Решение по делу № 2-119/2022 (2-1448/2021;) от 17.11.2021

Дело № 2-119/2022          УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года                                 г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Улыбиной Н.А.,

при помощнике судьи Александровой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца - помощника Кингисеппского городского прокурора Поздеевой А.А.,

гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Котельское сельское поселение» Ленинградской области об обязании произвести определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

16 ноября 2021 Кингисеппский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском Администрации муниципального образования «Котельское сельское поселение» Ленинградской области об ответчика оборудовать:

общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0450001:398 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 1К (вблизи дер. Арболово), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0402004:47 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 2К (вблизи дер. Бабино), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0447002:95 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, ЗК (вблизи дер. Березняки), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0447001:90 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 4К (вблизи дер. Большие Валговицы), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0450001:399 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 6К (вблизи дер. Войносолово), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0448002:163 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 8К (вблизи дер. Корветино), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что Кингисеппской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что МО «Котельское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области является собственником указанных общественных кладбищ. При этом, собственником общественных кладбищ нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 17 и 18 Федерального закона N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», требования п. 53 СанПин 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, поскольку кладбища не оборудованы автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, отсутствует обваловка территории, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией поселения требований законодательства о погребении и похоронном деле, и нарушает права неопределенного круга лиц, создает опасность для жизни и здоровья граждан, посещающих кладбища и проживающих поблизости. В связи с чем, прокурор просит удовлетворить исковые требования (л.д. 4-8).

В судебном заседании представитель истца - помощник Кингисеппского городского прокурора Поздеева А.А. требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации МО «Котельское сельское поселение» Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 162), ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований (л.д. 160-161), представил возражения на исковое заявление, указав, что требования СанПин 2.1.3684-21 введены в действие с 01.03.2021 года и не могут распространять свое действие на кладбища, образованные до указанного срока, поскольку требуется проведение проектно-изыскательских работ. Пояснил, что все общественные кладбища, обозначенные прокурором в иске, поставлены на кадастровый учет, оборудованы исторически сложившимися подъездными путями, контейнерными площадками и местами для стоянки автотранспорта, имеются дренажные зоны (л.д. 57-59), администрацией поселения проводятся работы по установлению санитарно-защитных зон, чтобы содержать места захоронения и соответствии с санитарными и экологическими требованиями. Указал, что на территории кладбищ нет объектов похоронного назначения, зданий и сооружений. К возражениям на исковое заявление представил схемы расположения земельных участков под общественными кладбищами и фототаблицы (л.д. 60-96).

Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 164), причин неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица – администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что нарушение требований законодательства, выразившееся в ненадлежащем оборудовании мест захоронений, расположенные на территории МО «Котельское сельское поселение» Ленинградской области выявленные Кингисеппской городской прокуратурой и допущенные ответчиком, не затрагивают интересы администрации МО Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области (л.д. 166).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В силу части 1 статьи 17 указанного Закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

По смыслу статьи 18 и пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» земли общественных кладбищ могут быть только муниципальными, а сами кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

До 01 марта 2021 года действовали Санитарные правила, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года N 84 (СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", распространяющих свои требования на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Как следует из преамбулы Правил, настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Согласно п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

С 01 марта 2021 года действуют Санитарные правила, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", указанные правила содержат аналогичные требования (п. 53,64 СанПин 2.1.3684-21).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на территории МО «Котельское сельское поселение» Ленинградской области расположены общественные кладбища:

на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0450001:398 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 1К (вблизи дер. Арботолово);

на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0402004:47 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 2К (вблизи дер. Бабино);

на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0447002:95 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, ЗК (вблизи дер. Березняки);

на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0447001:90 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 4К (вблизи дер. Большие Валговицы);

на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0450001:399 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 6К (вблизи дер. Войносолово);

на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0448002:163 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 8К (вблизи дер. Корветино) (л.д.19-36, 60-96, 111-156).

Указанные кладбища в нарушение СанПин 2.1.3684-21 и ранее действующих СанПин 2.1.2882-11 не оборудованы системой дренажа; автостоянкой, водоснабжением и водоотведением, теплоэлектроснабжением, обваловкой территории, не оборудованы автостоянкой (л.д. 13-18).

Отсутствие указанных систем оборудования кладбищ нарушает требования санитарного законодательства и создает угрозу опасности для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно – эпидемиологического режима, кроме того, непринятие ответчиком необходимых мер по надлежащему содержанию кладбищ влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и благоприятной среды обитания граждан.

Согласно статье 17 Федерального закона т 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 2 того же Федерального закона).

Таким образом, требованиями федеральных законов установлена обязанность лиц, осуществляющих деятельность по содержанию действующих мест захоронения, в том числе эксплуатацию действующих кладбищ, в соответствии с действующими санитарными правилами, они являются обязательными для исполнения всеми организациями, чья деятельность связана с содержанием (эксплуатацией) действующих кладбищ, поскольку отношения по содержанию кладбищ являются длящимися и действующие санитарные требования, установленные в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, распространяются на все кладбища вне зависимости от времени их организации, при этом содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.

Следовательно, действие санитарных правил распространяется на все кладбища, независимо от времени их образования.

Ответчик продолжает осуществлять полномочия по содержанию указанных кладбищ и в настоящее время, в связи с чем, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, должен руководствоваться действующими СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми лицами, чья деятельность связана с содержанием кладбищ.

Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по содержанию мест захоронения также не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения, не должно нарушать права и законные интересы граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья, и не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Кроме того, Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.01.2022 N 7 утверждены Правила содержания мест погребения на территории муниципального образования и утверждении порядков деятельности общественных кладбищ, воинских кладбищ и военных мемориальных кладбищ (находящихся в ведении органов местного самоуправления), крематориев.

Согласно п.п. 1.1- 1.3. настоящие Правила содержания мест погребения на территории муниципального образования (далее - Правила) определяют единый порядок организации и функционирования мест погребения на территории Ленинградской области с учетом санитарных, природоохранных и градостроительных требований.

Местами погребения на территории Ленинградской области (далее - место погребения) являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Размещение, устройство и содержание мест погребения осуществляется в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Согласно 2.4. указанных Правил места погребения должны быть оснащены: контейнерами для накопления отходов, включающих возможность раздельного сбора твердых коммунальных отходов; системами водоснабжения, водоотведения, тепло- и электроснабжения; местами накопления строительного мусора; системой дренажа, что соответствует требованиям санитарных правил.

При исследованных обстоятельствах спора суд считает исковые требования обоснованными по праву и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения, суд учитывает значительный объем работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, разрешение вопроса финансирования работ и считает возможным установить срок для устранения выявленных нарушений – 24 месяца с даты вступления решения суда в законную силу

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,67, 194-498 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Котельское сельское поселение» Ленинградской области об обязании произвести определенные действия – удовлетворить.

Обязать администрацию Администрации муниципального образования «Котельское сельское поселение» Ленинградской области в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать:

- общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0450001:398 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 1К (вблизи дер. Арболово), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории;

- общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0402004:47 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 2К (вблизи дер. Бабино), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории;

- общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0447002:95 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, ЗК (вблизи дер. Березняки), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории;

- общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0447001:90 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 4К (вблизи дер. Большие Валговицы), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории;

- общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0450001:399 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 6К (вблизи дер. Войносолово), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории;

- общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0448002:163 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 8К (вблизи дер. Корветино), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Мотивированное решение составлено 18 мая 2022 года

Судья: Улыбина Н.А.

2-119/2022 (2-1448/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кингисеппский городской прокурор
Ответчики
Администрация МО "Котельское сельское поселение"
Другие
администрация МО "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области
Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области
Суд
Кингисеппский городской суд Ленинградской области
Судья
Улыбина Наталья Александровна
Дело на сайте суда
kingisepp.lo.sudrf.ru
17.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2021Передача материалов судье
23.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2022Судебное заседание
21.02.2022Судебное заседание
11.03.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
18.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2022Дело оформлено
11.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее