Судья Мурзин Л.Ф. Дело № 21-741/2019 (№ 12-26/2019)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Калинкович И.С., рассмотрев 23 октября 2019 года жалобу защитника АО "КТК" Букиной М.Н. на решение Удорского районного суда Республики Коми от 18 сентября 2019 года, которым
постановление по делу об административном правонарушении должностного лица - государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми - Пленниковой М.А. от 13 августа 2019 года, о признании юридического лица - акционерного общества "Коми тепловая компания", виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении на него административного наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей оставлено без изменения,
установил:
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Пленниковой М.А. <Номер обезличен> от 13 августа 2019 года АО "КТК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Защитник АО "КТК" Паршукова Н.А. подала жалобу на указанное постановление.
По результатам рассмотрения жалобы, судьёй принято приведённое выше решение.
Не согласившись с указанным решением, защитник АО "КТК" Букина М.Н. обратилась в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся судебное решение отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
Защитник АО "КТК" Вежова Н.Н. в судебном заседании на доводах жалобы настаивала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника общества, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> из прокуратуры ... района в государственную инспекцию труда в Республике Коми поступило обращение Ш.. по вопросу нарушения его трудовых прав.
Согласно протоколу об административном правонарушении, поводом для составления явились результаты проведённой проверки, был установлен факт нарушения АО "КТК" требований абзаца 4 части 1 статьи 21, абзаца 6 части 2 статьи22, части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, что выразилось в начислении и выплате заработной платы Ш. не в полном объёме, исходя из установленной северной надбавки в размере ...% вместо ...%, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 13 августа 2019 года государственным инспектором труда постановления <Номер обезличен> о привлечении АО "КТК"" к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда пришёл к выводу о законности указанного постановления.
Вместе с тем, принятое судом решение, также постановление должностного лица не могут быть признаны законными и подлежат отмене в силу следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, помимо прочего, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Исходя из обстоятельств, установленных по настоящему делу, и норм Трудового кодекса Российской Федерации, разногласия, возникшие между обществом и работником относительно установление процента северной надбавки содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 названного Кодекса.
С учётом изложенного, выводы государственного инспектора труда о наличии в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованными признать нельзя.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Пленниковой М.А. <Номер обезличен> от 13 августа 2019 года и решение судьи Удорского районного суда Республики Коми от 18 сентября 2019 года, вынесенные в отношении АО "КТК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу защитника АО "КТК" Букиной М.Н. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Пленниковой М.А. <Номер обезличен> от 13 августа 2019 года и решение судьи Удорского районного суда Республики Коми от 18 сентября 2019 года, вынесенные в отношении АО "КТК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья - В.М. Соболев
Копия верна:
судья Соболев В.М.