Дело № 2-763/23
54RS0002-01-2022-005721-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2023 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Пуляевой О.В.
с участием прокурора Ереминой О.А.,
при секретаре Андамовой А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихонова В. В. к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации в лице ОСФР по *** об оспаривании отказа в выплате единовременной страховой суммы по случаю смерти супруги, возложении обязанности произвести выплату,
установил:
Тихонов В.В. обратился в суд с иском к ГУНРО ФСС (впоследствии к ОСФР по Новосибирской области с учетом реорганизации органа и передачи полномочий), в котором оспаривает отказ ГУНРО ФСС от **** **-МКЛ РФ ФСС в выплате единовременной С. суммы по случаю смерти супруги - Тихоновой Т. П.; просит возложить на ответчика обязанность произвести выплату С. возмещения в соответствии с Указом Президента РФ от **** **.
В обоснование иска указано, что супруга работала в ГБУЗ НСО «НКЦРБ» в должности медицинской сестры. Рабочее место – МБОУ детский суд «Чебурашка». **** супруга умерла. Исходя из протокола паталогоанатомического вскрытия от **** ** у Тихоновой Т.П. установлен посмертный диагноз коронавирусная инфекция, тяжелое течение. Двусторонняя полисигментная пневмония, тяжелое течение. Работодатель оформил извещение от **** о предварительном диагнозе профессионального заболевания в соответствии с Постановлением Правительства РФ ** от ****. Указанное извещение явилось основанием для Управления Роспотребнадзора по НСО составить «санитарно-гигиенические характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания» от **** **. Определено, что непосредственной причиной заболевания послужило воздействие биологического фактора при контакте с больным COVID-19 положительным. Ответчик исключил право выгодопреобретателя на получение единовременной С. выплаты, поскольку случай не может быть отнесен к С., так как инфицирование произошло не от пациента, а от сотрудника детского учреждения – кладовщика. Однако, контакт произошел в рамках штатной обязанности при ежедневном осмотре за состоянием здоровья сотрудников пищеблока.
Истец в судебное заседание не явился. Его представитель доводы иска поддержал, указав, что как только кладовщик пересек для мед.осмотра смотровой кабинет, он становился для медсестры пациентом. В обязанности Тихоновой Т.П. входило проведение медосмотра работников пищеблока. Заражение произошло от пациента. Представил суду **** и **** письменные пояснения и возражения, в которых указал, что ответчик после получения иска дополнил доводы к отказу - стал доказывать несостоятельность выводов комиссии по расследованию несчастного случая.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, пояснив, что из преамбулы Указа ** следует, что смерть должна быть следствием контакта с пациентом, который заражен. Необходим контакт не от коллеги, а от пациента. Должна быть работа, во время которой произошло заражение и это должно подтверждаться исследованиями. Тихонова Т.П. проводила осмотры, но у нее не было обязанности проверять коллег на наличие у них COVID-19. К акту о случае профзаболевания приложена карта обследования. Действительно был выявлен у кладовщика COVID-19. И Тихонова Т.П. и кладовщик заболели одновременно - ****. Кроме того, представитель ответчика представил в суд письменные возражения (л.д.54), в которых указал, что для получения единовременной С. выплаты необходимо наличие условий: заболевание должно повлечь смерть, умерший должен работать в медицинской организации в должности среднего или младшего персонала, должен заразиться при исполнении трудовых обязанностей при непосредственном контакте с пациентами, у которых подтверждено наличие Ковид-19, или с подозрением на ее наличие. Из ответа детского учреждения следует, что контакт Тихоновой Т.П. с сотрудником предположительно произошел при ежедневном осмотре за состоянием здоровья сотрудников, обязанность по которому возложена на Тихоновоу Т.П. Вместе с тем, понятия «сотрудник, коллега» не соответствует смыслу понятия «пациент», приведенному в п.9 ч.1 ст.2 Закона № 323-ФЗ. Работа Тиховновой Т.П. в части проведения ежедневного осмотра за состоянием сотрудников пищеблока обусловлена именно осмотром, т.е. работников трудоспособных, без признаков болезни, которые явились на работу перед началом которой необходимо пройти осмотр. Проявление клинических симптомов у кладовщика возникло ****, а у Тихоновой Т.П. – ****. Проявление клинических симптомов и последующая нетрудоспособность возникли в один период. Т.е. не установлено обязательное условие – факт заражения умершего непосредственно от пациента с Ковид-19.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
С 30.07.2020 по 14.07.2022 действовал Указ Президента РФ № 313 «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ГАРАНТИЙ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ» (документ утратил силу с 15.07.2022 в связи с изданием Указа Президента РФ от 15.07.2022 N 464). При наступлении до 15.07.2022 страховых случаев, предусмотренных настоящим Указом, обязательства по предоставлению дополнительных страховых гарантий подлежат исполнению в полном объеме (Указ Президента РФ от 15.07.2022 N 464).
П.1 Указа N 313 предусмотрено, что в целях обеспечения государственных гарантий по обязательному государственному страхованию работников медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию, дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты.
Согласно подп. "а" п. 2 Указа N 313 страховым случаем, при наступлении которого производится единовременная страховая выплата, является, в том числе смерть медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей.
Согласно подп. "а" п. 3 Указа N 313 в случае, предусмотренном подп. "а" п. 2 настоящего Указа, получателями единовременной страховой выплаты (выгодоприобретателями) является, в т.ч. супруг медицинского работника.
Согласно подп. "а" п. 4 Указа N 313 единовременная страховая выплата производится в случае смерти медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей - в размере 2 752 452 руб. всем получателям (выгодоприобретателям) в равных долях.
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. N 967 утверждено "Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний".
Согласно указанному Постановлению N 967, в случае смерти медицинского работника при исполнении им трудовых обязанностей расследование проводится в соответствии с настоящим Положением, по результатам которого составляется акт о случае профессионального заболевания.
Согласно п. 30 Положения N 967, акт о случае профессионального заболевания является документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве. Согласно п. 32 Положения в акте о случае профессионального заболевания подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания, а также указываются лица, допустившие нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов.
Судом установлено что супруга истца - Тихонова Т.П. работала в Детской поликлинике ГБУЗ НСО «Новосибирская клиническая центральная районная больница» в должности «медицинская сестра». Она выполняла трудовые обязанности на рабочем месте – в МКДОУ – детский сад «Чебурашка». Трудовые отношения прекращены **** в связи со смертью Тихоновой Т.П., наступившей **** (л.д.39).
Из протокола паталогоанатомического вскрытия от **** ** (л.д.64) следует, что у Тихоновой Т.П. установлен посмертный диагноз коронавирусная инфекция, тяжелое течение. Двусторонняя полисигментная пневмония, тяжелое течение.
Работодатель **** оформил извещение о предварительном диагнозе профессионального заболевания «коронавирусная инфекция (подтвержденная), тяжелое течение. Двустороннаяя полисегментная пневмония, тяжелое течение». Дата диагноза – ****.
На основании указанного предварительного диагноза Управление Роспотребнадзора по НСО составило санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания от **** ** (л.д.30).
Как следует из указанной характеристики Тихонова Т.П. проводила ежедневный осмотр работников, связанных с питанием в учреждении, на гнойничковые заболевания и их допуск к работе. На рабочем месте Тихоновой Т.П. имелся контакт с патогенными микроорганизмами.
ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница **» на основании данных о состоянии здоровья Тихоновой Т.П. и вышеуказанной санитарно-гигиенической характеристики условий труда извещением от **** ** (л.д.65) установило заключительный диагноз: Новая коронавирусная инфекция (подтвержденная). Двустороннаяя полисегментная пневмония, тяжелое течение. Составлено медицинское заключение от **** ** с установлением причинно-следственной связи с профессиональной деятельностью (л.д.62,63).
ГБУЗ НСО «НКЦРБ» издан приказ **.021 от **** с целью установления обстоятельств и причин возникновения у Тихоновой Т.П. профессионального заболевания. Составлен акт ** о случае профессионального заболевания от ****.
Согласно п.20 акта ** от **** (л.д.10) непосредственной причиной заболевания послужило воздействие биологичесокого фактора при контакте с больным COVID-19 положительным. В п.30 карты эпидемиологического обследования указано, что лицом, которое могло являться источником заражения указан сотрудник детского учреждения Спожайкина Н.Е.
Супруг Тихоновой – Тихонов В.В. обратился **** к ГНРО ФСС с заявлением.
Согласно письма правопредшественника ответчика от **** (л.д.22) истцу разъяснено отсутствие доказательств заражения Тихоновой Т.П. COVID-19 именно от пациента, у которого подтверждено наличии указанной инфекции – не установлено обязательное условие Указа № 313., указано, что случай не признается страховым.
Исходя из системного анализа вышеприведенных правовых норм, дополнительные гарантии, предоставленные отдельным категориям медицинских работников на основании Указа Президента РФ от 06.05.2020 г. N 313, в виде единовременной выплаты страхового возмещения в связи со смертью медицинского работника, производятся при условии осуществления медицинским работником трудовой деятельности непосредственно в контакте с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо, с пациентами с подозрением на эту инфекцию. А также при условии инфицирования медицинского работника новой коронавирусной инфекцией при осуществлении трудовой деятельности.
Как следует из Письма МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 6 июля 2020 г. N 28-1/И/2-9309 Указ Прездента № 313 не содержит конкретного перечня должностей или специальностей медицинских работников, определяя только, что они должны непосредственно работать с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию, и при решении вопроса о предоставлении выплаты необходимо руководствоваться указанными признаками. Следовательно, решение относительно наступления страхового случая должно приниматься после проведения предусмотренного законодательством Российской Федерации расследования в отношении случая заболевания медицинского работника новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и не может быть изначально ограничено его специальностью или должностью. Кроме того, в данном письме отмечено, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности. Диагностика - это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий. Диагностика инфекционных болезней, согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65) (далее - СП 3.1/3.2.3146-13), включает комплекс медицинских вмешательств, осуществляемый посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза, в том числе эпидемиологического осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях установления диагноза.
Факт работы Тихоновой Т.П. непосредственно с пациентами подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Так, в материалы дела представлена Должностная инструкция медсестры детского учреждения от ****, согласно которой (п.2.9) медсестра проводит ежедневный осмотр работников на гнойничковые заболевания и их доступ к работе. Согласно п.5 Приказа от **** **/ОД-П (л.д.81) Тихонова Т.П. уполномочена проводить ежедневный контроль за состоянием здоровья сотрудников пищеблока.
Факт ее инфицирования новой коронавирусной инфекцией при осуществлении ею своих должностных обязанностей подтверждается вышеперечисленными доказательствами.
При этом, не имеет правового значения от кого именно произошло заражение застрахованного лица: от пациента или сотрудника учреждения, поскольку обстоятельствами, имеющими значение для разрешения настоящего спора и подлежащими доказыванию, являются факт работы медицинского работника непосредственно с пациентами и факт инфицирования COVID-19 при исполнении должностных обязанностей.
Материалами дела подтверждаются оба указанные обстоятельства. Из материалов дела следует, что у сотрудника детского учреждения по месту исполнения трудовых обязанностей супруги истца, с которым она контактировала, была верифицирована новая коронавирусная инфекция.
Следовательно, судом установлена совокупность обстоятельств, при наличии которых у истца, как супруга лица, являвшегося медицинским работником, умершим вследствие инфицирования новой коронавирусной инфекцией при осуществлении должностных обязанностей, в том числе при работе с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), возникло право на получение страхового возмещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным отказ Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от **** **-МКЛ РФ ФСС в выплате единовременной страховой суммы по случаю смерти Тихоновой Т. П..
Возложить на Отделение Пенсионного фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области обязанность назначить и произвести Тихонову В. В. единовременную страховую выплату в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2020 № 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" в связи со смертью медицинского работника - Тихоновой Т. П..
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд, через суд, вынесший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья