Дело № 2-326/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2021 года п. Змиевка Орловской области
Свердловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Воловиковой И.В.,
при секретаре Свириной Н.В.,
с участием помощника прокурора Свердловского района Орловской области Блохина В.О.,
представителя ответчика Захаркина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Свердловского района Орловской области Сиротинина А.А., поданное в интересах Симакина Н.А. к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Свердловская центральная районная больница» и Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению льготными медицинскими изделиями,
установил:
Прокурор Свердловского района Орловской области Сиротинин А.А. обратился в суд в интересах Симакина Н.А. к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Свердловская центральная районная больница» и Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению льготными медицинскими изделиями.
В обоснование заявленных требований указано, что Симакин Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет диагноз - «<данные изъяты>», Симакин Н.А. является федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт для обеспечения Симакина Н.А. препаратом, содержащим вещество «<данные изъяты>». До настоящего времени указанный лекарственный препарат по данному рецепту Симакиным Н.А. не получен.
Просит суд обязать БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ» производить своевременную выписку Симакину Н.А. рецептов на лекарственные препараты в соответствии с назначенной схемой лечения; обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Симакину Н.А. лекарственного препарата, содержащего активное вещество «метформин», в необходимом количестве вплоть до отмены лечащим врачом; обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района Орловской области Блохин В.О. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Указал, что лекарственный препарат «метформин» является для Симакина Н.А. жизненно необходимым.
Представитель ответчика - Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Свердловская центральная районная больница» Захаркин И.В. исковые требования не признал, указал, что заявленные требования ЦРБ исполняются без решения суда. Симакин Н.А. состоит на учете в ЦРБ в качестве нуждающегося в получении бесплатных лекарственных препаратов и медицинских изделий с августа ДД.ММ.ГГГГ г. и имеет право на их получение. Он включен в список и является федеральным льготником.
Представитель ответчика - Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление в котором указал, что Симакин Н.А. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг за счет средств федерального бюджета. Назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что назначение лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов, и оформление рецептурного бланка лечащим врачом должно осуществляться в годовой потребности гражданина в лекарственных препаратах.
Симакин Н.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Государственного унитарного предприятия Орловской области «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей ООН).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 6.1, п. 1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, и организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 9, ч.ч.1,3 ст. 11 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской федерации. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. За нарушение требований ст. 11 данного федерального закона медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -Федерального закона № 323-ФЗ) обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от ДД.ММ.ГГГГ N328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядок).
При этом, процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
В судебном заседании установлено, что Симакин Н.А. состоит на учете в БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ» с установленным диагнозом «<данные изъяты>».
В силу положений действующего законодательства, Симакин Н.А. является федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.
ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт для обеспечения Симакина Н.А. препаратом «<данные изъяты>», который обслужен не был.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес и.о. главного врача БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ» В. прокуратурой района было внесено представление об устранении нарушений исполнения действующего законодательства, в связи с тем, что при обращении граждан, имеющих право на льготное получение лекарственных средств по медицинским рецептам в БУЗ Орловской области «Свердловская ЦРБ» по телефону, они были проинформированы работником регистратуры об отсутствии необходимых лекарственных средств и препаратов в аптеке и отсутствии информации, в том числе от лечащих врачей, о возможности получения рецептов для постановки их на отсроченное обеспечение.
По результатам рассмотрения представления был выявлен факт нарушения действующего законодательства в указанной части, виновные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт допущенных нарушений в части организации выдачи ответчиком БУЗ Орловской области «Свердловская ЦРБ» рецептов, необходимых для получения соответствующих медицинских изделий и лекарственных средств, что создаёт препятствия в реализации права на медицинское и социальное обеспечение, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена среди прочего организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
На территории Орловской области полномочием по осуществлению разработки и реализации государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участия в санитарно-гигиеническом просвещении населения наделен Департамент здравоохранения Орловской области (пункт 5.4 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ №).
В пункте 5.7 указанного Положения на Департамент здравоохранения Орловской области возложено в частности полномочие по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
При указанных обстоятельствах, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению с возложением на ответчика - Департамент здравоохранения Орловской области обязанности обеспечить Симакина Н.А. лекарственным препаратом «<данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом.
Доводы ответчика об отсутствии достаточного финансирования не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу ст. 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.
В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Суд приходит к выводу, что длительное отсутствие доступа к жизненно необходимому лекарственному препарату в том количестве, которое показано в соответствии с медицинскими показаниями и являющегося жизненно необходимым, является исключительным обстоятельством, позволяющим обратить решение по настоящему исковому заявлению к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Свердловского района Орловской области Сиротинина А.А. в интересах Симакина Н.А. к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Свердловская центральная районная больница» и Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению льготными медицинскими изделиями – удовлетворить.
Обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Свердловская центральная районная больница» производить своевременную выписку Симакину Н.А. рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с назначенной схемой лечения.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Симакину Н.А. лекарственного препарата, содержащего активное вещество «<данные изъяты>», в необходимом количестве вплоть до отмены лечащим врачом.
Решение в части обеспечения лекарственным препаратом подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Свердловский районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.В. Воловикова