Дело № 12-48/2017
РЕШЕНИЕ
по жалобе на решение по делу
об административном правонарушении
03 августа 2017 года город Полярный
Судья Полярного районного суда Мурманской области Логинова В.В., рассмотрев протест Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Поповой И.Н. от 05 июня 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении №06-12/17-23А,
установил:
Мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с протестом на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Поповой И.Н. от 05 июня 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении №06-12/17-23А, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Специальная производственно-техническая база ЗВЕЗДОЧКА» (далее – ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА»).
В обоснование протеста указал, что в ходе проведенной Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проверки в деятельности ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» исполнения требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе при осуществлении закупок у поставщиков с целью исполнения государственного оборонного заказа установлено, что Обществом в нарушение части 2 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ не размещен план закупок на 2017 год, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области пришел к выводу, что нормы Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ не распространяются на ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА», поскольку последний не является заказчиком в понимании названного Закона о закупках и организацией, указанной в пунктах 1-4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ.
Полагает, что решение о прекращении административного дела в связи с отсутствием события административного правонарушения в отношении ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» принято должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области только исходя из пояснений юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, без учета имеющих значение обстоятельств и представленных доказательств.
Мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах просит отменить постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Поповой И.Н. от 05 июня 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении №06-12/17-23А и возвратить дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» на новое рассмотрение.
В судебном заседании помощник Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Хармич Е.В. поддержала протест прокурора в полном объеме, по доводам, изложенным в протесте, указав, что решение обжалуемое решение принято без надлежащей проверки сведений, содержащихся в схеме взаимодействия акционеров, представленной ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА».
Представитель ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» Фефилатьева О.В. полагала, что оснований для удовлетворения протеста прокурора не имеется, обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки суду не сообщило.
Поскольку в ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, имели возможность воспользоваться всеми предоставленными процессуальными правами, а также довести до суда свою позицию по делу, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие должностного лица, вынесшего постановление.
Выслушав помощника прокурора, и представителя ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА», проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении №06-12/17-23А, прихожу к следующему.
Согласно требованиям части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Пунктом 2 названной правовой нормы установлено, что Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов; дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам; дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно пунктам 2, 5 статьи 4 названного Федерального закона заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Порядок размещения информации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» определен Положением о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года № 908.
В соответствии с пунктом 14 названного Положения размещение плана закупки товаров, работ, услуг (далее - план закупки), информации о внесении в него изменений в единой информационной системе осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки в единой информационной системе осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе при осуществлении закупок у поставщиков с целью исполнения государственного оборонного заказа, Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах установлено, что в нарушение требований пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» не размещены в единой информационной системе план закупок на 2017 год и информация о проведении закупки №2325023 и №2325041 от 04 апреля 2017 года.
В силу части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Постановлением заместителя Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Седовой Н.В. от 27 апреля 2017 года в отношении ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении №06-12/17-23А в отношении ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА», проанализировав действующее законодательство Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в совокупности с представленной ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» схемой взаимодействия акционеров, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области пришло к выводу о том, что Общество не является организацией, указанной в пунктах 1-4 части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а соответственно не должно при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться положениями названного Закона.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Поповой И.Н. от 05 июня 2017 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вместе с тем, материалами административного дела подтверждено, что при принятии решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» должностное лицо, основывалось только на объяснениях представителя юридического лица, в отношении которого производство дела об административном правонарушении прекращено, и представленной им схемой взаимодействия акционеров, согласно которой акционером общества является АО «ЦС Звездочка» с долей участия 100 %, в свою очередь акционерами АО «ЦС Звездочка» являются Российская Федерация и АО «СЦСС» с долями участия 31,74% и 68,25%, соответственно. При этом, акционером АО «СЦСС» является АО «ОСК» с долей участия 100%, акционером которого, в свою очередь, является Российская Федерация с долей участия 100%.
Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» акцией признается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.
На основании положений статьи 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.
Лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра, именуется держателем реестра.
Реестр владельцев ценных бумаг - формируемая на определенный момент времени система записей о лицах, которым открыты лицевые счета, записей о ценных бумагах, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении ценных бумаг и иных записей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, представленные в материалы дела об административном правонарушении выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении АО «ОСК», АО «СЦСС», АО «ЦС ЗВЕЗДОЧКА» и ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА», в соответствии с п.п. «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», содержат сведения только об учредителях (участниках) юридических лиц, а также сведения о держателях реестров их акционеров. Имеющаяся в материалах дела копия списка владельцев ценных бумаг АО « ЦС ЗВЕЗДОЧКА» надлежащим лицом не заверена.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Поскольку, при рассмотрении дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Поповой И.Н. информация, содержащаяся в схеме – взаимодействия акционеров не проверена надлежащим образом путем истребования реестров акционеров у их держателей, не дана надлежащая оценка всем юридически значимым обстоятельствам, что не позволяет с достоверностью сделать вывод о наличии либо отсутствии в действия ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» события административного правонарушения, прихожу к выводу об отмене постановления от 05 июня 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» и направлении дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
протест Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Поповой И.Н. от 05 июня 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении №06-12/17-23А – удовлетворить.
Отменить постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Поповой И.Н. от 05 июня 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Специальная производственно-техническая база ЗВЕЗДОЧКА».
Дело об административном правонарушении №06-12/17-23А, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Специальная производственно-техническая база ЗВЕЗДОЧКА» вернуть в Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в десятидневный срок со дня вручения (получения) копии решения.
Судья В.В. Логинова