Решение по делу № 33-1952/2021 от 18.05.2021

Судья Гавура О.В.                                                                              Дело № 2-425/2021

                                (суд первой инстанции)

Дело № 33-1952/2021

                                                                       (суд апелляционной инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    8 июля 2021 года                                                                              г. Севастополь

    Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:

        председательствующего судьи – Григоровой Ж.В.,

        судей:    Устинова О.И., Анашкиной И.А.,

        при секретаре                              – Дубравской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 14 января 2021 года по гражданскому делу по иску Калинкиной Т. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании действий государственного органа, обязании совершить определенные действия, заслушав доклад судьи Устинова О.И.,

    установила:

Калинкина Т.В. в ноябре 2020 года обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – ДИЗО) об оспаривании действий государственного органа, обязании совершить определенные действия, согласно которому просила:

- признать незаконным отказ ДИЗО исх. номер от 15.09.2020г.;

- обязать ДИЗО внести изменения в договор аренды от 25.03.2019г. земельного участка с кадастровым номером 91:02:003001:6, а именно дополнить его следующим условием: «Размер арендной платы за земельный участок начиная с 12.08.2017г. составляет сумму, равную земельному налогу за этот земельный участок. Этот размер арендной платы применяется до снятия с земельного участка ограничений в его приватизации или до отмены или соответствующего изменения абзаца принципа учета наличия, предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права в Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ».

ДД.ММ.ГГГГ судом первой инстанции вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Заявленные требования мотивированы тем, что Калинкиной Т.В. принадлежит на праве собственности нежилое здание, общей площадью 70,7 кв.м, кадастровый , расположенное по адресу: <адрес> собственности на нежилое здание возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Год завершения строительства – 2014.

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 91:02:003001:6, расположенного по адресу: <адрес>-В. ДД.ММ.ГГГГ в рамках переоформления ранее существующих прав на земельный участок ДИЗО был заключен договор аренды земельного участка .

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ДИЗО с заявлением о предоставлении в собственность расположенного под нежилым зданием земельного участка. Однако ДД.ММ.ГГГГ за № ГУ-исх-12138/19 ей было отказано на основании пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку предполагаемый к выкупу земельный участок находится в границах красных линий уличной дорожной сети, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2018г. -ПП, и является ограниченным в обороте в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением № 582. В пункте 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций в целях применения принципа № 7 при определении арендной платы за земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ДИЗО с заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка и установлении арендной платы в размере земельного налога. ДД.ММ.ГГГГ Калинкиной Т.В. было отказано в пересмотре арендной платы по договору аренды земельного участка, со ссылкой на Порядок расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, и отсутствие оснований для применения положений Постановления .

Считает, что отказ Департамента от ДД.ММ.ГГГГ нарушает ее имущественные права, как арендатора земельного участка.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Калинкиной Т.В. удовлетворено. Признан незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя исх. номер от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд обязал ответчика внести изменения в договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером 91:02:003001:6, дополнить его следующим условием: «Размер арендной платы за земельный участок начиная с ДД.ММ.ГГГГ составляет сумму, равную земельному налогу за этот земельный участок. Этот размер арендной платы применяется до снятия с земельного участка ограничений в его приватизации или до отмены или соответствующего изменения абзаца принципа учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права в Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ».

В апелляционной жалобе представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя полагает решение суда необоснованным, указывает, что суд дал неверную оценку представленным доказательствам, неверно применил закон.

Апеллянт отмечает, что отказ Департамента от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, размер арендной платы рассчитан на основании Порядка расчета размера арендной платы за пользование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и представленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП. Доказательств, свидетельствующих о нарушении Департаментом норм действующего законодательства, а также прав и законных интересов истца не представлено, оснований для удовлетворения иска не имелось.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

                                                        В заседании суда апелляционной инстанции представитель Калинкиной Т.В. – Ким С.В. возражал относительно удовлетворения жалобы, просил решение суда оставит без изменения.

                                                        Калинкина Т.В. и представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии с правилами статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, приходит к следующему.

Судом установлено, что Калинкиной Т.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 70,7 кв.м, кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>В, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Нежилое здание находится на земельном участке с кадастровым номером 91:02:003001:6, по адресу: <адрес>-В.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках переоформления ранее существующих прав на земельный участок между Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> был заключен договор аренды земельного участка .

Договором аренды земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополь от       ДД.ММ.ГГГГ заключенным между Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> и Калинкиной Т.В. предусмотрено, что предметом настоящего договора аренды выступает переданный в рамках договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный от 09.11.2006г.) земельный участок с кадастровым номером 91:02:003001:6, площадью 3.000 кв.м, расположенный по адресу: г, Севастополь, <адрес>-В.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям года Севастополя с заявлением о предоставлении в собственность расположенного под нежилым зданием земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказано в выкупе земельного участка на основании пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку предполагаемый к выкупу земельный участок находится в границах красных линий уличной дорожной сети, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2018г. -ПП следовательно, является ограниченным в обороте в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям года Севастополя с заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка и установлении арендной платы в размере земельного налога в соответствии с основными принципами определения арендной платы.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя было отказано, со ссылкой на Порядок расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящиеся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08.04.2019г. -ПП, и отсутствие оснований для применения положений Постановления .

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 129, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 27, 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», Методическими рекомендациями по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства , а также учитывая правовую позицию изложенную в решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ                          № АКПИ18-667 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, исходил из того, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя начислил Калинкиной Т.В. арендную плату без учета применения принципа определения арендной платы, установленного пунктом 7 Постановления в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, что является ошибочным, поскольку установленные Постановлением принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов

Доводы Департамента являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что размер арендной платы рассчитан ответчиком на основании Порядка расчета размера арендной платы за пользование земельными участками, находящихся в собственности города Севастополя и представленных в аренду без торгов, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 8 апреля 2019 года № 219-ПП, подлежат отклонению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года № 531 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582», вступившему в силу 12 августа 2017 года, основные принципы определения арендной платы дополнены еще одним принципом № 7, предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Судебная коллегия отмечает принцип верховенства федерального законодательства перед региональным.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного судом решения, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 14 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 13 июля 2021 года.

Председательствующий судья                            Ж.В. Григорова

Судьи:                                            О.И. Устинов

                                                И.А. Анашкина

33-1952/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Калинкина Татьяна Владимировна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Ким Сергей Вячеславович
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Устинов Олег Ильич
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
18.05.2021Передача дела судье
08.07.2021Судебное заседание
20.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2021Передано в экспедицию
08.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее