Решение по делу № 2-2875/2024 от 04.06.2024

Дело № 2-2875/2024

55RS0007-01-2023-006986-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июля 2024 года                                      г. Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Топчий Е.В., при секретаре судебного заседания Сурженко Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к ФИО3, ФИО1 о возложении обязанности предоставить доступ для обследования жилого помещения,

установил:

ФИО7 обратилась в суд с иском к ФИО3 о предоставлении доступа в жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу<адрес> для проведения проверки обращения на предмет наличия самовольной перепланировки (переустройства). В обоснование заявленных требований указано, что в ФИО9 поступило обращение ФИО8 о незаконной перепланировке в квартире, принадлежащей ответчикам. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником квартиры по адресу: <адрес> является ФИО3 С целью обследования квартиры <данные изъяты> предпринимались попытки доступа в жилое помещение. Ответчику направлялись требования об обеспечении должностным лицам инспекции доступа в жилое помещение. Однако доступ в квартиру ответчиком предоставлен не был. Просит обязать ФИО3 предоставить должностным лицам ФИО10 доступ для проведения обследования квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

ФИО11 в судебное заседание своих представителей не направила, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик ФИО3в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки не сообщила.

Представитель третьего лица ФИО12 в судебном заседании исковые требования просила удовлетворить, пояснила, что ФИО3 обращался в Управляющую компанию только за предоставлением документов, документы были предоставлены, а согласование переустройства и (или) перепланировки не обращался.

Третье лицо ФИО13 своего представителя в судебное заседание не направила, извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили.

Исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.

Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:

1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

2) требований к формированию фондов капитального ремонта;

3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;

7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;

9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;

10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;

11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

Согласно ч. 3 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии сп. 3 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 30.09.2021 № 1670, должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного жилищного надзора, являются:

а) руководитель органа государственного жилищного надзора, являющийся по должности главным государственным жилищным инспектором субъекта Российской Федерации, и его заместители, являющиеся по должности заместителями главного государственного жилищного инспектора субъекта Российской Федерации;

б) руководители структурных подразделений органа государственного жилищного надзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по государственному жилищному надзору;

в) должностные лица структурных подразделений органа государственного жилищного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора;

г) руководители территориальных органов органа государственного жилищного надзора и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора;

д) руководители структурных подразделений территориальных органов органа государственного жилищного надзора, должностные лица структурных подразделений территориальных органов органа государственного жилищного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора.

На основании п. 5 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее соответственно - контролируемые лица, обязательные требования), в том числе:товариществ собственников жилья;жилищных и жилищно-строительных кооперативов;ресурсоснабжающих организаций;региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.

Объектом государственного жилищного надзора не является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

В соответствии с подп. «а», «е» п. 7 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме; правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения.

Согласно п. 17 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) в рамках государственного жилищного надзора осуществляются следующие профилактические мероприятия: а) информирование; б) обобщение правоприменительной практики; в) объявление предостережения; г) консультирование; д) профилактический визит.

Порядок проведения профилактических мероприятий устанавливается положением о государственном жилищном надзоре.

Функции и полномочия Государственной жилищной инспекции Омской области определены Постановлением Правительства Омской области от 08.02.2012 №23-п «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на территории Омской области» (вместе с «Порядком организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) на территории Омской области») и Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 № 2 «О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области» (вместе с «Положением о Главном управлении государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области», «Положением о Государственной жилищной инспекции Омской области»).

Согласно п.1 Положения государственная жилищная инспекция Омской области (далее - Инспекция) является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области региональный государственный жилищный надзор.

В соответствии с п.8 Положения инспекция региональный государственный жилищный контроль (надзор), предметом которого является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:

1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

2) требований к формированию фондов капитального ремонта;

3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;

7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;

9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;

10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;

11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

Инспекция для осуществления своих функций имеет право, в том числе, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (подп. 7 п.11 Положения).

При изложенных обстоятельствах, учитывая указанные выше нормы права, суд приходит к выводу о наличии полномочий ФИО14 на проведение контроля и обязанность собственника квартиры обеспечить доступ представителя контрольных органов в квартиру в заранее согласованное время.

Судом установлено, что согласно сведениям ЕГРН собственниками квартир <адрес> на праве общей совместной собственности являются ФИО3, ФИО1, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-37).

В ФИО15 поступило обращение от ДД.ММ.ГГГГ «ФИО16 по факту незаконной перепланировки (переустройства) жилого помещения - квартир <адрес> обращение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Согласно ответу Администрации Центрального АО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию округа поступило заявление о согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,270. В ходе рассмотрения комиссией представленных заявителем документов установлено, что проектом переустройства жилых помещений планируется перенос стояков горячего водоснабжения. Согласование переустройства общедомовых коммуникаций, в том числе перенос стояков водоснабжения, к компетенции администрации округа не относится. Администрацией округа в согласовании переустройства жилых помещений, заключающегося в переносе стояков горячего водоснабжения, было отказано (л.д. 38).

Согласно распоряжению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24) принято решение о проведении проверки в отношении ФИО3 по адресу: квартир <адрес> в целях проверки фактов, изложенных в обращении ДД.ММ.ГГГГ, а именно перепланировки (переустройства) указанного жилого помещения.

В целях проведения проверки фактов, изложенных в обращении от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчикабыло направлено требование об обеспечении должностным лицам инспекции доступа в жилое помещение и предоставлении правоустанавливающих документов, а также согласованной в установленном порядке проектной документации на переоборудование квартиры (л.д. 25, 26, 27).

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ доступ в жилое помещение для проверки должностным лицам инспекции предоставлен не был (л.д. 41).

В ответ на запрос суда о предоставлении сведений и документов по обращениям за согласованием переустройства (перепланировки) квартир №<адрес> сообщила, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию округа поступило заявление о согласовании переустройства указанных помещений. По результатам рассмотрения представленных документов комиссией установлено, что проектом перепланировки и переустройства жилых помещений планируется частичный демонтаж существующих перегородок и возведение новых. Также планируется устройство проема в несущей стене, разделяющей указанные квартиры, с целью объединения двух квартир в одно жилое помещение.Согласно п. 1.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, не допускаются.Также проектом планируется переустройство системы отопления жилых помещений путем установки конвекторов отопления с подключением к существующей системе отопления.В соответствии с Положением об администрации Центрального административного г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 423 «Об администрации Центрального административного округа города Омска», к функциям администрации округа отнесено принятие решений о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки таких помещений. Учитывая, что приборы отопления помещений в техническом паспорте не отражены (не предусмотрены технической документацией), согласование переустройства системы отопления квартир №<адрес> путем замены радиаторов на конвекторы в рамках предоставления муниципальной услуги не представляется возможным.В связи с тем, что изменение системы отопления предполагает демонтаж радиаторов, переустройство системы отопления необходимо согласовать с эксплуатирующей организацией (управляющей компанией).Учитывая изложенное, администрацией округа на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ в согласовании перепланировки и переустройства квартир №<адрес> отказано из-за несоответствия проекта переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства (л.д. 128-129).

Действия ответчиков, препятствующие доступу в спорные квартиры должностным лицам инспекции для осуществления функций по контролю за переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, нарушают права истца, как контролирующей организации в рамках возложенных на нее функций.

На основании изложенного, исковые требования о возложении на ответчиков обязанности обеспечить доступ сотрудникам ФИО17 в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для проведения проверки обращения на предмет наличия самовольной перепланировки и (или) переоборудования жилого помещения, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт ), ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН обеспечить доступ представителей ФИО18 для проведения обследования в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                    Е.В. Топчий

Решение в окончательной форме составлено 23.07.2024.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2875/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Госжилинспекция Омской области
Ответчики
Елгин Павел Юрьевич
Ковтун Ольга Александровна
Другие
Администрация ЦАО г.Омска
ООО «Управляющая компания «Наш дом – ЖЭУ № 1»
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Топчий Елена Викторовна
Дело на странице суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
04.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.06.2024Передача материалов судье
04.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2024Судебное заседание
16.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2024Дело оформлено
16.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее