№ 2а-734/2021 г.
11RS0020-01-2021-001357-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,
с участием: представителя административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Коротаевой В.С., действующей на основании доверенностей,
с уведомлением: административного истца Бабаяна Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 03 августа 2021 года административное дело по административному иску Бабаяна Г. Р. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий, содержания нарушающими положения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 200000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Бабаян Г.Р. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий, содержания нарушающими положения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 200000 рублей,
Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 09.07.2021 г. в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании от 22.07.2021 г. проведенного путем видеоконференцсвязи, административный истец Бабаян Г.Р. доводы и основания, изложенные в административном иске поддержал в полном объеме.
В судебном заседании от 03.08.2021 г. административный истец Бабаян Г.Р. участия не принимал, в ходе рассмотрения административного иска по делу № 2а-733/2021 г. от 03.08.2021 г. отказался участвовать в рассмотрении настоящего иска.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Коротаева В.С. административный иск не признала, поддержав доводы и основания, изложенные в письменных возражениях на заявленный иск.
Заслушав представителя административных ответчиков, проверив и оценив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административный истец Бабаян Г.Р. осужден к лишению свободы, за нарушение установленного порядка отбывания наказания подвергнут дисциплинарному взысканию в виде перевода в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, с 29.11.2020 г.
Бабаян Г.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, где просил признать условия содержания в ЕПКТ ФКУ ИК-31 ненадлежащими, присудить в порядке части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в размере 200000 рублей.
Ненадлежащими условиями содержания полагает: душевая комната находится в аварийном состоянии, не работают лейки, сломаны краны, перебои с давлением воды, пол покрыт кафелем, из-за чего, очень скользко, отсутствуют резиновые коврики, в банной комнате одно зеркало на 4 человека, в раздевалке одна лавочка на 4 человека, душевые кабинки не отделены друг от друга, нет приватности, маленькое расстояние душевых кабинок, отсутствуют полки для гигиенических принадлежностей, продолжительность помывки составляет 15-20 минут, в камерах ЕПКТ отсутствовало горячее водоснабжение, администрация не обеспечивала гигиеническими средствами в достаточном объеме, не выдавались бритвенные станки, один раз в неделю предоставляется возможность сдать в прачечную постельное белье, качество стирки белья очень низкое, химчистка не осуществляется, трехразовое питание не соответствует установленным нормам, качество низкое, администрацией не учитывается религиозное вероисповедание, пища готовится из свинины, в связи с чем, вынужден отказываться от приема пищи со свининой, периодическая пресса не предоставлялась, в камерах ЕПКТ установлены отсекатели, отделяющие доступ к окну более чем на 1,5 м., меню-раскладка питания на неделю, нормы питания не предоставляются, при водворении в ШИЗО администрация ФКУ ИК-31 не проводит санитарно-гигиеническую обработку, включая помывку, роба х/б выдается из комплектов предназначенных для утилизации, имеются потертости, дыры, отсутствуют карманы, пуговицы, металлические кровати в камерах ЕПКТ выполнены из металлического каркаса с пластинным заполнением из стальных полос, все камеры в ЕПКТ оборудованы системой видеонаблюдения, которое осуществляется женщинами операторами, не имеющими медицинского образования, отсутствует приватность.
Перечисленные условия содержания, по мнению Бабаяна Г.Р., не отвечают принципу недопустимости обращения и наказания, унижающего достоинство личности осужденного, и должны компенсироваться денежным эквивалентом.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности решения должностного лица суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с положениями статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьёй 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признаётся, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учётом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. Согласно требованиям, содержащимся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Положениями статей 1, 3, 10, 12 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовноисполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека; при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством; предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание, при этом не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц; установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовноисполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической и социальной сферы.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовноисполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 82 УИК РФ под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осуждённых, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, раздельное содержание разных категорий осуждённых, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осуждённых, предусматривает действие в
исправительных учреждениях правил внутреннего распорядка, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.
В соответствии с частью 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, пунктом 20 которых определено, что в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учётом особенностей работы с тем или иным составом осуждённых, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели,отсутствие индивидуального спального места, естественного либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды (статья 99 УИК Российской Федерации).
Судом также установлено, что камеры ЕПКТ обеспечены необходимой мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода в соответствии с Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 (Приложение №2 Раздел II параграф 1). Камеры ЕПКТ и ШИЗО оборудованы откидными металлическими кроватями, тумбочкой, двумя обеденными столами и местами для сидения, умывальником, навесным шкафом, подставкой под бак с питьевой водой.
Согласно подпункту 10 пункта 32 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовноисполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 (далее - Наставление по оборудованию ИТСОН) камеры ЕПКТ оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу.
Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 (Приложение N 2 Раздел II параграф 1) предусмотрено оборудование камеры ЕПКТ откидной металлической кроватью из расчета 1 кровать на 1 человека, табурет из расчета 1 табуретка на 1 человека, стол прямоугольный на отряд.
Пунктом 12.3 Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утв. Приказом ФСИН России от 27.07.2007 № 407 предусмотрено, что полотна коек с металлическим настилом, устанавливаемых в камерах ЕПКТ, имеют каркасы из стального уголка сечением 45x45x4 мм. с решетчатым заполнением из стальных полос сечением 50x4 мм.
Камеры ЕПКТ оборудованы откидными металлическими кроватями без деревянного покрытия, закрываемыми в дневное время на замок, из расчета 1 кровать на 1 человека. Наличие деревянного покрытия на кроватях, установленных в камерах ЕПКТ, уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрено, нарушений условий содержания истца в указанной части не установлено.
С учетом разъяснений, данных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 небольшие отклонения от габаритных размеров полотен указанных изделий, не свидетельствует о существенном нарушении условий содержания Бабаяна Г.Р.
В соответствии с подпунктом 10 пунктом 20 Наставления по оборудованию ИТСОН в камерах ЕПКТ устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер.
Согласно пункту 16.3.3 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утв. приказом Минстроя РФ от 20.10.2017 №1454/пр (далее - СП 308.1325800.2017) для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер ЕПКТ следует предусматривать устройство отсекающих решетчатых перегородок, преграждающих доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и наружной стеной камеры следует принимать равное 0,6 м.
Судом установлено, что для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер в режимном корпусе ЕПКТ установлены отсекающие перегородки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и стеной камеры составляет 0,6 м.. Поскольку наличие отсекающих решетчатых перегородок, преграждающих доступ к окнам со стороны камер, предусмотрены указанными выше нормативными положениями, нарушений условий содержания в указанной части не имеется.
Из материалов дела следует и установлено судом, что камеры ЕПКТ оборудованы системой круглосуточного холодного водоснабжения, а с 18 мая 2021 г. горячим водоснабжением.
В соответствии со ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В целях сохранения здоровья осужденных, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний Министерством юстиции Российской Федерации 8 ноября 2001 г. № 18/29-395 разработана Инструкция по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных.
Согласно п. 2.5 данной Инструкции, банно-прачечное обеспечение в исправительном учреждении организуется и проводится в строгом соответствии с Правилами внутреннего распорядка в исправительных учреждениях. Ответственность за правильную организацию банно-прачечного обеспечения осужденных возлагается на начальника ИУ.
Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Пунктом 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, предусмотрено, что помывка осужденных должна обеспечиваться не менее двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе должна производиться в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах.
Пунктом 159 Правил, предусмотрено, что при приеме осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры проводится обыск осужденных, санитарная обработка, также включающая в себя помывку, после чего осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями.
Помещения ЕПКТ и ШИЗО ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми находятся в одном здании, Бабаян Г.Р. по прибытии прошел процедуру полного личного обыска с последующей санитарной обработкой.
Кроме этого, помывка осужденных в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России проводится два раза в неделю, каждый понедельник и четверг,и нарушений санитарных условий содержания административного истца в ЕПКТ не установлено. Письменных отказов Бабаяна Г.Р. от помывки в бане не поступало.Таким образом, санитарные условия содержания при нахождении в камерах ЕПКТ соблюдались.
В тоже время по сведениям ФКУ ИК-31, административный истец Бабаян Г.Р. был обеспечен помывкой в душевом помещении, оборудованном системами горячего и холодного водоснабжения, два раза в неделю в соответствии с установленным в ЕПКТ распорядком дня, в связи с чем, он имел возможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, соответственно, нарушений условий его содержания в ЕПКТ в данной части не установлено.
В материалах дела имеется справка о том, что сантехническое оборудование душевых находится в исправном состоянии, регулярно проводится санитарная обработка помещения бани с применением дезинфицирующих средств, надлежащее санитарное состояние душевых (помывочных) и раздевалок, их просторность, достаточное оборудование навесными крючками для одежды и скамейками.
Главами II и VIII Приложения 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» перегородки в душевой не предусмотрены.
Выдача вещевого довольствия для осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях строгого режима, осуществляется на основании Приказа Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах».
Представленными материалами дела подтверждено, что в ЕПКТ существует подменный (инвентарный) фонд вещевого имущества для переодевания осужденных; вещевое имущество подменного фонда находится в удовлетворительном состоянии за счет бережного хранения и своевременного ремонта, в случае необходимости подлежит ремонту, а пришедшее в негодное состояние - списанию.
Поскольку возможность ремонта одежды осужденных прямо предусмотрена Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 года № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», выдача осужденным отремонтированного и годного для переодевания белья не свидетельствует о нарушении администрацией исправительного учреждения права административного истца Бабаяна Г.Р. на обеспечение вещевым довольствием.
При этом, согласно материалам дела, вещевое имущество, а также постельное белье выдается осужденным после санитарной обработки (стирки), организуемой в соответствии с Инструкцией по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за баннопрачечным обеспечением осужденных, утвержденной Минюстом Российской Федерации от 8 ноября 2001 года № 1/29-395.
Выдача администрацией учреждения осужденным бывших в употреблении и годных к использованию вещей, прошедших надлежащую санитарную обработку, сама по себе не означает констатацию нарушения условий содержания административного истца Бабаяна Г.Р. в ЕПКТ/ШИЗО ФКУ ИК-31.
Согласно части 1 статьи 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Право администрации исправительных учреждений использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, а потому закрепление в части 1
статьи 83 УИК РФ указанного права преследует конституционно значимые цели и не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права истца.
Постоянный контроль за поведением осужденных, переведенных в ЕПКТ, путем использования аудиовизуальных средств надзора, направлен на создание условий для исправления осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, и предупреждения совершения ими новых преступлений и иных правонарушений.
Доводы административного истца Бабаяна Г.Р. об осуществлении должностных обязанностей операторов постов видеоконтроля сотрудниками женского пола без медицинского образования, судом отклоняются, поскольку препятствий для выполнения данных функций лицами другого пола с осужденными уголовно-исполнительное законодательство, в том числе и образования, не содержит. Видеокамеры в ЕПКТ ФКУ ИК-31 установлены с соблюдением условий приватности.
Статьей 118 УИК РФ и положениями главы 24 ПВР ИУ предусмотрены условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах.
В соответствии с пунктом 157 ПВР ИУ осужденным, переведенным в ЕПКТ в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них средства индивидуальной гигиены (в том числе крема, расчески, ватные палочки и дезодоранты), которые выдаются им только на определенное распорядком дня время, в связи с чем, установленный истцу ФКУ ИК-31 запрет иметь при себе в камере ЕПКТ предметы личной гигиены, соответствует требованиям уголовно-исполнительного законодательства.
Согласно пункту 157 ПВР ИУ осужденным, переведенным ЕПКТ в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Жалоб или отказов в получении предметов личной гигиены от Бабаяна Г.Р. не поступало.
Осужденные, переведенные в ЕПКТ в порядке взыскания, вправе иметь при себе личные вещи, прямо перечисленные в пункте 157 ПВР ИУ, при этом конкретное количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей (пункт 3 Примечания к Приложению № 1 ПВР ИУ).
Согласно справке ФКУ ИК-31 от 02.08.2021 г. следует, что в период с 29.11.2020 г. по 02.08.2021 г. от осужденного Бабаяна Г.Р. в адрес администрации обращений, заявлений, жалоб по вопросу не получения периодических изданий, а так же, по вопросу запрета пользоваться документами в ШИЗО/ЕПКТ не поступало.
Между тем, в библиотеке ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми для пользования осужденных имеется юридическая литература, в том числе, многочисленные федеральные законы с изменениями от 2021 г., приказ Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ, Трудовой кодекс РФ, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Решения Европейского Суда по правам человека по различным делам для пользования осужденных в библиотеке отсутствуют, так как данные решения не предназначены для пользования осужденных.
Законодательством, регулирующим порядок отбывания наказания осужденными, не предусмотрено право осужденных, в том числе, содержащихся в ЕПКТ, на получение газет и журналов, подписка на которые оформлена не ими, а третьими лицами и не предусматривается корреспондирующая этому праву обязанность администрации исправительного учреждения выдавать осужденному поступившие газеты и журналы, и иную литературу, которую осужденный не выписывал за счет собственных средств.
Одновременно, чтобы ознакомиться с международной юридической литературой, Бабаяну Г.Р. необходимо написать заявление с просьбой об ознакомлении. Согласно имеющейся информации, таких обращений со стороны Бабаяна Г.Р. в адрес администрации ФКУ ИК-31 не поступало.
В силу ст. 158 Приказа № 295 от 16.12.2016 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ и одиночные камеры, разрешается выписывать книги, журналы и газеты, иметь при себе судебные решения по уголовному делу, а также ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, простые карандаши, авторучки (в неметаллическом корпусе), стержни (синего, фиолетового, черного цветов), тетради, почтовые марки, открытки, конверты, пользоваться печатными изданиями из библиотеки ИУ в соответствии с распорядком дня ПКТ, ЕПКТ, одиночных камер, при этом количество находящихся в пользовании перечисленных предметов не может быть более двух экземпляров, кроме почтовых марок, открыток и конвертов.
На основании вышеизложенного, суд, соглашается с доводами представителя административных ответчиков, поскольку судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца Бабаяна Г.Р.
Специальный статус Бабаяна Г.Р., отбывающего наказание в местах лишения свободы предполагает существенное ограничение его прав, связанное с применением в отношении него карательной меры за совершение преступления в виде назначенного судом уголовного наказания.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ наделяет осужденных правом получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств (ч. 1 ст. 95).
Таким образом, суд приходит к выводу, что никаких нарушенных прав административного истца Бабаяна Г.Р., нуждающихся в судебной защите, в данном случае не усматривается.
В соответствии с частью 3 статьи 99 постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», осужденные содержащиеся в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми получают минимальную норму питания для мужчин.
Осужденный Бабаян Г.Р. получает минимальную норму в соответствии с действующим законодательством. Приготовление пищи производится согласно меню-раскладкам, суточные нормы продуктов, используемые при приготовлении блюд, ежедневно доводятся до осужденных в полном объеме, на все продукты питания имеются сертификаты соответствия и удостоверения качества, жалоб со стороны Бабаяна Г.Р. к администрации исправительного учреждения не поступало.
Минимальной нормой питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в Учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД Российской Федерации и пограничных органов ФСБ, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 205 от 11 апреля 2005 года, предусмотрено обязательное наличие в меню осужденных мяса из расчета 90 грамм на одного мужчину в сутки.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», утверждены нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (приложение № 7).
В пункте 8 Приложения № 7 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года № 189 предусмотрена замена мяса: говядины, свинины, баранины иными продуктами согласно приведенному перечню.
Согласно пункту 2 Примечания к Приложению № 7 настоящие нормы замены одних продуктов другими применяются в целях разнообразия питания или в случаях отсутствия положенных продовольственных товаров на складе. При этом в раскладке продуктов на неделю одни и те же блюда не могут повторяться более двух-трех раз, а блюда из одинаковых продуктов на один и тот же прием пищи не планируются.
Из чего следует, что осужденные, находящиеся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, должны обеспечиваться по установленным нормам питания такими мясными продуктами как свинина, говядина или баранина, а в случае отсутствия на складе указанных продуктов, допускается их замена другими из числа продуктов, приведенных в пункте 8 Приложения № 7 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года № 189.
При этом действующее уголовно-исполнительное законодательство не содержит норм, предусматривающих организацию различного питания осужденных в зависимости от их национальности и отношения к религии, равно как не устанавливает обязательную замену положенных продовольственных товаров другими в зависимости от религиозной принадлежности осужденных.
В силу положений части 1 статьи 88 УИК РФ, Бабаян Г.Р., руководствуясь религиозными убеждениями, запрещающими употреблять в пищу свинину, не лишен права приобретать продукты питания по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет переводов денежных средств.
В ФКУ ИК-31, закладка продуктов питания в котел производится в присутствии оперативного дежурного и медицинского работника, качество пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов ежедневно контролируется оперативным дежурным и медицинским работником, о чем делаются записи в книге «Учет контроля за качеством приготовления пищи».
Заготовка картофеля и свежих овощей проводится в полном объеме согласно норм положенности. В безовощной, летний период для приготовления блюд используются сухие овощи.
На основании вышеизложенного, организация питания осужденного Бабаяна Г.Р. в период отбывания меры взыскания в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми не является не совместимой с уважением человеческого достоинства. Суд исходит из того, что действия администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми по организации питания осужденного Бабаяна Г.Р. соответствуют требованиям уголовно-исполнительного законодательства и не нарушают права и законные интересы административного истца.
Между тем, рассматривая доводы административного истца Бабаяна Г.Р. о нарушении условий содержания в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми с 29.11.2020 г. в виду отсутствия в камерах горячего водоснабжения, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 99 УИК РФ минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 9 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 2 июня 2003 года № 130-ДСП (отменена приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2018 года № 217-ДСП), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года № 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Указанные Правила распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений (пункт 1.1).
Из материалов административного дела следует, что подача горячего водоснабжения в камеры ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми при проектировании и строительстве здания в 1984 году не была предусмотрена.
Для обустройства системы горячего водоснабжения в ЕПКТ Учреждению выделены лимиты финансирования на закупку комплектующих материалов в целях подведения горячего водоснабжения.
24.11.2020 г. учреждением заключен Государственный контракт № 142 с ООО «ВОДОПОЛИМЕР» на поставку комплектующих материалов для обустройства здания ЕПКТ системой горячего водоснабжения.
В период с апреля по май 2021 г. произведены монтажные работы водопровода ГВС к камерам второго этажа № 1,2,3,4,5,6,7,8,14,15,16,17,18,19,20,21,22. К указанным камерам протянуты и закреплены трубы пропиленовые, установлены шаровые краны.
18.05.2021 г. в ФКУ ИК-31 произведен комиссионный осмотр смонтированной системы горячего водоснабжения в здании ЕПКТ, все осужденные, находящиеся в здании ЕПКТ обеспечены горячим водоснабжением.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Из положений частей 2 и 3 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что административное исковое заявление, поданное в соответствии с частью 1 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные статьей 220 настоящего Кодекса, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также реквизиты банковского счета лица, подающего такое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, содержащим требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Присуждение компенсации в размере 200000 рублей за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, административный истец связывает с нарушениями со стороны административных ответчиков, по необеспечению Бабаяна Г.Р. в период с 29.11.2020 г. по 17.05.2021 г. горячевй водой в камерах ЕПКТ, где он содержался в указанный период.
Суд, соглашается в указанной части с доводами административного истца Бабаяна Г.Р., и считает, что имеются основания для взыскания компенсации за отсутствие горячего водоснабжения.
Поскольку, в камерах ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, где содержится осужденный Бабаян Г.Р., горячее водоснабжение отсутствовало с 29.11.2020 г. до 17.05.2021 г., что является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении, следовательно, требования истца в указанной части подлежат удовлетворению.
Учитывая, что каких-либо негативных последствий, связанных с допущенным ответчиком нарушением, не установлено, а также, характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено,суд, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, считает правильным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца Бабаяна Г.Р. за период с 29.11.2020 г. по 17.05.2021 г. в исправительном учреждении в сумме 10000 рублей.
На основании вышеизложенного, суд признает незаконным и нарушающим права осужденного Бабаяна Г.Р. действие (бездействие) администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России условия содержания, нарушающими положения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, выразившееся в необеспечении Бабаяна Г.Р. горячим водоснабжением в период с 29.11.2020 г. по 17.05.2021 г., где отбывает наказание осужденный, в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерациив пользу Бабаяна Г.Р. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10000 рублей.
В остальной части административный иск Бабаяна Г.Р. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий, содержания нарушающими положения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, надлежит оставить без удовлетворения.
руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Бабаяна Г. Р. удовлетворить частично.
Признать незаконным и нарушающим права осужденного Бабаяна Г. Р. действие (бездействие) администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России условия содержания, нарушающими положения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, выразившееся в необеспечении Бабаяна Г. Р. горячим водоснабжением в период с 29.11.2020 г. по 17.05.2021 г., где отбывает наказание осужденный, в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерациив пользу Бабаяна Г. Р. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10000 рублей.
В остальной части административный иск Бабаяна Г. Р. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий, содержания нарушающими положения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
............
Судья - А.Ю. Лисиенко