ТСЖ «Уралец» учитывать в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, прекращение его обязательств по оплате суммы задолженности в размере 72427 рублей 38 копеек с ***; а также прекратить указывать в платежном документе для внесения платы за жилищно –коммунальные услуги его обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт на счет ТСЖ «Уралец».

В дальнейшем истец исковые требования уточнил, просит суд обязать ТСЖ «Уралец» исключить из платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, сумму 72427 рублей 38 копеек; прекратить указывать в платежном документе для несения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг обязанность истца уплачивать взносы на капитальный ремонт ТСЖ «Уралец».

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал по заявленному предмету с учетом уточнений и основаниям.

Представитель ответчика ТСЖ «Уралец» Логинов А. П., действующий на основании доверенности от ***, исковые требования не признал.

Представитель ответчика пояснил, что собственники многоквартирного дома (далее – МКД) *** трижды голосовали по формирование взносов собственников на проведение капитального ремонта на специальном счете дома.

Первое собрание собственников МКД по принятию решения о формировании взносов собственников на капитальный ремонт состоялось в ***, протокол был направлен в адрес Управления ГЖИ по Свердловской области и в адрес Регионального оператора капитального ремонта, в связи с чем был открыт специальный счет в <***>***, куда и стали перечисляться взносы на капитальный ремонт, собираемые с собственников помещений дома. Данное решение устраивало Региональный оператор и ГЖИ и квитанции собственникам дома из ЕРЦ не направлялись.

Второе собрание собственников МКД по принятию решения о формировании взносов собственников на капитальный ремонт состоялось в 2020 году, поскольку Региональный оператор отказался от признания Протокола 2014 года и начал направлять через ЕРЦ собственникам дома квитанции по оплате взносов на капитальный ремонт «в общий котел». Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (подъезды 1 и 2) по адресу: ***Протокол № ***) было подтверждено ранее принятое решение о формировании фонда капитального ремонта, путем накопления средств собственников на специальном счете дома, собственником специального счета был определена управляющая домом организация -ТСЖ «Уралец».

Протокол данного собрания был направлен *** в адрес Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - Региональный оператор) и в соответствии с ч.5 ст.173 ЖК РФ решение о выбранном собственниками помещений способе формирования средств капитального ремонта на специальном счете вступило в законную силу ***. То обстоятельство, что Региональный оператор вернул данный протокол письмом № 02*** не имеет юридического значения, поскольку такое право (возврата протокола о выборе способа сбора средств на капитальный ремонт) Законом Региональному оператору не предоставлено, так как законодателем для вступления Протокола в силу предусмотрено формальное основание - 1 год с момента направления протокола Региональному оператору.

Также уведомление об изменении способа формирования фонда капитального ремонта с приложением Протокола общего собрания № *** было направлено в адрес Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, на что *** поступил ответ ***, в котором надзорным органом Протокол был принят без замечаний и учтена информация о решениях, принятых на общем собрании к сведению.

Третье собрание собственников МКД по принятию решения о формировании взносов собственников на капитальный ремонт состоялось в *** году, поскольку Региональный оператор по прежнему отказывался от признания Протоколов *** годов, и продолжал направлять через ЕРЦ собственникам дома квитанции по оплате взносов на капитальный ремонт «в общий котел». Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (подъезды 1 и 2) по адресу: *** было подтверждено ранее принятое решение о формировании фонда капитального ремонта, путем накопления средств собственников на специальном счете дома, собственником специального счета был определена управляющая домом организация -ТСЖ «Уралец».

Протокол данного собрания был направлен *** в адрес Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - Региональный оператор) и в соответствии с ч.5 ст.173 ЖК РФ решение о выбранном собственниками помещений способе формирования средств капитального ремонта на специальном счете вступит в законную силу ***. То обстоятельство, что Региональный оператор вернул данный протокол письмом № *** от *** не имеет юридического значения, поскольку такое право (возврата протокола о выборе способа сбора средств на капитальный ремонт) Законом Региональному оператору не предоставлено.

ТСЖ «Уралец» управляет многоквартирным домом по адресу *** года на основании решения общего собрания (Протокол <***>). Факт управления МКД подтверждается заключенными договорами на обеспечение помещений дома коммунальными ресурсами и платежными документами по их оплате.

ТСЖ «Уралец» открыло специальный счет в <***>***, куда и стали перечисляться взносы на капитальный ремонт, собираемые с собственников помещений дома. Уведомление об открытии счета было направлено в Департамент государственного жилищного и строительного надзора. Собственникам помещений начато выставление квитанций об оплате взносов на капитальный ремонт.

Следовательно, действия ТСЖ «Уралец» по начислению оплаты за капитальный ремонт являются законными. Таким образом, требования истца в части исключения из платежных документов обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт, удовлетворению не подлежат, поскольку направлены на прекращение действий, которые ответчик возможно совершит в будущем, а возможно не совершит.

Ответчик имеет возражения по первому исковому требованию, поскольку полагает данное требование не исполнимым, оно носит неопределенный характер. Кроме того, истец не имеет права требовать выделения своей доли денежных средств, находящихся на специальном счете. Также истцом не доказан факт уплаты указанной им суммы, начиная с ***

Третье лицо Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела. В материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что фонд капитального ремонта дома по адресу: *** никогда на специальном счете не формировался. При изменении способа формирования фонда капитального ремонта требуется не только принять решение общего собрания, но и реализовать его в установленный срок путем направления региональному оператору, открытия специального счета и уведомления Департамента, при этом для вступления в силу решения требуется его соответствие требованиям закона. ТСЖ «Уралец» обращалось в Региональный фонд пять раз с протоколами, которыми принято решение о формировании фонда капитального ремонта, однако ни один протокол не был принят Региональным фондом в работу по причине их несоответствия требованиям жилищного законодательства: протокол от *** возвращен ***, поскольку отсутствовал кворум, в качестве владельца специального счета было выбрано ненадлежащее лицо, протокол был предоставлен в копии, а не в оригинале, а также в целом не соответствовал требованиям к оформлению протоколов; протокол от *** возвращен ***, поскольку в нем отсутствовало решение о размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт, отсутствовало согласие лица, уполномоченного на оказание услуг по предоставлению платежных документов, выбрано ненадлежащее лицо в качестве владельца специального счета, не представлены приложения к протоколу; протокол от *** по содержанию и оформлению был идентичен протоколу от ***, в связи с чем Фонд не принял его в работу по тем же основанием, возвратил ***; протокол от ****** не соответствовал требованиям ЖК РФ в части кворума, выбора владельца специального счета, приложений к протоколу, отсутствия согласия на оказание услуг по предоставлению платежных документов, о чем Фонд пояснил в ответе от ***; протокол от ***, поступивший *** также не соответствовал в части кворума, выбора владельца специального счета, приложений к протоколу, в связи с чем возвращен ***. По настоящее время начисление взносов и выставление квитанций собственникам помещений в доме, где проживает истец, осуществляет платёжный агент Фонда - ООО «ЕРЦ». За период с *** по настоящее время задолженность Халатова С. А. по взносам на капитальный ремонт составляет 63638 рублей 42 копейки, пени – 8891 рубль 44 копейки, всего долг перед Фондом составляет 72529 рублей 86 копеек. Взносы на капитальный ремонт носят строго целевой характер и могут быть израсходованы только на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту, по разработке проектной документации, строительному контролю, погашению кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг и работ, а также для оплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. Собранные ТСЖ «Уралец» взносы на капитальный ремонт должны перечислены на счёт регионального оператора. Ввиду особого режима средств фонда капитального ремонта уплаченные Халатовым С. А. взносы на капитальный ремонт на счёт ТСЖ «Уралец» не могут быть зачтены в счёт иной задолженности Халатова С. А. перед ТСЖ «Уралец». В связи с этим третье лицо просит отказать истцу в удовлетворении его требований в части прекращения обязательств по оплате в сумме 72 427,38 руб. (то есть в части зачёта взаимных требований между Халатовым С. А. и ТСЖ «Уралец» по оплате ремонта и содержания жилья); а также удовлетворить требования Халатова С. А. в части прекращения ответчиком - ТСЖ «Уралец» начисления Халатову С.А. взносов на капитальный ремонт.

Третье лицо Департамент государственного, жилищного и строительного надзора Свердловской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в материалах дела имеется отзыв о рассмотрении дела без участия третьего лица.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело при данной явке с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56, ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

Бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных домах несут собственники помещений (статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1, 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 того же кодекса, в силу положений которой установление минимального размера взноса на капитальный ремонт отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В соответствии с частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

В силу статьи 14 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 г. N 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее - Закон Свердловской области от 19 декабря 2013 г. N 127-ОЗ) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

В силу части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 названного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В этом случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет (часть 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 г. N 306-ПП.

Данная региональная программа опубликована на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru 29 апреля 2014 г.

Многоквартирный дом *** включен в региональную программу капитального ремонта (пункт *** Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области и подлежащих капитальному ремонту, приложение к региональной программе).

Как следует из пункта *** Перечня адресов многоквартирных домов, расположенных на территории Муниципального образования «город Екатеринбург», Фонд капитального ремонта которых формируется на счете регионального оператора, утвержденного Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 06.11.2014 N 3391 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) выбранный ими способ не был реализован», фонд капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: *** формируется на счете регионального оператора.

Из материалов дела также следует, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2019 по делу №А60-20693/2019 установлено, что вышеуказанный многоквартирный дом состоит из двух самостоятельных домов, конструктивно не связанных между собой домов, а именно: одноподъездный жилой дом (подъезд №<***>) и двухподъездный жилой дом (подъезды №***) (т.1, л.д. 73-76).

Из ответа Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на судебный запрос (т.2, л.д.158), устава ТСЖ «Уралец», утвержденного протоколом общего собрания дольщиков №*** (т.1, л.д. 58-68), а также представленных договоров с ресурсоснабжающими организациями (т.1, л.д.77-105), следует, что управление <***> подъездом многоквартирного дома по адресу: *** осуществляет ТСЖ «Уралец».

Материалами дела подтверждено, что Халатов С. А. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ***

Ответчиком не оспаривалось при рассмотрении дела, что ТСЖ «Уралец» производит начисление и сбор взносов на капитальный ремонт в многоквартирном доме ***, суммы взносов для их уплаты вносятся в квитанции жилищно-коммунальных услуг собственникам многоквартирного дома.

В обоснование производимых начислений представитель ответчика ссылается на протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ***, которым принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, указывая, что последний вступил в силу ***, а также иные протоколы по аналогичному вопросу.

Внеочередным общим собранием собственников многоквартирного дома по адресу: *** принято решение об открытии специального счета на капитальный ремонт ТСЖ «Уралец» в <***>, которое оформлено протоколом ***.

*** ТСЖ «Уралец» открыт специальный счет №*** для формирования фонда капитального ремонта.

Указанный протокол, представлен ответчиком Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области ***.

По результатам рассмотрения протокола Региональным фондом дан ответ ***, в котором последний указал на отсутствие кворума для принятия решения, отсутствие решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, а также решений по вопросам, содержащимся в ч.4 ст.170, ч.3.1 ст.175 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, протокол по форме и содержанию не соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению протоколов общих собраний собственников.

В последующем общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (подъезды *** по адресу*** принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта путем накопления средств собственников на специальном счете дома, которое оформлено протоколом от ***

*** указанный протокол направлен в адрес Регионального фонда и Департамента.

По результатам рассмотрения протокола от *** Региональным фондом дан ответ о возвращении протокола для устранения недостатков, поскольку в представленном протоколе *** отсутствовало решение о размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт, отсутствовало согласование с лицом, уполномоченным на оказание услуг по предоставлению платежных документов, выбрано ненадлежащее лицо в качестве владельца специального счета, не представлены приложения к протоколу – бюллетени собственников помещений. В связи с изложенным протокол от *** возвращен ТСЖ «Уралец» с указанием на возможность повторного обращения при устранении недостатков.

В ответе от *** Департамент сообщил ТСЖ «Уралец», что информация о принятых решениях по протоколу от *** Департаментом учтена, в настоящий момент формирование фонда капитального ремонта в МКД осуществляется на счете регионального оператора, решение, соответствующее законодательству, вступит в законную силу через один год после направления региональному оператору соответствующего решения, до момента вступления в законную силу решения общего собрания собственников помещений МКД об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, обязанность по формированию, направлению платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт собственникам помещений дома закреплена за региональным оператором.

Кроме того, указанный протокол общего собрания был предметом рассмотрения по делу №А60-51684/2021 по иску ТСЖ «Уралец» к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о взыскании денежных средств. Решением Арбитражного суда Свердловской области от *** по указанному делу, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от ***, в котором указано, что решение общего собрания собственников помещений в доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, оформленное протоколом от ***, не вступило в силу.

Протоколом общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: *** от *** также принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

*** ТСЖ «Уралец» обратилось в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с уведомлением о выбранном способе формирования капитального ремонта, с приложением протокола №***, а также просьбой внести в реестр специальных счетов специальный счет, открытый ТСЖ «Уралец» в АО «Россельхозбанк».

*** ТСЖ «Уралец» представило региональному оператору протокол общего собрания собственников в МКД от ***.

*** Региональный фонд содействия капитального ремонта в многоквартирных домах Свердловской области вернул указанный протокол, поскольку он идентичен ранее представленному протоколу №***, ранее указанные недостатки не устранены, дополнительно указал, что в качестве владельца специального счета в представленном протоколе указан ТСЖ «Уралец», тогда как на сайте ГИС ЖКХ содержатся сведения об управлении домом ООО УК «ГЭС».

Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в ответ на уведомление от *** указал, что протокол общего собрания собственников не содержит решение об определении размера взносов на капитальный ремонт. Кроме того, при принятии решения о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по предоставлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, требуется предоставить информацию о согласовании такого выбора с уполномоченным лицом. В связи с изложенным Департамент вернул уведомление от *** с указанием на невозможность внесения сведений в реестр.

*** общим собранием собственником помещений в рассматриваемом многократном доме, оформленным протоколом от *** вновь принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

*** Региональным фондом содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Свердловской области по результатам рассмотрения указанного протокола дан ответ о наличия несоответствия в пунктах 3, 6, 9 протокола, которое в отсутствии бюллетеней голосования не позволяет сделать вывод о наличии кворума. Также в ответе указано, что в п.5 протокола в качестве владельца специального счета выбран ТСЖ «Уралец». Вместе с тем, по состоянию на *** на сайте ГИС ЖКХ размещены сведения об управлении домом иным ТСЖ, отсутствует согласование с лицом, уполномоченным на оказание услуг по предоставлению платежных документов, отсутствуют письменные решения (бюллетени) собственников помещений, являющиеся обязательным приложением к протоколу, в протоколе имеется описка. В связи с изложенным протокол от *** возвращен ТСЖ «Уралец» с указанием на возможность повторного обращения при устранении недостатков.

*** ТСЖ «Уралец» повторно направило в адрес регионального оператора протокол общего собрания собственников от ***

По результатам рассмотрения указанного протокола *** Региональным фондом содействия капитального ремонта в многоквартирных домах Свердловской области дан ответ, что недостатки протокола от ***, указанные в пунктах 3 и 5 письма от *** устранены, недостатки, указанные в пунктах 1,2,4 – нет, протокол возвращен ТСЖ «Уралец» с указанием на возможность повторного обращения с устранением недостатков.

С учетом вышеизложенных положений закона, на момент начисления и уплаты истцом, взносов на капитальный ремонт ТСЖ «Уралец», как и на момент рассмотрения настоящего дела, отсутствует вступивший в силу протокол общего собрания собственников помещений МКД об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем все собственники помещений в спорном доме должны уплачивать взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

Следовательно, у ТСЖ «Уралец» отсутствуют правовые основания для начисления, выставления в квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг и сбору указанных взносов.

В связи с этим суд полагает необходимым удовлетворить требование Халатова С. А. в части запрета товариществу собственников жилья «Уралец» (ИНН 6660150540<***>) выставлять платежные документы для оплаты взносов на капитальный ремонт по жилому помещению – квартире № ***

Такой запрет должен действовать до момента вступления в силу протокола общего собрания собственников помещений МКД об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

В оставшейся части суд оснований для удовлетворения исковых требований не усматривает.

Из представленной истцом справки от ***, подписанной бухгалтером ТСЖ «Уралец», следует, что за период с ***в справке допущена очевидная ошибка в указании года) *** года Халатову С. А. были начислены взносы на капитальный ремонт в размере 82546 рублей 32 копейки, уплачено за этот период взносов в размере 72427 рублей 38 копеек, задолженность составляет 10118 рублей 94 копейки.

Истец указывает, что *** он направил ТСЖ «Уралец» заявление о зачете встречных однородных требований: а именно, своих требований к ТСЖ «Уралец» в сумме 72427 рублей 38 копеек и требований ТСЖ «Уралец» к нему в сумме 97 632 рубля 66 копеек.

Платежным поручением от *** истец перечислил ТСЖ «Уралец» остаток задолженности в размере 25 205 рублей 28 копеек.

Однако, несмотря на произведенный зачет, ТСЖ «Уралец» продолжает отражать задолженность в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг. Кроме того, ТСЖ «Уралец» продолжает выставлять счета на оплату взносов на капитальный ремонт, что также отражает в платежном документе.

На основании изложенного, Халатов С. А. просит обязать ТСЖ «Уралец» исключить из платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, сумму 72 427 рублей 38 копеек.

Между тем, суд отмечает, что взносы на капитальный ремонт носят строго целевой характер и могут быть израсходованы только на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту, по разработке проектной документации, строительному контролю, погашению кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг и работ, а также для оплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам (ч. 1 ст. 174 Жилищного кодекса Российской Федерации). Поэтому собранные ТСЖ «Уралец» взносы на капитальный ремонт должны быть перечислены на счёт регионального оператора, не может быть произведен взаимозачет задолженности Халатова С. А. перед ТСЖ «Уралец» по оплате жилищно-коммунальных услуг с суммой взносов на капитальный ремонт, уплаченной истцом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Халатова Сергея Александровича к товариществу собственников жилья «Уралец» о возложении обязанности – удовлетворить частично.

Запретить товариществу собственников жилья «Уралец» (ИНН <***>) выставлять платежные документы для оплаты взносов на капитальный ремонт по жилому помещению – квартире № ***

Исковые требования Халатова Сергея Александровича в остальной части – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме.

Судья <***> К. В. Исакова

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

Дело № 2-987/2023 (№ 2-7968/2022)

УИД № 66RS0003-01-2022-007360-71

Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 16 марта 2023 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Исаковой К. В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмаковой Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халатова Сергея Александровича к товариществу собственников жилья «Уралец» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Халатов С. А. обратился в суд с иском к ТСЖ «Уралец» о возложении обязанности учесть в платежных документах прекращение обязательств по оплате коммунальных платежей, исключении из платежных документов обязанность вносить на счет ответчика взносы на капитальный ремонт.

В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: ***.

Управление домом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, осуществляет Товарищество собственников жилья «Уралец (ИНН <***>), которое ежемесячно направляет платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, и предоставление коммунальных услуг. В том числе, в платежный документ включена также строка о виде услуг обозначенном «Капитальный ремонт» по тарифу 10,51 руб. за кв. м, за 70,3 кв. м.

Одновременно истец получает квитанции об уплате взносов на капитальный ремонт в пользу Регионального фонда капитального ремонта.

На запрос истца Департамент государственного строительного и жилищного надзора Свердловской области в своем письме от *** ответил, что ТСЖ «Уралец» не имеет правовых оснований для направления собственникам помещений в многоквартирном доме платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт и аккумулирования денежных средств собственником на специальном счете.

*** истец получил от ТСЖ «Уралец» справку о том, что с *** им были уплачены взносы на капитальный ремонт в размере 72427 рублей 38 копеек.

*** истец направил ТСЖ «Уралец» заявление о зачете встречных однородных требований: а именно, своих требований к ТСЖ «Уралец» в сумме 72427 рублей 38 копеек и требований ТСЖ «Уралец» к нему в сумме 97632 рубля 66 копеек.

Платежным поручением от *** истец перечислил ТСЖ «Уралец» остаток задолженности в размере 25205 рублей 28 копеек.

Однако, несмотря на произведенный зачет, ТСЖ «Уралец» продолжает отражать задолженность в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг. Кроме того, ТСЖ «Уралец» продолжает выставлять счета на оплату взносов на капитальный ремонт, что также отражает в платежном документе.

На основании изложенного, Халатов С. А. просит ТСЖ «Уралец» учитывать в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, прекращение его обязательств по оплате суммы задолженности в размере 72427 рублей 38 копеек с ***; а также прекратить указывать в платежном документе для внесения платы за жилищно –коммунальные услуги его обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт на счет ТСЖ «Уралец».

В дальнейшем истец исковые требования уточнил, просит суд обязать ТСЖ «Уралец» исключить из платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, сумму 72427 рублей 38 копеек; прекратить указывать в платежном документе для несения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг обязанность истца уплачивать взносы на капитальный ремонт ТСЖ «Уралец».

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал по заявленному предмету с учетом уточнений и основаниям.

Представитель ответчика ТСЖ «Уралец» Логинов А. П., действующий на основании доверенности от ***, исковые требования не признал.

Представитель ответчика пояснил, что собственники многоквартирного дома (далее – МКД) *** трижды голосовали по формирование взносов собственников на проведение капитального ремонта на специальном счете дома.

Первое собрание собственников МКД по принятию решения о формировании взносов собственников на капитальный ремонт состоялось в ***, протокол был направлен в адрес Управления ГЖИ по Свердловской области и в адрес Регионального оператора капитального ремонта, в связи с чем был открыт специальный счет в <***>***, куда и стали перечисляться взносы на капитальный ремонт, собираемые с собственников помещений дома. Данное решение устраивало Региональный оператор и ГЖИ и квитанции собственникам дома из ЕРЦ не направлялись.

Второе собрание собственников МКД по принятию решения о формировании взносов собственников на капитальный ремонт состоялось в 2020 году, поскольку Региональный оператор отказался от признания Протокола 2014 года и начал направлять через ЕРЦ собственникам дома квитанции по оплате взносов на капитальный ремонт «в общий котел». Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (подъезды 1 и 2) по адресу: ***Протокол № ***) было подтверждено ранее принятое решение о формировании фонда капитального ремонта, путем накопления средств собственников на специальном счете дома, собственником специального счета был определена управляющая домом организация -ТСЖ «Уралец».

Протокол данного собрания был направлен *** в адрес Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - Региональный оператор) и в соответствии с ч.5 ст.173 ЖК РФ решение о выбранном собственниками помещений способе формирования средств капитального ремонта на специальном счете вступило в законную силу ***. То обстоятельство, что Региональный оператор вернул данный протокол письмом № 02*** не имеет юридического значения, поскольку такое право (возврата протокола о выборе способа сбора средств на капитальный ремонт) Законом Региональному оператору не предоставлено, так как законодателем для вступления Протокола в силу предусмотрено формальное основание - 1 год с момента направления протокола Региональному оператору.

Также уведомление об изменении способа формирования фонда капитального ремонта с приложением Протокола общего собрания № *** было направлено в адрес Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, на что *** поступил ответ ***, в котором надзорным органом Протокол был принят без замечаний и учтена информация о решениях, принятых на общем собрании к сведению.

Третье собрание собственников МКД по принятию решения о формировании взносов собственников на капитальный ремонт состоялось в *** году, поскольку Региональный оператор по прежнему отказывался от признания Протоколов *** годов, и продолжал направлять через ЕРЦ собственникам дома квитанции по оплате взносов на капитальный ремонт «в общий котел». Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (подъезды 1 и 2) по адресу: *** было подтверждено ранее принятое решение о формировании фонда капитального ремонта, путем накопления средств собственников на специальном счете дома, собственником специального счета был определена управляющая домом организация -ТСЖ «Уралец».

Протокол данного собрания был направлен *** в адрес Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - Региональный оператор) и в соответствии с ч.5 ст.173 ЖК РФ решение о выбранном собственниками помещений способе формирования средств капитального ремонта на специальном счете вступит в законную силу ***. То обстоятельство, что Региональный оператор вернул данный протокол письмом № *** от *** не имеет юридического значения, поскольку такое право (возврата протокола о выборе способа сбора средств на капитальный ремонт) Законом Региональному оператору не предоставлено.

ТСЖ «Уралец» управляет многоквартирным домом по адресу *** года на основании решения общего собрания (Протокол <***>). Факт управления МКД подтверждается заключенными договорами на обеспечение помещений дома коммунальными ресурсами и платежными документами по их оплате.

ТСЖ «Уралец» открыло специальный счет в <***>***, куда и стали перечисляться взносы на капитальный ремонт, собираемые с собственников помещений дома. Уведомление об открытии счета было направлено в Департамент государственного жилищного и строительного надзора. Собственникам помещений начато выставление квитанций об оплате взносов на капитальный ремонт.

Следовательно, действия ТСЖ «Уралец» по начислению оплаты за капитальный ремонт являются законными. Таким образом, требования истца в части исключения из платежных документов обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт, удовлетворению не подлежат, поскольку направлены на прекращение действий, которые ответчик возможно совершит в будущем, а возможно не совершит.

Ответчик имеет возражения по первому исковому требованию, поскольку полагает данное требование не исполнимым, оно носит неопределенный характер. Кроме того, истец не имеет права требовать выделения своей доли денежных средств, находящихся на специальном счете. Также истцом не доказан факт уплаты указанной им суммы, начиная с ***

Третье лицо Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела. В материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что фонд капитального ремонта дома по адресу: *** никогда на специальном счете не формировался. При изменении способа формирования фонда капитального ремонта требуется не только принять решение общего собрания, но и реализовать его в установленный срок путем направления региональному оператору, открытия специального счета и уведомления Департамента, при этом для вступления в силу решения требуется его соответствие требованиям закона. ТСЖ «Уралец» обращалось в Региональный фонд пять раз с протоколами, которыми принято решение о формировании фонда капитального ремонта, однако ни один протокол не был принят Региональным фондом в работу по причине их несоответствия требованиям жилищного законодательства: протокол от *** возвращен ***, поскольку отсутствовал кворум, в качестве владельца специального счета было выбрано ненадлежащее лицо, протокол был предоставлен в копии, а не в оригинале, а также в целом не соответствовал требованиям к оформлению протоколов; протокол от *** возвращен ***, поскольку в нем отсутствовало решение о размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт, отсутствовало согласие лица, уполномоченного на оказание услуг по предоставлению платежных документов, выбрано ненадлежащее лицо в качестве владельца специального счета, не представлены приложения к протоколу; протокол от *** по содержанию и оформлению был идентичен протоколу от ***, в связи с чем Фонд не принял его в работу по тем же основанием, возвратил ***; протокол от ****** не соответствовал требованиям ЖК РФ в части кворума, выбора владельца специального счета, приложений к протоколу, отсутствия согласия на оказание услуг по предоставлению платежных документов, о чем Фонд пояснил в ответе от ***; протокол от ***, поступивший *** также не соответствовал в части кворума, выбора владельца специального счета, приложений к протоколу, в связи с чем возвращен ***. По настоящее время начисление взносов и выставление квитанций собственникам помещений в доме, где проживает истец, осуществляет платёжный агент Фонда - ООО «ЕРЦ». За период с *** по настоящее время задолженность Халатова С. А. по взносам на капитальный ремонт составляет 63638 рублей 42 копейки, пени – 8891 рубль 44 копейки, всего долг перед Фондом составляет 72529 рублей 86 копеек. Взносы на капитальный ремонт носят строго целевой характер и могут быть израсходованы только на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту, по разработке проектной документации, строительному контролю, погашению кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг и работ, а также для оплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. Собранные ТСЖ «Уралец» взносы на капитальный ремонт должны перечислены на счёт регионального оператора. Ввиду особого режима средств фонда капитального ремонта уплаченные Халатовым С. А. взносы на капитальный ремонт на счёт ТСЖ «Уралец» не могут быть зачтены в счёт иной задолженности Халатова С. А. перед ТСЖ «Уралец». В связи с этим третье лицо просит отказать истцу в удовлетворении его требований в части прекращения обязательств по оплате в сумме 72 427,38 руб. (то есть в части зачёта взаимных требований между Халатовым С. А. и ТСЖ «Уралец» по оплате ремонта и содержания жилья); а также удовлетворить требования Халатова С. А. в части прекращения ответчиком - ТСЖ «Уралец» начисления Халатову С.А. взносов на капитальный ремонт.

Третье лицо Департамент государственного, жилищного и строительного надзора Свердловской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в материалах дела имеется отзыв о рассмотрении дела без участия третьего лица.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело при данной явке с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56, ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

Бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных домах несут собственники помещений (статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1, 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 того же кодекса, в силу положений которой установление минимального размера взноса на капитальный ремонт отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В соответствии с частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

В силу статьи 14 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 г. N 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее - Закон Свердловской области от 19 декабря 2013 г. N 127-ОЗ) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

В силу части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 названного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В этом случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет (часть 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 г. N 306-ПП.

Данная региональная программа опубликована на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru 29 апреля 2014 г.

Многоквартирный дом *** включен в региональную программу капитального ремонта (пункт *** Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области и подлежащих капитальному ремонту, приложение к региональной программе).

Как следует из пункта *** Перечня адресов многоквартирных домов, расположенных на территории Муниципального образования «город Екатеринбург», Фонд капитального ремонта которых формируется на счете регионального оператора, утвержденного Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 06.11.2014 N 3391 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) выбранный ими способ не был реализован», фонд капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: *** формируется на счете регионального оператора.

Из материалов дела также следует, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2019 по делу №А60-20693/2019 установлено, что вышеуказанный многоквартирный дом состоит из двух самостоятельных домов, конструктивно не связанных между собой домов, а именно: одноподъездный жилой дом (подъезд №<***>) и двухподъездный жилой дом (подъезды №***) (т.1, л.д. 73-76).

Из ответа Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на судебный запрос (т.2, л.д.158), устава ТСЖ «Уралец», утвержденного протоколом общего собрания дольщиков №*** (т.1, л.д. 58-68), а также представленных договоров с ресурсоснабжающими организациями (т.1, л.д.77-105), следует, что управление <***> подъездом многоквартирного дома по адресу: *** осуществляет ТСЖ «Уралец».

Материалами дела подтверждено, что Халатов С. А. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ***

Ответчиком не оспаривалось при рассмотрении дела, что ТСЖ «Уралец» производит начисление и сбор взносов на капитальный ремонт в многоквартирном доме ***, суммы взносов для их уплаты вносятся в квитанции жилищно-коммунальных услуг собственникам многоквартирного дома.

В обоснование производимых начислений представитель ответчика ссылается на протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ***, которым принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, указывая, что последний вступил в силу ***, а также иные протоколы по аналогичному вопросу.

Внеочередным общим собранием собственников многоквартирного дома по адресу: *** принято решение об открытии специального счета на капитальный ремонт ТСЖ «Уралец» в <***>, которое оформлено протоколом ***.

*** ТСЖ «Уралец» открыт специальный счет №*** для формирования фонда капитального ремонта.

Указанный протокол, представлен ответчиком Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области ***.

По результатам рассмотрения протокола Региональным фондом дан ответ ***, в котором последний указал на отсутствие кворума для принятия решения, отсутствие решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, а также решений по вопросам, содержащимся в ч.4 ст.170, ч.3.1 ст.175 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, протокол по форме и содержанию не соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению протоколов общих собраний собственников.

В последующем общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (подъезды *** по адресу*** принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта путем накопления средств собственников на специальном счете дома, которое оформлено протоколом от ***

*** указанный протокол направлен в адрес Регионального фонда и Департамента.

По результатам рассмотрения протокола от *** Региональным фондом дан ответ о возвращении протокола для устранения недостатков, поскольку в представленном протоколе *** отсутствовало решение о размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт, отсутствовало согласование с лицом, уполномоченным на оказание услуг по предоставлению платежных документов, выбрано ненадлежащее лицо в качестве владельца специального счета, не представлены приложения к протоколу – бюллетени собственников помещений. В связи с изложенным протокол от *** возвращен ТСЖ «Уралец» с указанием на возможность повторного обращения при устранении недостатков.

В ответе от *** Департамент сообщил ТСЖ «Уралец», что информация о принятых решениях по протоколу от *** Департаментом учтена, в настоящий момент формирование фонда капитального ремонта в МКД осуществляется на счете регионального оператора, решение, соответствующее законодательству, вступит в законную силу через один год после направления региональному оператору соответствующего решения, до момента вступления в законную силу решения общего собрания собственников помещений МКД об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, обязанность по формированию, направлению платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт собственникам помещений дома закреплена за региональным оператором.

Кроме того, указанный протокол общего собрания был предметом рассмотрения по делу №А60-51684/2021 по иску ТСЖ «Уралец» к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о взыскании денежных средств. Решением Арбитражного суда Свердловской области от *** по указанному делу, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от ***, в котором указано, что решение общего собрания собственников помещений в доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, оформленное протоколом от ***, не вступило в силу.

Протоколом общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: *** от *** также принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

*** ТСЖ «Уралец» обратилось в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с уведомлением о выбранном способе формирования капитального ремонта, с приложением протокола №***, а также просьбой внести в реестр специальных счетов специальный счет, открытый ТСЖ «Уралец» в АО «Россельхозбанк».

*** ТСЖ «Уралец» представило региональному оператору протокол общего собрания собственников в МКД от ***.

*** Региональный фонд содействия капитального ремонта в многоквартирных домах Свердловской области вернул указанный протокол, поскольку он идентичен ранее представленному протоколу №***, ранее указанные недостатки не устранены, дополнительно указал, что в качестве владельца специального счета в представленном протоколе указан ТСЖ «Уралец», тогда как на сайте ГИС ЖКХ содержатся сведения об управлении домом ООО УК «ГЭС».

Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в ответ на уведомление от *** указал, что протокол общего собрания собственников не содержит решение об определении размера взносов на капитальный ремонт. Кроме того, при принятии решения о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по предоставлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, требуется предоставить информацию о согласовании такого выбора с уполномоченным лицом. В связи с изложенным Департамент вернул уведомление от *** с указанием на невозможность внесения сведений в реестр.

*** общим собранием собственником помещений в рассматриваемом многократном доме, оформленным протоколом от *** вновь принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

*** Региональным фондом содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Свердловской области по результатам рассмотрения указанного протокола дан ответ о наличия несоответствия в пунктах 3, 6, 9 протокола, которое в отсутствии бюллетеней голосования не позволяет сделать вывод о наличии кворума. Также в ответе указано, что в п.5 протокола в качестве владельца специального счета выбран ТСЖ «Уралец». Вместе с тем, по состоянию на *** на сайте ГИС ЖКХ размещены сведения об управлении домом иным ТСЖ, отсутствует согласование с лицом, уполномоченным на оказание услуг по предоставлению платежных документов, отсутствуют письменные решения (бюллетени) собственников помещений, являющиеся обязательным приложением к протоколу, в протоколе имеется описка. В связи с изложенным протокол от *** возвращен ТСЖ «Уралец» с указанием на возможность повторного обращения при устранении недостатков.

*** ТСЖ «Уралец» повторно направило в адрес регионального оператора протокол общего собрания собственников от ***

По результатам рассмотрения указанного протокола *** Региональным фондом содействия капитального ремонта в многоквартирных домах Свердловской области дан ответ, что недостатки протокола от ***, указанные в пунктах 3 и 5 письма от *** устранены, недостатки, указанные в пунктах 1,2,4 – нет, протокол возвращен ТСЖ «Уралец» с указанием на возможность повторного обращения с устранением недостатков.

С учетом вышеизложенных положений закона, на момент начисления и уплаты истцом, взносов на капитальный ремонт ТСЖ «Уралец», как и на момент рассмотрения настоящего дела, отсутствует вступивший в силу протокол общего собрания собственников помещений МКД об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем все собственники помещений в спорном доме должны уплачивать взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

Следовательно, у ТСЖ «Уралец» отсутствуют правовые основания для начисления, выставления в квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг и сбору указанных взносов.

В связи с этим суд полагает необходимым удовлетворить требование Халатова С. А. в части запрета товариществу собственников жилья «Уралец» (ИНН 6660150540<***>) выставлять платежные документы для оплаты взносов на капитальный ремонт по жилому помещению – квартире № ***

Такой запрет должен действовать до момента вступления в силу протокола общего собрания собственников помещений МКД об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

В оставшейся части суд оснований для удовлетворения исковых требований не усматривает.

Из представленной истцом справки от ***, подписанной бухгалтером ТСЖ «Уралец», следует, что за период с ***в справке допущена очевидная ошибка в указании года) *** года Халатову С. А. были начислены взносы на капитальный ремонт в размере 82546 рублей 32 копейки, уплачено за этот период взносов в размере 72427 рублей 38 копеек, задолженность составляет 10118 рублей 94 копейки.

Истец указывает, что *** он направил ТСЖ «Уралец» заявление о зачете встречных однородных требований: а именно, своих требований к ТСЖ «Уралец» в сумме 72427 рублей 38 копеек и требований ТСЖ «Уралец» к нему в сумме 97 632 рубля 66 копеек.

Платежным поручением от *** истец перечислил ТСЖ «Уралец» остаток задолженности в размере 25 205 рублей 28 копеек.

Однако, несмотря на произведенный зачет, ТСЖ «Уралец» продолжает отражать задолженность в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг. Кроме того, ТСЖ «Уралец» продолжает выставлять счета на оплату взносов на капитальный ремонт, что также отражает в платежном документе.

На основании изложенного, Халатов С. А. просит обязать ТСЖ «Уралец» исключить из платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, сумму 72 427 рублей 38 копеек.

Между тем, суд отмечает, что взносы на капитальный ремонт носят строго целевой характер и могут быть израсходованы только на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту, по разработке проектной документации, строительному контролю, погашению кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг и работ, а также для оплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам (ч. 1 ст. 174 Жилищного кодекса Российской Федерации). Поэтому собранные ТСЖ «Уралец» взносы на капитальный ремонт должны быть перечислены на счёт регионального оператора, не может быть произведен взаимозачет задолженности Халатова С. А. перед ТСЖ «Уралец» по оплате жилищно-коммунальных услуг с суммой взносов на капитальный ремонт, уплаченной истцом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Халатова Сергея Александровича к товариществу собственников жилья «Уралец» о возложении обязанности – удовлетворить частично.

Запретить товариществу собственников жилья «Уралец» (ИНН <***>) выставлять платежные документы для оплаты взносов на капитальный ремонт по жилому помещению – квартире № ***

Исковые требования Халатова Сергея Александровича в остальной части – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме.

Судья <***> К. В. Исакова

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

02.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2022Передача материалов судье
09.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2023Судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
16.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее