копия
Дело № 2-1562/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Можайск Московской области 22 ноября 2022 года
Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Миронова А.С., при секретаре Коротковой К.В., с участием помощника Можайского горпрокурора Трубициной А.В., представителя ответчика Волчек А.А., представителя АО «Мосводоканал» Ханиной Н.Н., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Можайского городского прокурора в интересах Российской Федерации, в лице Управления Роспотребнадзора по Московской области и неопределённого круга лиц, к Громову Сергею Юрьевичу, 3-и лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управление Росреестра по МО), филиал ФГБУ ФКП «Росреестра» по Московской области, АО «Мосводоканал», о внесении в ЕГРН сведений об ограничениях использования земельного участка и понуждении собственника к использованию объекта недвижимости в соответствии с этими ограничениями, -
у с т а н о в и л :
Можайский городской прокурор обратился в суд с указанным иском, просив внести в ЕГРН и государственный кадастр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка площадью 4356 м2, с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство, расположенного по адресу: <адрес>., <адрес>, центральная часть кадастрового квартала №, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы» (далее – Правила), обязав ответчика, которому земельный участок принадлежит на праве собственности, использовать его в соответствии с ограничениями, указанными в п.4.4 указанных Правил, ссылаясь на частичное нахождение земельного в 100-метровой зоне от береговой полосы источника питьевого водоснабжения г.Москва – реки Москва.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении требований доверителя, по основаниям, указанным в иске.
Ответчик в суд не явился, представлять свои интересы поручил представителю, на основании нотариальной доверенности.
Представитель ответчика с иском не согласилась, считая его необоснованным и незаконным, поскольку на земельном участке, принадлежащем её доверителю, отсутствуют какие-либо капитальные здания, строения и сооружения, и он не ведёт на земельном участке деятельности, противоречащей Правилам. Кроме того, она полагала, что заявитель иска пропустил срок исковой давности, т.к. участок поставлен на кадастровый учёт в 2012 году, о чём сведения находятся в открытом доступе.
Представитель 3-го лица – АО «Мосводоканал», Ханина Н.Н., иск прокурора поддержала.
Представитель 3-го лица – ФКП «Росреестра» по МО, Носов П.Т. просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав на отсутствие у его доверителя заинтересованности в споре.
Третье лицо – Управление Росреестра по МО, будучи извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, отзыва на иск не представило.
Заслушав явившихся участников судебного процесса и изучив материалы дела, суд считает иск подлежим частичному удовлетворению, по следующим основаниям:
В судебном заседании из пояснений участников процесса и материалов дела установлено, что ответчик с 10.12.2021 г. является собственником земельного участка площадью 4356 м2, с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, центральная часть кадастрового квартала №.
Указанный объект недвижимости поставлен на кадастровый учёт 04.10.2012 года.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от 15.09.2021 года.
Из материалов дела, сформированного по результатам надзорной проверки Можайской городской прокуратуры, проведённой 10.06.2022 г., и заключения кадастрового инженера - директора МКУ МГО МО «Можайск-сервис» Михайлиной С.В. установлено, что земельный участок с кадастровым № частично находится в 100-метровой зоне нормального подпорного уровня Балтийской системы высот (183 м) (далее - НПУ) Можайского водохранилища, и на данном земельном находится объект не капитального строительства (вагончик).
Статьёй 42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гарантировано право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации, как гаранта экологической безопасности.
Как указано в п.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 г. №8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» п.4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9, ч.1).
Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (ст.42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст.43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки, не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст.42 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Положениями ст.56 ЗК РФ определено: права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (ч.1).
Часть данной нормы права гласит: могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 6 ст.6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Абзацем 4 п.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) предусмотрено: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности;
Положениями п.2 ст.12 этого же Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено: при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В силу абзаца 2 п.5 ст.18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Пунктами 2 и 5 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 2054-р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации» Можайское водохранилище включено в перечень водоёмов, использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.
Действующим Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23.05.1941 года №355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения» описаны территории, входящие в зоны санитарной охраны Рублевского водопровода, в третий пояс которых входит верхняя часть бассейна реки Москвы в пределах Солнечногорского, Ново-Петровского, Рузского, Можайского, Уваровского, Волоколамского и Шаховского районов, а также селения, относящиеся к участку Перхушковской больницы (за исключением тех, которые вошли во II пояс).
В п.1 Постановления Москвы и Московской области от 17.12.2019 г. №1705-ПП/970/44 указано: до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, до разработки в соответствии с указанным положением проектов таких зон в отношении территории субъектов Российской Федерации города федерального значения Москвы и Московской области, до получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам и до принятия решений об установлении таких зон на территории субъектов Российской Федерации города федерального значения Москвы и Московской области:
- не подлежат применению правовые акты органов государственной власти РСФСР, направленные на регулирование зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы, в том числе: Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 04.09.1940 г. №696 «О санитарной охране канала Москва - Волга как источника водоснабжения г. Москвы», Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23.05.1941 г. №355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения», Постановление Совета Министров РСФСР от 13.03.1952 г., Постановление Совета Министров РСФСР от 30.11.1971 г. №640 «Об утверждении зоны санитарной охраны Западной водопроводной станции Московского водопровода и питающих ее источников», Постановление Совета Министров РСФСР от 25.10.1974 г. №571 «Об утверждении зоны санитарной охраны третьего блока Северной водопроводной станции Московского водопровода» (п.1.1.);
- для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 г. №500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г.Москвы в границах ЛПЗП».
Пункт 1.1.1 «СП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила» (далее – СП 2.1.4.2625-10), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 г. №45 гласит: настоящие санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории зон санитарной охраны (далее - ЗСО) Московского водопровода. На основании данных санитарных правил «Проект ЗСО Московского водопровода» разрабатывается в соответствии с ч.1 ст.7 Водного кодекса Российской Федерации участниками водных отношений (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица), в том числе применительно к территориям отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
Подпунктом «а» п.1.1.2 СП 2.1.4.2625-10 определено: проект ЗСО Московского водопровода включает, в частности, определение границ зоны и составляющих ее поясов. В проекте ЗСО определение границ зоны осуществляется на основании расчетов либо данных о рельефе местности (цифровых ортофотопланов, цифровых моделей рельефа и иных данных).
Пунктом 1.2.4. СП 2.1.4.2625-10 определено: территория ЗСО относится к зоне ограниченного хозяйственного и градостроительного освоения, где не допускается размещение и развитие промышленного и крупного сельскохозяйственного производства, а развитие населенных мест и размещение новых объектов гражданского строительства ограничивается ассимиляционной способностью почв и водных объектов (их способностью к самоочищению).
Верхняя граница 2 пояса ЗСО по акватории источника водоснабжения должна быть удалена вверх по течению от плотины гидроузла на расстояние, чтобы время для пробега по основному водотоку, притокам первого порядка и акватории водохранилища до плотины гидроузла было не менее 5 суток (при расходе воды 95% обеспеченности), но не далее створа плотины вышележащего гидроузла.
В случае разработки проекта на основании данных о рельефе местности (цифровых ортофотопланов, цифровых моделей рельефа и иных данных) верхняя граница 2 пояса ЗСО устанавливается вверх по течению на протяжении всего водного объекта до его истока с учетом административно-территориальных границ субъектов Российской Федерации (п.3.4.1 СП 2.1.4.2625-10).
Нижняя граница соответствует створу водозабора или гидроузла (п.3.4.2 СП 2.1.4.2625-10).
Пунктом 3.4.3 СП 2.1.4.2625-10 установлено: зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 45, боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.
Боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
В соответствии с п.4.4.4 СП 2.1.4.2625-10 на территории 2 пояса ЗСО не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка.
Осуществление индивидуальной жилой застройки в границах водоохранных зон возможно при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (ч.16 ст.65 Водного кодекса РФ).
Таким образом, юридически значимыми и подлежащими доказыванию при разрешении настоящего спора являются, в частности, обстоятельства, связанные с шириной береговой полосы и наличием либо отсутствием зон санитарной охраны Можайского водохранилища, факт возможного наложения зон санитарной охраны на границы спорного земельного участка и определение границ земельного участка вне пределов санитарных зон в соответствии с правоустанавливающими документами.
В силу толкования ст.10 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
Как следует из обстоятельств дела, установленных судом, ответчику на праве собственности принадлежит указанный выше земельный участок, который, по заключению соответствующего специалиста в области землепользования и земельных отношений, частично находится в 100-метровой зоне от береговой полосы источника питьевого водоснабжения г.Москва – реки Москва.
При этом, вид разрешённого использования спорного объекта недвижимости предусматривает возведение на нём объектов катального строительства.
В тоже время, в ЕГРН отсутствуют какие-либо особые условия, обременения (ограничения) на данный объект недвижимости, в связи с его расположением в границах питьевого источника, в том числе, перечисленные в ч.ч.15 и 17 ст.65 Водного кодекса РФ, что создаёт неопределённость для его использования по назначению и может создавать угрозу нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации и прав неопределённого круга людей, использующих питьевой источник - река Москва.
Учитывая указанные выше обстоятельства, приведённые нормы права и нормативные акты, суд находит требования истца о внести в ЕГРН и государственный кадастр недвижимости сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым № в соответствии с требованиями СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы», законными и обоснованными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению.
Отклоняя довод представителя ответчика о пропуске прокурором срока исковой давности по заявленным им требованиям, суд руководствуется следующим:
В соответствии со ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии с п.1 ст.196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 названного кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.1 ст.200 ГК РФ).
В п.5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 22.06.2021) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено: по смыслу п.1 ст.200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (ч.1 ст.45 и ч.1 ст.46 ГПК РФ, ч.1 ст.52 и ч.ч.1 и 2 ст.53, ст.53.1 АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
В соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как установлено судом, прокурором, при обращении в суд с настоящим иском в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, срок исковой давности не пропущен, поскольку течение срока исковой давности начинается с момента, когда именно прокурору стало известно об основаниях для обращения с названным иском.
О наличии оснований для обращения в суд с настоящим иском прокурору стало известно по результатам проведенной прокуратурой района проверки, 10.06.2022, на основании информации, предоставленной кадастровым инженером – директором МКУ МГО МО «Можайск-сервис» Михайлиной С.В. С настоящим иском прокурор обратился в суд 29.09.2022 г., т.е. в пределах установленного законом трехлетнего срока исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12-14, 194-199 ГПК РФ, -
р е ш и л :
Иск Можайского городского прокурора Московской области удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Московской области внести в ЕГРН сведения об ограничении прав при использовании земельного участка с кадастровыми №, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы».
Обязать Громова Сергея Юрьевича использовать земельный участок с кадастровым № в соответствии с ограничениями, установленными п.4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы».
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московском областном суде через Можайский городской суд Московской области, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.С. МИРОНОВ
Решение суда в окончательной форме составлено 29 ноября 2022 года.
Судья А.С. МИРОНОВ
копия верна _______________________ (Миронов)