Решение по делу № 33-5753/2021 от 24.08.2021

Советский районный суд г.Махачкалы.

Судья Махатилова П.А.

дело № 2-1921/2020

УИД - 05RS0038-01-2020-003565-36

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 сентября 2021 года № 33-5753/2020 г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего Загирова Н.В.,

Судей Зайнудиновой Ш.М. и Алиевой Э.З.

при секретаре судебного заседания Есояне А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гапизова Ханапи Сапаровича к Министерству по земельным и имущественным отношениям РД о признании незаконным приказа №20 л/с от 16.04.2020г. об увольнении, восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе истца Гапизова Х.С. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 17 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М, объяснения Гапизова Х.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям РД, просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Железного А.Н., полагавшего решение суда отменить, удовлетворив апелляционную жалобу истца, судебная коллегия

установила:

Гапизов Х.С. обратился в суд с иском к Министерству по земельным и имущественным отношениям РД о признании незаконным приказа №20 л/с от 16.04.2020г. об увольнении, восстановлении в должности ведущего специалиста-эксперта в отделе управления землями, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, в обоснование которого указывает следующее, он работал в Министерстве по земельным и имущественным отношения Республики Дагестан с 19 февраля 2009 года по 16 апреля 2020 года в должности ведущего специалиста-эксперта государственной гражданской службы Республики Дагестан. За 11 лет работы министерство неоднократно преобразовывали и переводили в преобразованное министерство. За время прохождения государственной гражданской службы его несколько раз увольняли с занимаемой им должности государственной гражданской службы Республики Дагестан по инициативе работодателя.

В 2016 году его незаконно уволили с занимаемой должности. Решением Советского районного суда города Махачкалы от 11 января 2018 года восстановили на работе, однако решение суда, подлежащее немедленному исполнению, руководством было проигнорировано.

Указом Главы Республики Дагестан от 17 января 2018 года № 12 «Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан», Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан было преобразовано в Министерство по земельным и имущественным отношения Республики Дагестан.

На основании решения Советского районного суда города Махачкалы от 11 января 2018 года по делу № 2-7384/2017, приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестана от 16 мая 2018 года № 70- к «О восстановлении в должности», его восстановили на несуществующую должность ведущего специалиста-эксперта Отдела по работе с земельными ресурсами, несуществующего Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан.

9 ноября 2018 года приказом Министерства по земельным и имущественным отношения Республики Дагестан № 236-к, его освободили от замещаемой должности и уволили с государственной гражданской службы Республики Дагестан.

Решением Советского районного суда города Махачкалы от 20 февраля 2019 года по делу № 2-7508/18, его исковые требования к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула были удовлетворены.

На основании решения Советского районного суда г. Махачкалы от 20 февраля 2019 года по делу № 2-7508 18. приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 28 февраля 2019 года № 48-к его восстановили в должности ведущего специалиста-эксперта несуществующего отдела по работе с земельными ресурсами несуществующего Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан.

Письмом от 24 января 2020 года № 1У/20, Министерство по земельным и имущественным отношения Республики Дагестан уведомило его о том, что согласно Указу Главы Республики Дагестан от 17 января 2018 года № 17 «Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан», замещаемая им должность государственной гражданской службы Республики Дагестан в Министерстве по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан сокращается.

Приказом Министерства по земельным и имущественным отношения Республики Дагестан от 16 апреля 2020 года № 20-лс «Об увольнении в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Республики Дагестан», на основании уведомления от 24 января 2020 года № 1У/20, прекращают действие служебного контракта, освободили его от замещаемой должности ведущего специалиста-эксперта отдела по работе с земельными ресурсами Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан, в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Увольнение считает незаконным, поскольку, не заключив служебный контракт, не переведя его из Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, не имели права увольнять с работы.

Указа Главы Республики Дагестан от 17 января 2018 года за № 17 по вопросам сокращения штатных единиц не существует.

Согласно Указу Главы Республики Дагестан от 17 января 2018 года № 12 «Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан» в целях совершенствования структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан и в соответствии, со статьей 78 Конституции Республики Дагестан постановляет:

1. Преобразовать:

а) Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан - в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан;

б) Министерство промышленности Республики Дагестан - в Министерство промышленности и торговли Республики Дагестан.

2. Передать Министерству промышленности и торговли Республики Дагестан функции в сфере торговли преобразуемого Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан. (Копия Указа Главы РД от 17.01.2018 г. № 12 прилагается) В данном Указе речи нет о сокращении должностей.

Во исполнения Указа Главы Республики Дагестан от 17 января 2018 года № 12 «Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан» постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 мая 2018 года № 48 утверждено Положение о Министерстве по земельными имущественным отношениям Республики Дагестан и структуру его аппарата, с численностью работников в количестве 61 единицы. В положении нет ни слова о сокращении должностей.

В перечне незаконно сокращенных должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан в Министерстве по земельными имущественным отношениям Республики Дагестан согласно приложения № 1 к приказу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 6 июня 2018 года № 36 должность ведущего специалиста-эксперта отдела по работе с земельными вопросами отсутствует, (приложения № 1 к приказу от 6 июня 2018 года № 36 прилагается).

С 23 марта 2020 года он болел и находился на больничном с признаками коронавирусной инфекции.

Его уволили, несмотря на Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которым с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Несмотря на Поручение Председателя Правительства Российской Федерации Минтруду России и Минюсту России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти представить предложения (при необходимости - с проектами нормативных правовых актов), направленные на недопущение необоснованных увольнений работников по причинам, прямо или косвенно связанным с мерами, принимаемыми в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 17 июня 2020 года постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Гапизова Ханапи Сапаровича к Министерству по земельным и имущественным отношениям РД о признании незаконным приказа №20 л/с от 16.04.2020г. об увольнении, восстановлении в должности ведущего специалиста-эксперта в отдела управления землями, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда - отказать».

На данное решение истом Гапизовым Х.С. поданы апелляционные жалобы, в которых выражает свое несогласие с решением суда.

Суд неверно установил юридически значимые обстоятельства, нарушил правила оценки доказательств по делу, что повлекло за собою неправильные выводы, положенные в основу судебного акта.

В суде были достоверно установлены нарушения процедуры увольнения, однако суд необоснованно не принял это во внимание.

Так в суде было установлено, что при сокращении штата (должности) работодатель не предложил ему иную вакантную должность, а таковые в Министерстве имелись, и ответчиком это обстоятельство не отрицалось.

Предложение ему иной должности никак не нарушало бы прав иных работников, поскольку речь шла о защите его трудовых прав, он не поступал на гражданскую службу и не перемещался по должности по своей прихоти.

Полагает, что судом неверно истолкованы нормы трудового права.

14 июля 2016 года он был уволен с должности ведущего специалиста-эксперта Отдела распоряжения и управления республиканскими землями в связи с сокращением штата.

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 11.01.2018 года были удовлетворены его исковые требования и был восстановлен в должности. Одним из оснований незаконности увольнения было отсутствие мотивированного мнения профсоюзного органа. Также был довод о том, что ему не были предложены все существующие вакансии (на тот момент их было 9).

Указом главы Республики Дагестан №12 от 17.01.2018 года Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам РД было преобразовано в Министерство по земельным и имущественным отношениям РД.

Приказом №232-К от 09.11.2018 года его снова уволили с должности, но уже за неоднократное неисполнение без уважительных причин должностных обязанностей.

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 20.02.2019 года были удовлетворены его исковые требования в части восстановления в должности и было постановлено обязать Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан восстановить его в должности ведущего специалиста- эксперта отдела по работе с земельными ресурсами.

Считает необоснованным довод ответчика о том, что ему не могла быть предложена иная должность без прохождения конкурса. Также не соответствует закону вывод суда о том, что в соответствии со ст.22 ФЗ №79 «О государственной гражданской службе в РФ» другая должность могла быть ему предоставлена только по результатам конкурса. Суд применил норму права, не подлежащую применению, и не применил ту норму, которая должна была быть применена.

Так в соответствии со ст. 51 Закона РД от 12.10.2005 года №32 0 государственной гражданской службе Республики Дагестан (с изменениями на 12 декабря 2019 года) гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, законами или иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан, может предоставляться право на: 3) замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа в соответствии со статьей 29 настоящего Закона;

Это же предусмотрено ст. 53 ФЗ №79 «О государственной гражданской службе в РФ».

В п.6 Указа Президента №65 от 01.08.2006 года определяется, что в регистрационном номере (коде) должности государственной гражданской службы Республики Дагестан в Реестре первая и вторая цифры соответствуют порядковому номеру раздела Реестра, третья цифра - категории должности ("руководители" - 1, "помощники (советники)" - 2, "специалисты" - 3, "обеспечивающие специалисты" - 4), четвертая цифра - группе должностей (высшая - 1, главная - 2, ведущая - 3, старшая - 4, младшая - 5), пятая, шестая и седьмая цифры - порядковому номеру должности в разделе Реестра.

Таким образом, главный специалист-эксперт и ведущий специалист-эксперт имеют одну категорию должности -3-специалисты.

Далее, в Приказе Министерства по земельным и имущественным отношениям РД №86 от 05.03.2020 года указано, что вносятся изменения в штатное расписание и сокращаются единицы ведущих специалистов-экспертов, но при этом вводятся единицы главных специалистов-экспертов взамен сокращенных.

Таким образом, введение должности главного специалиста-эксперта (той же категории - специалист) взамен сокращенной должности ведущего специалиста-эксперта означает, что сокращение штата не происходит, и ему должна быть предложена вновь введенная должность.

Ввиду того, что сокращению подлежала его должность, вновь образуемая должность должна была быть предложена ему вне конкурса. В противном случае это означало бы нарушение его права на труд.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РД от 9 декабря 2020 года решение суда от 17 июня 2020 года оставлено без изменения.

Определением Пятого Кассационного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РД от 9 декабря 2020 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на них, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, имеются.

Как усматривается из материалов дела установлено судом, Гапизов Х.С. с 19.02.2009 года по 16.04.2020 года состоял в трудовых отношениях с ответчиком, работал в должности ведущего специалиста - эксперта отдела по работе с земельными ресурсами Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.

На основании решения Советского районного суда г. Махачкалы от 20.02.2019 года приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 28.04.2019 года N 48-к Г. был восстановлен в должности ведущего специалиста-эксперта отдела по работе с земельными ресурсами Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан.

24.01.2020 года письмом N У\20 Министерство по земельным и имущественным отношениям РД уведомило Г. о сокращении замещаемой им должности.

Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям РД от 16.04.2020 года N 20-лс "Об увольнении в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Республики Дагестан" на основании уведомления от 24.01.2020 года N У/20 прекращено действие служебного контракта и Гапизов Х.С. уволен с должности ведущего специалиста - эксперта отдела по работе с земельными ресурсами Министерства по земельным, имущественным отношениям Республики Дагестан в соответствии с пунктом 8.2 части 2 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Гапизова Х.С., суд первой инстанции руководствовался ст. 31, п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Указом Президента Республики Дагестан от 01.08.2006 года N 65 "О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан", и исходил из того, что из структуры министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан исключены должности ведущих специалистов-экспертов, в структурных подразделениях Министерства отсутствовали вакантные должности ведущего специалиста, замещение другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, заявку на участие в котором Гапизов Х.С. не подавал.

Между тем, судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу не приняты во внимание следующие юридически значимые обстоятельства по делу.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 73 указанного Федерального закона).

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации").

В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

По смыслу изложенных нормативных положений, в случае реорганизации государственного органа и сокращения должности, гражданскому служащему законом обеспечивается возможность продолжения службы в другой равнозначной должности в государственном органе. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан предложить гражданскому служащему все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему должна быть исполнена представителем нанимателя государственного органа в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения.

Обосновывая свои требования о нарушении порядка увольнения с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности, истец приводил доводы о том, что ему не была предложена должность главного специалиста-эксперта, которая вводилась взамен сокращаемой должности ведущего специалиста-эксперта, что свидетельствует, по мнению истца о том, что фактически сокращение штатов не производилось.

Отклоняя данные доводы, суд первой инстанции указал, что должность ведущего специалиста-эксперта входит в группу должностей "Старшая группа должностей", а замещение другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, заявку на участие в котором Гапизов Х.С. не подавал.

В части 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" действительно указано, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

Между тем, в части второй данной статьи указано, что конкурс не проводится при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, в том числе предусмотренных частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (п. 4 ч. 2 ст. 22 Федерального закона N 79-ФЗ).

В то же время частью 1 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ регламентирован вопрос продолжения государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа, и указано, что такие отношения продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

Следовательно, выводы суда о том, что другая должность гражданской службы могла быть предложена истцу только по результатам конкурса, нельзя признать обоснованными.

Также заслуживают внимания доводы истца об отсутствии реального сокращения штата, поскольку из приказа Минимущества Дагестана от 05.03.2020 года N 86 "О внесении изменений в штатное расписание Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан" следует, что в структурных подразделениях Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан сокращались единицы ведущих специалистов-экспертов с введением взамен сокращенных единиц главных специалистов-экспертов.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать обоснованным и законным, в связи с чем подлежит отмене с частичным удовлетворением исковых требований Гапизова Х.С.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный спор. Орган, рассматривающий индивидуальный спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула.

Поскольку судом первой инстанции при рассмотрении дела неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, с вынесением решения о восстановлении Гапизова Х.С. на работе в должности ведущего специалиста-эксперта отдела по работе с земельными ресурсами Министерства по земельным и имущественным отношениям РД, взыскании с ответчика в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, выразившиеся в незаконном увольнении, что само по себе предполагает претерпевание им нравственных страданий, судебная коллегия считает подлежащими удовлетворению требования истца в части компенсации морального вреда.

Определяя ее размер, судебная коллегия учитывает обстоятельства дела, характер нарушений, допущенных ответчиком, принцип разумности и справедливости, и полагает возможным удовлетворить требования истца в данной части, взыскав в пользу истца сумму денежной компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.

В связи с признанием увольнения незаконным и восстановлении истца на работе, судебная коллегия полагает обоснованными требования Гапизова Х.С. о взыскании с ответчика в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула.

Таким образом, взысканию с ответчика в пользу истца подлежит средний заработок за время вынужденного прогула за период с 16 апреля 2020 года по дату вынесения апелляционного определения (29 сентября 2021 года).

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 17 июня 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Гапизова Ханапи Сапаровича к Министерству по земельным и имущественным отношениям РД удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ №20 л/с от 16.04.2020г. об увольнении Гапизова Х.С. в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.

Восстановить Гапизова Ханапи Сапаровича в должности ведущего специалиста-эксперта отдела по работе с земельными ресурсами Министерства по земельным и имущественным отношениям РД.

Взыскать с Министерства по земельным и имущественным отношениям РД в пользу Гапизова Х.С. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 16 апреля 2020 года по 29 сентября 2021 года и компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в г. Пятигорск через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 октября 2021 года.

Председательствующий

Судьи:

33-5753/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Гапизов Ханапи Сапарович
Прокуратура Республики Дагестан
Ответчики
Министерство по земельным и имущественным отношениям РД
Другие
Прокуратура Советского р-на г.Махачкала
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
25.08.2021Передача дела судье
29.09.2021Судебное заседание
29.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее