Дело № 2-119/2022 УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2022 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Улыбиной Н.А.,
при помощнике судьи Александровой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца - помощника Кингисеппского городского прокурора Поздеевой А.А.,
гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Котельское сельское поселение» Ленинградской области об обязании произвести определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
16 ноября 2021 Кингисеппский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском Администрации муниципального образования «Котельское сельское поселение» Ленинградской области об ответчика оборудовать:
общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0450001:398 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 1К (вблизи дер. Арболово), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0402004:47 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 2К (вблизи дер. Бабино), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0447002:95 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, ЗК (вблизи дер. Березняки), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0447001:90 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 4К (вблизи дер. Большие Валговицы), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0450001:399 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 6К (вблизи дер. Войносолово), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0448002:163 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 8К (вблизи дер. Корветино), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что Кингисеппской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что МО «Котельское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области является собственником указанных общественных кладбищ. При этом, собственником общественных кладбищ нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 17 и 18 Федерального закона N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», требования п. 53 СанПин 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, поскольку кладбища не оборудованы автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, отсутствует обваловка территории, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией поселения требований законодательства о погребении и похоронном деле, и нарушает права неопределенного круга лиц, создает опасность для жизни и здоровья граждан, посещающих кладбища и проживающих поблизости. В связи с чем, прокурор просит удовлетворить исковые требования (л.д. 4-8).
В судебном заседании представитель истца - помощник Кингисеппского городского прокурора Поздеева А.А. требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации МО «Котельское сельское поселение» Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 162), ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований (л.д. 160-161), представил возражения на исковое заявление, указав, что требования СанПин 2.1.3684-21 введены в действие с 01.03.2021 года и не могут распространять свое действие на кладбища, образованные до указанного срока, поскольку требуется проведение проектно-изыскательских работ. Пояснил, что все общественные кладбища, обозначенные прокурором в иске, поставлены на кадастровый учет, оборудованы исторически сложившимися подъездными путями, контейнерными площадками и местами для стоянки автотранспорта, имеются дренажные зоны (л.д. 57-59), администрацией поселения проводятся работы по установлению санитарно-защитных зон, чтобы содержать места захоронения и соответствии с санитарными и экологическими требованиями. Указал, что на территории кладбищ нет объектов похоронного назначения, зданий и сооружений. К возражениям на исковое заявление представил схемы расположения земельных участков под общественными кладбищами и фототаблицы (л.д. 60-96).
Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 164), причин неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица – администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что нарушение требований законодательства, выразившееся в ненадлежащем оборудовании мест захоронений, расположенные на территории МО «Котельское сельское поселение» Ленинградской области выявленные Кингисеппской городской прокуратурой и допущенные ответчиком, не затрагивают интересы администрации МО Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области (л.д. 166).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу части 1 статьи 17 указанного Закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
По смыслу статьи 18 и пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» земли общественных кладбищ могут быть только муниципальными, а сами кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
До 01 марта 2021 года действовали Санитарные правила, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года N 84 (СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", распространяющих свои требования на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Как следует из преамбулы Правил, настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Согласно п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
С 01 марта 2021 года действуют Санитарные правила, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", указанные правила содержат аналогичные требования (п. 53,64 СанПин 2.1.3684-21).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на территории МО «Котельское сельское поселение» Ленинградской области расположены общественные кладбища:
на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0450001:398 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 1К (вблизи дер. Арботолово);
на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0402004:47 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 2К (вблизи дер. Бабино);
на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0447002:95 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, ЗК (вблизи дер. Березняки);
на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0447001:90 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 4К (вблизи дер. Большие Валговицы);
на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0450001:399 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 6К (вблизи дер. Войносолово);
на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0448002:163 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 8К (вблизи дер. Корветино) (л.д.19-36, 60-96, 111-156).
Указанные кладбища в нарушение СанПин 2.1.3684-21 и ранее действующих СанПин 2.1.2882-11 не оборудованы системой дренажа; автостоянкой, водоснабжением и водоотведением, теплоэлектроснабжением, обваловкой территории, не оборудованы автостоянкой (л.д. 13-18).
Отсутствие указанных систем оборудования кладбищ нарушает требования санитарного законодательства и создает угрозу опасности для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно – эпидемиологического режима, кроме того, непринятие ответчиком необходимых мер по надлежащему содержанию кладбищ влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и благоприятной среды обитания граждан.
Согласно статье 17 Федерального закона т 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 2 того же Федерального закона).
Таким образом, требованиями федеральных законов установлена обязанность лиц, осуществляющих деятельность по содержанию действующих мест захоронения, в том числе эксплуатацию действующих кладбищ, в соответствии с действующими санитарными правилами, они являются обязательными для исполнения всеми организациями, чья деятельность связана с содержанием (эксплуатацией) действующих кладбищ, поскольку отношения по содержанию кладбищ являются длящимися и действующие санитарные требования, установленные в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, распространяются на все кладбища вне зависимости от времени их организации, при этом содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.
Следовательно, действие санитарных правил распространяется на все кладбища, независимо от времени их образования.
Ответчик продолжает осуществлять полномочия по содержанию указанных кладбищ и в настоящее время, в связи с чем, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, должен руководствоваться действующими СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми лицами, чья деятельность связана с содержанием кладбищ.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по содержанию мест захоронения также не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения, не должно нарушать права и законные интересы граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья, и не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.01.2022 N 7 утверждены Правила содержания мест погребения на территории муниципального образования и утверждении порядков деятельности общественных кладбищ, воинских кладбищ и военных мемориальных кладбищ (находящихся в ведении органов местного самоуправления), крематориев.
Согласно п.п. 1.1- 1.3. настоящие Правила содержания мест погребения на территории муниципального образования (далее - Правила) определяют единый порядок организации и функционирования мест погребения на территории Ленинградской области с учетом санитарных, природоохранных и градостроительных требований.
Местами погребения на территории Ленинградской области (далее - место погребения) являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Размещение, устройство и содержание мест погребения осуществляется в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Согласно 2.4. указанных Правил места погребения должны быть оснащены: контейнерами для накопления отходов, включающих возможность раздельного сбора твердых коммунальных отходов; системами водоснабжения, водоотведения, тепло- и электроснабжения; местами накопления строительного мусора; системой дренажа, что соответствует требованиям санитарных правил.
При исследованных обстоятельствах спора суд считает исковые требования обоснованными по праву и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения, суд учитывает значительный объем работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, разрешение вопроса финансирования работ и считает возможным установить срок для устранения выявленных нарушений – 24 месяца с даты вступления решения суда в законную силу
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,67, 194-498 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Котельское сельское поселение» Ленинградской области об обязании произвести определенные действия – удовлетворить.
Обязать администрацию Администрации муниципального образования «Котельское сельское поселение» Ленинградской области в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать:
- общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0450001:398 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 1К (вблизи дер. Арболово), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории;
- общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0402004:47 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 2К (вблизи дер. Бабино), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории;
- общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0447002:95 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, ЗК (вблизи дер. Березняки), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории;
- общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0447001:90 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 4К (вблизи дер. Большие Валговицы), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории;
- общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0450001:399 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 6К (вблизи дер. Войносолово), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории;
- общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:20:0448002:163 по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Котельское сельское поселение, 8К (вблизи дер. Корветино), автостоянкой, системами водоснабжения и водоотведения, тепло-электроснабжения, дренажа сточных вод, произвести обваловку его территории.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.
Мотивированное решение составлено 18 мая 2022 года
Судья: Улыбина Н.А.