г. Сыктывкар УИД: 11RS0016-01-2023-000041-32 Дело №2-175/2023 (№33-6433/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Константиновой Н.,
при секретаре Микушевой А.И.,
с участием прокурора Шевелёвой М.Г.,
рассмотрела в судебном заседании 14 августа 2023 года дело по апелляционным жалобам Савченко Н.И., Савченко Д.Ю. и апелляционному представлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 05 мая 2023 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Сыктывдинского района Республики Коми, действующего в интересах Савченко Д.Ю., Савченко Н.И. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности обеспечить переселение Савченко Д.Ю., Савченко Н.И. из аварийного дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> путем предоставления им взамен непригодного для проживания благоустроенного жилого помещения по договору социального найма площадью, не менее 30,9 кв.м., на территории сельского поселения «Выльгорт» Сыктывдинского района, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., объяснения прокурора Шевелёвой М.Г., истца Савченко Н.И., представителя ответчика Сёминой О.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Сыктывдинского района Республики Коми, действуя в интересах Савченко Д.Ю., Савченко Н.И., обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности обеспечить переселение истцов из аварийного дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, путем предоставления им благоустроенного жилого помещения площадью не менее ранее занимаемой. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Сыктывдинского района проведена проверка доводов обращения жителей аварийного дома <Адрес обезличен> о нарушении жилищных прав со стороны администрации муниципального района «Сыктывдинский», в ходе которой установлено, что постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 29.04.2016 №04/590 многоквартирный жилой дом <Адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу в течение 3 лет. В последующем срок расселения продлен до 31.12.2023. Многоквартирный дом включен в действующую Республиканскую программу переселения со сроком расселения – 31.12.2022. В муниципальных комнатах №1 и №4 квартиры <Адрес обезличен> указанного дома, общей площадью 30,9 кв.м., проживают Савченко Н.И. и Савченко Д.Ю.. В ходе проведенной проверки также установлено, что республиканская программа переселения должным образом на территории Сыктывдинского района не реализуется и имеются основания полагать, что в установленный программой срок многоквартирные аварийные дома, включая дом <Адрес обезличен>, расселены не будут. В целях недопущения указанных нарушений прокуратурой района Главе муниципального района «Сыктывдинский» объявлено предостережение. Несмотря на то, что срок расселения многоквартирного дома истек, меры к расселению жильцов дома администрацией района не принимаются. Износ дома составляет 90 %, в связи с чем, проживание и нахождение в нем представляет опасность для жизни и здоровья людей.
Определением суда от 13.03.2023 администрация сельского поселения «Выльгорт» привлечена к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходе рассмотрения дела, прокурор Сыктывдинского района Республики Коми, действующий в интересах Савченко Д.Ю., Савченко Н.И., неоднократно уточнял заявленные требования, в последней редакции просил возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обязанность обеспечить переселение истцов из аварийного дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> путем предоставления им взамен непригодного для проживания благоустроенного жилого помещения по договору социального найма площадью, не менее 30,9 кв.м., на территории сельского поселения «Выльгорт» Сыктывдинского района.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что поскольку истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, они не имеют права на внеочередное предоставление жилья. Просила предоставить истцам взамен непригодного для проживания иное жилое помещение в рамках Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», площадью не менее 30,9 кв.м. после вступления решения суда в законную силу, в соответствии с положениями статей 86,88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Также указала, что срок переселения истцов в рамках государственной программы истек в 2022 году, при этом, до настоящего времени истцы жилым помещением не обеспечены. Жилой дом <Адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу в 2016 году. В настоящее время проживание в данном доме несет угрозу жизни и здоровья граждан.
Истцы Савченко Д.Ю. и Савченко Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Сёмина О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, указав, что признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу не влечет само по себе обязанности по обеспечению проживающих в таком доме граждан жилыми помещения вне очереди. Также указала, что дом, в котором находится жилое помещение предоставленное истцам, включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 года». В 2023 году администрацией района размещена аукционная документация на проведение 139 электронных аукциона по приобретению жилых помещений для целей переселения граждан из аварийного жилищного фонда, дом в котором проживают истцы будет расселен к концу текущего года. Кроме того, истцами не представлены доказательства, подтверждающие предоставления им жилых помещений площадью 30,9 кв.м.
Третье лицо администрация сельского поселения «Выльгорт», надлежащим образом извещенная о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.
Суд рассмотрел дело при установленной явке лиц.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Савченко Н.И. и Савченко Д.Ю., а также в апелляционном представлении прокурор Сыктывдинского района Республики Коми, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств по делу и не верное применение норм материального права, просят решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб и апелляционного представления, обсудив их доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением администрации и профсоюзного комитета леспромхоза Коми роспотребсоюза, оформленного протоколом №14 от 29.07.1986 комната 1 в доме <Адрес обезличен>, жилой площадью 16,9 кв.м. предоставлена ... (в настоящее время – Савченко) Н.И., на состав семьи 3 человека.
08.08.1986 на основании договора найма жилого помещения в доме местного Совета народных депутатов государственной, кооперативной и общественной организации, ... (в настоящее время – Савченко) Н.И. и членам ее семьи на срок пять лет предоставлено в пользование жилое помещение, состоящее из одной комнаты, жилой площадью 17 кв.м. в доме <Адрес обезличен>.
Также из материалов дела следует, что в последующем Савченко (...) Н.И., с 19.12.2000, а также Савченко Д.Ю. с 29.01.2004 зарегистрированы по адресу: <Адрес обезличен>, что подтверждается поквартирными карточками, карточками прописки и регистрации.
Номенклатурные дела по учету хранения заявлений о регистрации по месту жительства уничтожены в связи с истечением срока хранения, который составляет 5 лет.
Из справки ООО «...» следует, что ком. 1, 4 кв. <Адрес обезличен> имеют общую площадь 30,90 кв.м.. Начисление за наем производилось на две комнаты общей площадью 30,90 кв.м. до 01.05.2016.
Оплату коммунальных услуг Савченко Н.И. также производила, исходя из площади 30,9 кв.м., что подтверждается платежными документами, предоставленными ООО «...».
29.04.2016 Межведомственной комиссией назначенной в соответствии с постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 21.07.2015 №07/461 проведено обследование жилого дома <Адрес обезличен>, и составлен соответствующий акт, в соответствии с которым многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
29.04.2016 администрацией сельского поселения «Выльгорт» вынесено постановление №04/590, о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу и расселении граждан в течение трех лет.
Постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 01.04.2021 №04/144 срок расселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, включая <Адрес обезличен> установлен до 31.12.2024.
Решением Совета сельского поселения «Выльгорт» №10/09-04-46 от 23.09.2022 муниципальные жилые помещения по адресу: ком. 1, ком. 4, кв. <Адрес обезличен> переданы в собственность муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми.
Жилой дом <Адрес обезличен> включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах», утверждённую Постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №160 с планируемым сроком расселения дома до 31.12.2022 и сроком сноса дома – до 31.12.2023.
Разрешая спор, суд первой инстанции, со ссылкой на положения статей 47, 50, 54 Жилищного кодекса РСФСР, статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и с учётом разъяснений, приведённых в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», пришёл к выводу, что отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади и договора социального найма при фактическом вселении в предоставленную квартиру, проживании в ней и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у таких лиц права пользования жилым помещением и к реализации права на иное жилое помещение в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
В указанной части решение суда не оспаривается. Приведённые выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах, соответствуют нормам материального права, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований прокурора о возложении на ответчика обязанности предоставить истцам жилое помещение взамен непригодного для проживания, суд, руководствуясь положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации, статей 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», указал, что семья Савченко в установленном законом порядке не признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, а сам факт признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также ненадлежащее техническое состояние жилого помещения не является безусловным основанием для внеочередного предоставления истцам другого жилого помещения при том, что надлежащих доказательств наличия угрозы обрушения жилого дома, в котором проживают истцы в ходе рассмотрения дела суду не представлено.
Однако судебная коллегия с таким выводом не может согласиться ввиду следующего.
Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
На основании части 2 статьи 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу статьи 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утверждённому постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке (ответ на вопрос 3).
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в своём Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 29.04.2014 также указал, что в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.09.2018 № 57-КГ18-16 также указано, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.
По смыслу приведённого правового регулирования если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания осуществляется гражданам независимо от признания их малоимущими и нуждающимися в жилье и не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: <Адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу в 2016 году, первоначально срок его расселения был установлен до 2019 года. Согласно республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» дом подлежал расселению в срок до 31.12.2022. Однако администрацией МР «Сыктывдинский» граждане, занимающие жилые помещения в указанном жилом до настоящего времени не расселены, что является нарушением жилищных прав истцов.
Кроме того, по результатам осмотра многоквартирного дома по адресу: <Адрес обезличен>, проведённого государственным жилищным инспектором по Сыктывдинскому району по запросу судебной коллегии, установлено, что вследствие сильных деформаций несущих конструкций здания существует вероятность их обрушения, что создает угрозу жизни и здоровью проживающих в многоквартирном доме граждан. Состояние дома значительно ухудшилось с момента признания дома аварийным.
По сведениям Росреестра в собственности Савченко Н.И. и Савченко Д.Ю. иных жилых помещений, принадлежащих истцам на праве собственности не имеется. По сведениям ОСФР по Республике Коми Савченко Н.И. работала до 2018 года, с января 2016 года является получателем пенсии, размер которой по состоянию на май 2023 года составляет ... руб., то есть незначительно выше чем прожиточный минимум, установленный для пенсионеров, проживающих в южной природно-климатической зоне Республики Коми; Савченко Д.Ю. отбывает наказание в местах лишения свободы, где его доход в связи с привлечением к труду составляет менее прожиточного минимума. Таким образом, истцы являются объективно нуждающимися в жилье и материальной возможностью для самостоятельного приобретения жилого помещения не располагают.
Однако указанные обстоятельства судом не были проверены, надлежащая оценка объективной нуждаемости истцов в жилье и их материального положения не дана, тогда как в силу части 2 статьи 56 ГПК РФ именно суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать и выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия решение суда об отказе в удовлетворении требований прокурора в интересах Савченко Н.И. и Савченко Д.Ю. не может признать законным и обоснованным, а потому решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
По общему правилу, установленному частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Прокурором заявлено требование о возложении на ответчика обязанности предоставить истцам жилое помещение, площадью 30,9 кв.м., которая складывается из площади двух комнат 1 и 4 в квартире <Адрес обезличен>. Однако при обращении в суд прокурором не учтено, что согласно постановлению главы МОР «Сыктывдинский» от 30.06.2006 №5/477 названный жилой дом признан жилым домом с коммунальными квартирами, а квартира <Адрес обезличен> на первом этаже состоит из комнат 1, 2, 3, 4.
Исходя из положений статьи 42 ЖК РФ, которые могут быть применены по аналогии (статья 7 ЖК РФ), доля в праве на общее имущество в коммунальной квартире пользователю комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.
На основании технического паспорта с учётом общей площади жилых помещений и вспомогательных помещений на долю истцов приходится 6,8 кв.м площади вспомогательных помещений, в связи с чем ответчикам должно быть предоставлено жилое помещение взамен ранее занимаемого, общей площадью не менее 37,7 кв.м (14,0 кв. м + 16,9 кв. м + 6,8 кв. м).
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционные жалобы Савченко Н.И., Савченко Д.Ю. и апелляционное представление прокурора Сыктывдинского района Республики Коми удовлетворить.
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 05 мая 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым
Возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми (ИНН <Номер обезличен>) обязанность предоставить Савченко Н.И. и Савченко Д.Ю. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям села Выльгорт Сыктывдинского района, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 37,7 кв.м взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>, комнаты 1, 4.
Мотивированное определение изготовлено 15 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи