Решение по делу № 2-57/2023 от 10.01.2023

Дело № 2-57/2023

УИД 10RS0012-01-2023-000006-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2023 года                  город Питкяранта

Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.

При секретаре Чикулаевой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сте к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия о взыскании компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Степанова И.А. обратилась с иском по тем основаниям, что с 05.06.1995 замещала должности государственной гражданской службы в МИ ФНС № 5 по Республике Карелия. Уволена с государственной службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы. В связи с прохождением Степановой И.А. государственной гражданской службы в районе, приравненном к району Крайнего Севера, ей была выплачена компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения в размере 95 732 руб. 14 коп. При расчете компенсации за пятый и шестой месяцы после увольнения в расчет среднего заработка не включены выплачиваемые средства материального стимулирования. Степанова И.А. обратилась в УФНС России по Республике Карелия с заявлением о перерасчёте выплаченных ей компенсации за пятый и шестой месяцы после увольнения, в удовлетворении которого ей было отказано. Истец полагает, что с учетом выплаченных сумм денежного стимулирования компенсация при увольнении в связи с сокращением штатной численности за пятый и шестой месяцы после увольнения составит 165 436 руб. 76 коп. Учитывая, что ответчиком произведена выплата в размере 95 732 руб. 14 коп., Степанова И.А. просит взыскать с ответчика 69 704 руб. 62 коп., а также компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Истец Степанова И.А. и ее представитель Райскио О.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представили дополнительные пояснения, в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие, на исковых требованиях настаивают.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, согласно телефонограмме просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, поддерживает пояснения, указанные в возражениях на исковое заявление.

Представитель третьего лица ГКУ РК «Центр занятости населения» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Степанова И.А. замещала должности государственной гражданской службы в МИ ФНС 5 по Республике Карелия, последняя занимаемая должность – старший государственный налоговый инспектор Отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками МИ ФНС России № 5 по Республике Карелия. Приказом ФНС России от 15.12.2021 № ЕД-7-4/1080 произведена реорганизация МИФНС № 5 по Республике Карелия путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия. Степанова И.А. уволена с государственной службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от N 79-ФЗ) в связи с сокращением должности гражданской службы. При увольнении ей выплачена компенсация за 41,16 дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ. Поскольку при расчете отпускных в период службы, компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в расчет среднего заработка не включались выплачиваемые средства материального стимулирования, за защитой нарушенных прав Степанова И.А. обратилась в суд. Решением Питкярантского городского суда Республики Карелия от 09.06.2022 по гражданскому делу № 2-174/2022 отказано в удовлетворении исковых требований Туюсовой Л.В., Степановой И.А. к Управлению федеральной налоговой службы по Республике Карелия о взыскании невыплаченной части денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, суммы отпускных, компенсации морального вреда. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 13.09.2022 решение Питкярантского городского суда от 09.06.2022 отменено, исковые требования Туюсовой Л.В., Степановой И.А. удовлетворены частично: с Управления федеральной налоговой службы по республике Карелия в пользу Степановой И.А. взыскана задолженность по заработной плате в размере 282 883 руб. 72 коп., компенсация морального вреда 5000 рублей. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2023 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 13.09.2022 по указанному гражданскому делу оставлено без изменения, кассационная жалоба УФНС России по Республике Карелия - без удовлетворения. Таким образом установлено, что в соответствии положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, письмами Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, от 27 апреля 2021 г. № 14-03-03/32289, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и подлежит учету при расчете компенсационных выплат при увольнении, расчете оплаты периодов нахождения в очередных отпусках.

Указанное решение имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562.

Расчет месячного денежного содержания гражданского служащего для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил.

В случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца (абзац 1 пункт 8 Правил № 562).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 1 пункт 8 Правил № 562).

В силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Из приведённых нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

Статья 318 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, - за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.

Таким образом, государственным гражданским служащим при увольнении с государственной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, которое сохраняется за ними в порядке, предусмотренном частью второй ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации, а также на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев со дня увольнения с учётом выплаты указанной компенсации, то есть в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения.

Из материалов дела следует, что на основании решений ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» Степановой И.А была выплачена дополнительная компенсация за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения в соответствии с ч. 3.2 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 в размере 47 866 руб. 07 коп. за каждый месяц.

При установлении размера всех спорных компенсаций в расчет среднего заработка не включены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные работодателем за период с марта 2021 года по март 2022 на общую сумму 635 646 руб. 31 коп.

По мнению ответчика, спорное материальное стимулирование является самостоятельным видом выплат и не входит в состав денежного содержания, поскольку производится сверх установленного фонда оплаты труда, соответственно, не учитывается при исчислении денежного содержания при расторжении служебного контракта.

Степанова И.А. обращалась в УФНС России по Республике Карелия с заявлением о перерасчёте выплаченных ей компенсации за пятый и шестой месяцы после увольнения, в удовлетворении которого ей письмом от 28.11.2022 было отказано.

Поскольку установлено, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и подлежит учету при расчете компенсационных выплат при увольнении, расчете оплаты периодов нахождения в очередных отпусках, соответственно размер компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности за пятый и шестой месяцы после увольнения составляет 165 436 руб. 76 коп. Расчет, представленный истцом, судом проверен, признан арифметически верным, соответствует обстоятельствам дела. В обоснование возражений на исковые требования ответчиком не представлен контррасчет. Таким образом, с учетом произведенной выплаты компенсации в размере 95 732 руб. 14 коп., с ответчика подлежит взысканию денежная сумма в размере 69 704 руб. 62 коп.

Абзацем 2 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" установлено, что поскольку Кодекс не содержит каких либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (абзац 3 пункта 63).

Исходя из обстоятельств дела с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, с учетом степени вины ответчика в нарушении порядка выплат истцу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда на сумму 5000 рублей, что соответствует требованиям разумности и справедливости, и будет способствовать восстановлению прав истца.

Доводы ответчика, что рассматриваемый спор не входит в перечень случаев, при наступлении которых у государственного гражданского служащего возникает право на получение компенсации морального вреда, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (ИНН1001048511) в пользу Сте (ИНН ) компенсацию при увольнении в связи с сокращением штатной численности за пятый и шестой месяцы в размере 69 704 (шестьдесят девять тысяч семьсот четыре) руб. 62 коп.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (ИНН1001048511) в пользу Сте (ИНН ) компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий         Н.Ю. Пуцыкина

Мотивированное решение составлено в порядке ст. 199 ГПК РФ 20.03.2023.

2-57/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Степанова Ирина Анатольевна
Ответчики
Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия
Другие
Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия»
Представитель истца Райскио Олеся Андреевна
Суд
Питкярантский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
pitkiaransky.kar.sudrf.ru
10.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2023Передача материалов судье
17.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.02.2023Предварительное судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
20.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2023Дело оформлено
25.04.2023Дело передано в архив
19.06.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.06.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.06.2023Судебное заседание
30.06.2023Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
16.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее