Решение по делу № 8а-5557/2020 [88а-5928/2020] от 14.07.2020

Дело № 2а-519/2019

№ 88а-5928/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                                                 9 сентября 2020 года

В окончательной форме кассационное определение изготовлено 10 сентября 2020 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Зайцевой О.А.,

судей Римского Я.А., Ровенко П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу административного истца Лисового Александра Викторовича на решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 5 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 5 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Лисового Александра Викторовича о признании незаконными действий (бездействия) Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области», выразившихся в ненадлежащей организации деятельности исправительного учреждения по обеспечению условий отбывания наказания осуждёнными к лишению свободы; в необеспечении осуждённых минимальными нормами питания и в ненадлежащем материально-бытовом обеспечении; в нарушении санитарных требований в помещении для приёма пищи осуждённых и ненадлежащем медико-санитарном обеспечении; в нарушении прав и законных интересов осуждённых, в том числе Лисового Александра Викторовича; в нарушении федерального законодательства, возложении обязанности на исправительное учреждение принять незамедлительные меры по устранению нарушений закона.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., выслушав объяснения административного истца Лисового А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Лисовой А.В. обратился в Смирныховский районный суд Сахалинской области с административным иском о признании незаконными действий (бездействия) Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» (далее – ФКУ «ИК № 2 УФСИН России по Сахалинской области»), выразившихся в ненадлежащей организации деятельности исправительного учреждения по обеспечению условий отбывания наказания осуждёнными к лишению свободы; в необеспечении осуждённых минимальными нормами питания и в ненадлежащем материально-бытовом обеспечении; в нарушении санитарных требований в помещении для приёма пищи осуждённых и ненадлежащем медико-санитарном обеспечении; в нарушении прав и законных интересов осуждённых, в том числе Лисового А.В.; в нарушении федерального законодательства, возложении обязанности на исправительное учреждение принять незамедлительные меры по устранению нарушений закона. В обоснование заявленных требований указал, что в учреждении отсутствует должная организация питания осуждённых, осуждённые не обеспечиваются минимальными нормами питания, не получают яйца и масло. Данные продукты отсутствуют в ежедневных раскладках продуктов, меню в столовой не вывешивается. Приготовление пищи осуществляется из продуктов низкого качества, чёрный хлеб, выдаваемый на обед и ужин, влечёт желудочно-кишечные расстройства. С октября 2019 года в зале для приёма пищи складируется картофель, из-за чего образуется пыль. Отсутствие вентиляции в помещении для приёма пищи, соединённое проёмами с варочным цехом, посудомойкой, пекарней и помещением для нарезки хлеба способствует проникновению пыли в помещение. Ненадлежащая организация деятельности исправительного учреждения нарушает права осуждённых, причиняет вред здоровью, в том числе административному истцу. Просил признать незаконными действия (бездействия) администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, выраженные в ненадлежащей организации деятельности исправительного учреждения по обеспечению условий отбывания наказания осуждёнными к лишению свободы; в необеспечении осуждённых к лишению свободы минимальными нормами питания и ненадлежащем материально-бытовом обеспечении; в нарушении санитарных требований в помещении для приёма пищи осуждённых и ненадлежащем медико-санитарном обеспечении; в нарушении прав и законных интересов осуждённых к лишению свободы, в том числе осуждённого Лисового А.В.; возложении обязанности на административного ответчика принять незамедлительные меры по устранению нарушений федерального законодательства Российской Федерации в сферах исполнения уголовных наказаний и охраны здоровья.

Определением Смирныховского районного суда Сахалинской области от 5 ноября 2019 года производство по делу прекращено в части предъявления административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределённого круга лиц или публичных интересов.

Решением Смирныховского районного суда Сахалинской области от 5 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 5 марта 2020 года отказано в удовлетворении административного иска Лисового А.В.

В кассационной жалобе, поданной административным истцом Лисовым А.В. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 14 июля 2020 года, через Смирныховский районный суд Сахалинской области 30 июня 2020 года, ставится вопрос об отмене указанных выше судебных актов по мотиву их незаконности, необоснованности и принятии по делу нового решения.

Иные лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Согласно части 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осуждённых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несёт ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осуждённых.

Приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года № 696 утверждён Порядок организации питания осуждённых, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Согласно пунктам 41, 42 данного Порядка режим питания осуждённых, подозреваемых и обвиняемых определяет количество приёмов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приёмам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также приём пищи в строго установленное распорядком дня время. В учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется трёхразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приёмами пищи не более 7 часов. Часы приёма пищи определяются начальником учреждения уголовно-исполнительной системы в распорядке дня.

Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Лисовой А.В. со 2 июля 2019 года отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области. Минимальная норма питания для осуждённых в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области осуществляется в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205. Хлебом, маргариновой продукцией, маслом растительным осуждённые обеспечены в соответствии с установленными нормами. При этом яйца куриные (две штуки в неделю) 16 августа, 23 августа, 16 сентября, 23 сентября, 30 сентября, 7 октября, 14 октября 2019 года заменены мясом говядины (100 грамм в неделю), что также согласуется с требованиями Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года № 189. Надлежащее качество продуктов питания подтверждается сертификатами качества, декларациями соответствия, журналами качества приготовления пищи с 15 июля по 15 октября 2019 года. В период проведения с 1 июля 2019 года по 5 ноября 2019 года Сахалинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области нарушения в части организации питания осуждённых в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области не выявлялись и меры реагирования не принимались.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, оценивая представленные доказательства, Смирныховский районный суд Сахалинской области, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда, пришёл к обоснованному выводу о том, что нарушение прав осуждённого административного истца отсутствует, административный истец обеспечен минимальными нормами питания, питание соответствует установленным требованиям и нормативам.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в целом повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.

Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.

Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 5 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 5 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Лисового Александра Викторовича – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-5557/2020 [88а-5928/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Лисовой Александр Викторович
Ответчики
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, пгт. Смирных, ул. Полевая д. 1
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Римский Ярослав Алексеевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
09.09.2020Судебное заседание
09.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее