РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Ершовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Немнюгиной Л. Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) о включении периодов в стаж,
установил:
Немнюгина Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в льготном (полуторном) исчислении периодов с 05.05.2003 по 15.12.2006, с 18.12.2006 по 30.06.2008, а также в календарном исчислении периодов с 01.04.2014 по 03.11.2014, с 02.03.2015 по 11.09.2016, с 18.11.2003 по 18.12.2003, с 14.01.2009 по 12.02.2009, с 05.09.2013 по 01.10.2013, с 16.10.2012 по 19.10.2012, с 13.11.2012 по 16.11.2012, 24.12.2012, с 27.12.2012 по 29.12.2012, с 14.01.2013 по 17.01.2013, с 25.02.2013 по 28.02.2013, с 26.03.2013 по 29.03.2013, с 23.04.2013 по 26.04.2013, с 28.05.2013 по 31.05.2013, с 25.06.2013 по 28.06.2013, с 23.07.2013 по 26.07.2013, с 01.08.2013 по 02.08.2013, с 27.08.2013 по 28.08.2013, с 02.09.2013 по 04.09.2013, с 02.10.2013 по 04.10.2013, 31.10.2013, с 25.11.2013 по 28.11.2013, с 23.12.2013 по 26.12.2013, с 21.01.2014 по 24.01.2014, с 04.02.2014 по 07.02.2014, с 25.03.2014 по 28.03.2014, с 26.05.2014 по 29.05.2014, 24.07.2014, с 28.07.2014 по 30.07.2014, 06.08.2014, с 20.08.2014 по 29.08.2014, с 09.10.2014 по 10.10.2014.
В обоснование требований истец указала, что подавала в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчиком было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточным количеством специального стажа работы, связанного с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом из данного стажа работы исключен период работы в должности медицинской сестры специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Архангельской области с 01.04.2014 по 03.11.2014, период работы в ООО «Инвитро СПб» в должности медицинской сестры с 02.03.2015 по 11.09.2016, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением среднего заработка с 18.11.2003 по 18.12.2003, с 14.01.2009 по 12.02.2009, периоды дополнительных выходных дней, предоставленных как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, с 16.10.2012 по 19.10.2012, с 13.11.2012 по 16.11.2012, 24.12.2012, с 27.12.2012 по 29.12.2012, с 14.01.2013 по 17.01.2013, с 25.02.2013 по 28.02.2013, с 26.03.2013 по 29.03.2013, с 23.04.2013 по 26.04.2013, с 28.05.2013 по 31.05.2013, с 25.06.2013 по 28.06.2013, с 23.07.2013 по 26.07.2013, с 01.08.2013 по 02.08.2013, с 27.08.2013 по 28.08.2013, с 02.09.2013 по 04.09.2013, с 05.09.2013 по 01.10.2013, с 02.10.2013 по 04.10.2013, 31.10.2013, с 25.11.2013 по 28.11.2013, с 23.12.2013 по 26.12.2013, с 21.01.2014 по 24.01.2014, с 04.02.2014 по 07.02.2014, с 25.03.2014 по 28.03.2014, с 26.05.2014 по 29.05.2014, 24.07.2014, с 28.07.2014 по 30.07.2014, 06.08.2014, с 20.08.2014 по 29.08.2014, с 09.10.2014 по 10.10.2014. Кроме того, период работы в должности медицинской сестры перевязочной хирургического отделения №2 АОКБ с 05.05.2003 по 15.12.2006, период работы в должности операционной медицинской сестры (перевязочной) стоматологического отделения в войсковой части 554438 (ФГУ «191 ВГ ЛЕНВО») с 18.12.2006 по 30.06.2008 включены ответчиком в стаж работы, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в календарном исчислении вместо полуторного. Полагая исключение указанных периодов из специального стажа незаконным, истец обратилась в суд с заявленным иском.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев отказное (пенсионное) дело Немнюгиной Л.Н. №2000731, суд приходит к следующему.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии в настоящее время регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Закон № 400-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Немнюгина Л.Н., <Дата> года рождения, 19.09.2019 обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от 27.09.2019 № 1278 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, - 30 лет.
На день обращения за назначением пенсии установлены специальный стаж, предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения – 23 года 02 месяца 15 дней, страховой стаж – 26 лет 02 месяца 11 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в календарном исчислении – 24 года 10 месяцев 05 дней.
При этом из указанного решения и данных о стаже, имеющихся в отказном (пенсионном) деле Немнюгиной Л.Н. №2000731, следует, что оспариваемые истцом периоды не включены в специальный стаж.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 данного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 16,2 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» регламентировано, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (ч. 3 ст. 10).
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения Правительством РФ издано постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно пп. «н» п.1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, поименованы медицинские сестры больниц всех наименований.
Пунктом 3 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как указано в пункте 5 Правил № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 15 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы в специальных условиях, определяющих ее характер и влияющих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, могут быть отнесены иные доказательства, предусмотренные ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказы, расчетные книжки, наряды и т.п.).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на страховые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Судом установлено, что истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 04.12.1998.
Таким образом. оспариваемые истцом периоды имели место после ее регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Из трудовой книжки истца, справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, выданной ГБУЗ АО «АОКБ» 15.05.2019, следует, что с 05.05.2003 по 15.12.2006 истец работала в данном учреждении в должности медицинской сестры перевязочной хирургического отделения №2.
Из материалов отказного (пенсионного) дела Немнюгиной Л.Н. №2000731 следует, что указанный период (за исключением времени нахождения на курсах повышения квалификации с 18.11.2003 по 18.12.2003) включен пенсионным органом в стаж истца по п.20 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ в календарном исчислении.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила №781), согласно п.п. «б» п. 5 которых периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
В п. 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, являющегося приложением к Правилам № 781 (далее – Перечень № 781), указано, что право на льготное исчисление стажа имеют в отделениях хирургического профиля стационаров медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого - ортопедическом, туберкулезном для больных костно - суставным туберкулезом.
Таким образом, пенсионным законодательством льготное исчисление специального стажа осуществления лечебной деятельности предусмотрено в отношении конкретного и ограниченного перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала. Причем такой перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Из материалов дела следует, что в период с 05.05.2003 по 15.12.2006 Немнюгина Л.Н. работала в должности медсестры перевязочной хирургического отделения №2 ГБУЗ АО «АОКБ». Таким образом, структурное подразделение учреждения здравоохранения, в котором истцом осуществлялась трудовая деятельность в спорный период, не предусмотрено Перечнем № 781, что свидетельствует об отсутствии оснований для включения в специальный стаж лечебной деятельности истца данного периода в льготном исчислении.
Как следует из представленных представителем третьего лица сведений, в хирургическом отделении №2 ГБУЗ АО «АОКБ» в спорный период имелись койки отоларингологического профиля и челюстно-лицевого профиля, согласно штатному расписанию было 2 ставки медицинской сестры перевязочной хирургического отделения, в обязанности которой согласно должностной инструкции входят все виды перевязок.
При таких обстоятельствах, истцом в силу требований ст.56 ГПК РФ не подтверждено осуществление лечебной деятельности в спорные периоды в конкретных структурных подразделениях учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, предусмотренных соответствующими Перечнями.
Таким образом, период работы истца с 05.05.2003 по 17.11.2003, с 19.12.2003 по 15.12.2006 обоснованно включен в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Истцом также заявлены требования о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в льготном (полуторном) исчислении периода с 18.12.2006 по 30.06.2008.
Согласно трудовой книжке истца, 18.12.2006 истец принята на работу в войсковую часть 55438 города Архангельска в стоматологическое отделение (с зубопротезной лабораторией) на должность операционной медицинской сестры (перевязочной) 8 разряда на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, 01.01.2007 истцу присвоен 9 разряд операционной медицинской сестры (перевязочной), 02.05.2007 истец переведена в стоматологическое отделение (с зубопротезной лабораторией) на должность операционной медицинской сестры (перевязочной) 9 разряда на период отпуска по уходу за ребенком до трех лет, 12.10.2007 переведена в отоларингологическое отделение на должность палатной медицинской сестры 10 разряда, 16.04.2008 войсковая часть 55438 переименована в ФГУ «191 военный госпиталь Ленинградского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации, 30.06.2008 истец уволена в связи с сокращением численности работников. Аналогичные сведения содержатся в архивной справке от 24.04.2019 №2182.
Согласно п.6 Правил №781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В п. 1 Перечня № 781, указано, что право на льготное исчисление стажа имеют в отделениях хирургического профиля стационаров, в том числе челюстно-лицевой хирургии (стоматологическое), отоларингологическом, операционные медицинские сестры, включая старших.
Вместе с тем, должность истца поименована как операционная медицинская сестра (перевязочной), что не позволяет достоверно установить, выполняла ли она функции по должности операционной медицинской сестры или медицинской сестры перевязочной. Работодателем за указанные периоды переданы сведения за истца в систему обязательного пенсионного страхования без кода хирургической деятельности.
Истцом в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что истец участвовала в проведении хирургических операций, выполняла обязанности по должности операционной медицинской сестры, при этом профиль деятельности подразделения не соответствует требуемым для медицинской сестры перевязочной.
В период с 12.10.2007 по 30.06.2008 истец работала в отоларингологическом отделении на должности палатной медицинской сестры.
Указанным перечнем №781 предусмотрена возможность исчисления в льготном (полуторном) исчислении периодов работы медицинских сестер палатных только в отделениях (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, к которым структурное подразделение, в котором работала истец, не относится.
Проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что период работы истца в ФГУ «191 военный госпиталь Ленинградского военного округа» с 18.12.2006 по 30.06.2008 обоснованно включен пенсионным органом в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в календарном исчислении.
Кроме того, суд учитывает, что за указанные периоды работодателем переданы сведения за истца в систему обязательного пенсионного страхования без кода хирургической деятельности.
Относительно заявленного истцом периода работы в должности медицинской сестры специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Архангельской области с 01.04.2014 по 03.11.2014 суд приходит к следующему.
Из трудовой книжки истца и архивной справки УМВД России по Архангельской области от 18.04.2019 № 3/197801943725 следует, что истец 01.04.2014 принята на должность медицинской сестры 1 категории специального учреждения временного содержания иностранных граждан (на правах обособленного отдела) УФМС России по Архангельской области, 03.11.2014 трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» имеется должность «медицинская сестра», однако специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС перечнем учреждений не поименовано.
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из материалов дела усматривается, что истец состояла в штате специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Архангельской области.
Доказательств того, что истец в период с 01.04.2014 по 03.11.2014 состояла в штате здравпункта или медицинской части (в составе специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Архангельской области), являющихся структурным подразделением УФМС России по Архангельской области, представлено не было.
Таким образом, в спорный период истец осуществляла трудовую деятельность в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Архангельской области, которое не относится к учреждениям системы здравоохранения. При этом в нем не была выделена медицинская часть либо здравпункт, которые соответствовали бы структурным подразделениям, поименованным в п.6 Правил №781.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика обязанности включить в стаж работы в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с 01.04.2014 по 03.11.2014 надлежит отказать.
Согласно трудовой книжке истца и справке, уточняющей особый характер работ, выданной ООО «Инвитро СПб» 22.04.2019, истец с 02.03.2015 по 11.09.2016 работала в ООО «Инвитро СПб» в должности медицинской сестры Регионального подразделения г.Архангельск Отдела «Медицинские офисы».
Из выписки из индивидуального лицевого счета истца следует, что работодатель ООО «Инвитро СПб» за указанный период передавал за истца сведения без кода льготной работы.
В соответствии с положениями статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Согласно статье 66.2 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственные общества отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Согласно уставу общества с ограниченной ответственностью «Инвитро СПб» основной целью его деятельности, как коммерческой организации, является получение прибыли, также к числу основных видов деятельности, кроме организации оказания платных медицинских услуг (лабораторная диагностика, доврачебная медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, экспертная медицинская деятельность), отнесены в том числе маркетинговые услуги в сфере здравоохранения, медицинский менеджмент, менеджмент в медико-образовательной деятельности, новые организационные экономические технологии и системы управления территориальным здравоохранением, постдипломное образование, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации названная организация является коммерческой и, следовательно, не может быть отнесена к учреждению.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года №1920-О).
Проанализировав указанные обстоятельства и нормы права, поскольку наименование работодателя истца не соответствует Списку № 781, суд приходит к выводу о том, что требования истца о включении в стаж работы в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода работы в ООО «Инвитро СПб» с 02.03.2015 по 11.09.2016 не подлежат удовлетворению.
Согласно справкам, уточняющим особый характер работ или условиям труда, выданным работодателями ГБУЗ АО «АОКБ» и ГБУЗ АО «Первая городская больница им. Е.Е. Волосевич», истец направлялась работодателями на курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы в периоды с 18.11.2003 по 18.12.2003 (приказ №201-в от 13.11.2003), с 14.01.2009 по 12.02.2009 (приказ от 03.02.2009).
Из материалов настоящего дела, отказного пенсионного дела истца следует, что пенсионным органом не оспаривается факт работы истца в периоды, на которые приходятся периоды курсов повышения квалификации, в должности, предусмотренной соответствующими Списками, работа в которой засчитывается в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Исключение из стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов нахождения на курсах повышения квалификации при указанных обстоятельствах суд считает необоснованным по следующим основаниям.
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий предусмотрен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015.
В соответствии с пунктом 43 указанных Правил периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.
Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на курсы истец направлялась по решению работодателя, в данные периоды за ней сохранялась заработная плата.
При таких обстоятельствах отсутствие в сведениях персонифицированного учета в спорные периоды кода льготной деятельности не может влиять на право истца на их включение в специальный стаж, в данном случае права истца не должны ущемляться или ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 18.11.2003 по 18.12.2003, с 14.01.2009 по 12.02.2009 подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судом установлено, что в периоды с 16.10.2012 по 19.10.2012, с 13.11.2012 по 16.11.2012, 24.12.2012, с 27.12.2012 по 29.12.2012, с 14.01.2013 по 17.01.2013, с 25.02.2013 по 28.02.2013, с 26.03.2013 по 29.03.2013, с 23.04.2013 по 26.04.2013, с 28.05.2013 по 31.05.2013, с 25.06.2013 по 28.06.2013, с 23.07.2013 по 26.07.2013, с 01.08.2013 по 02.08.2013, с 27.08.2013 по 28.08.2013, с 02.09.2013 по 04.09.2013, с 05.09.2013 по 01.10.2013, с 02.10.2013 по 03.10.2013, 04.10.2013, 31.10.2013, с 25.11.2013 по 28.11.2013, с 23.12.2013 по 26.12.2013, с 21.01.2014 по 24.01.2014, с 04.02.2014 по 07.02.2014, с 25.03.2014 по 28.03.2014 истцу предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой ГБУЗ АО «Первая городская больница им. Е.Е. Волосевич» от 01.03.2019 №271.
В силу ст. 262 Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из п. 1 Постановления Минтруда Российской Федерации № 26, ФСС РФ № 34 от 04 апреля 2000 года «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми – инвалидами» четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.
Учитывая, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, производится в рамках трудовых отношений, государством предоставлена социальная гарантия для лиц, имеющих детей-инвалидов в виде дополнительных оплачиваемых выходных дней, указанная социальная гарантия должна предоставляться в полном объеме и не может лишать гражданина на досрочное пенсионное обеспечение и ставиться в зависимость от того, переданы ли работодателем за указанные периоды в персонифицированный учет соответствующие сведения.
При таких обстоятельствах ответчик необоснованно исключил спорные периоды дополнительных выходных дней из специального стажа истца, поскольку эти периоды неразрывно связаны с трудовой деятельностью истца, данные периоды для истца являлись оплачиваемыми. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, периоды с 16.10.2012 по 19.10.2012, с 13.11.2012 по 16.11.2012, 24.12.2012, с 27.12.2012 по 29.12.2012, с 14.01.2013 по 17.01.2013, с 25.02.2013 по 28.02.2013, с 26.03.2013 по 29.03.2013, с 23.04.2013 по 26.04.2013, с 28.05.2013 по 31.05.2013, с 25.06.2013 по 28.06.2013, с 23.07.2013 по 26.07.2013, с 01.08.2013 по 02.08.2013, с 27.08.2013 по 28.08.2013, с 02.09.2013 по 04.09.2013, с 05.09.2013 по 01.10.2013, с 02.10.2013 по 03.10.2013, 04.10.2013, 31.10.2013, с 25.11.2013 по 28.11.2013, с 23.12.2013 по 26.12.2013, с 21.01.2014 по 24.01.2014, с 04.02.2014 по 07.02.2014, с 25.03.2014 по 28.03.2014 подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Между тем, поскольку из решения пенсионного органа от 27.09.2019 и данных, имеющихся в отказном (пенсионном) деле истца, следует, что период с 01.04.2014 по 03.11.2014 не включен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», судом в удовлетворении требований истца в данной части отказано, оснований для включения в данный вид стажа периодов дополнительных выходных дней с 26.05.2014 по 29.05.2014, 24.07.2014, с 28.07.2014 по 30.07.2014, 06.08.2014, с 20.08.2014 по 29.08.2014, с 09.10.2014 по 10.10.2014 не имеется.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Немнюгиной Л. Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) о включении периодов в стаж удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить в стаж Немнюгиной Л. Н., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды с 18.11.2003 по 18.12.2003, с 14.01.2009 по 12.02.2009, с 16.10.2012 по 19.10.2012, с 13.11.2012 по 16.11.2012, 24.12.2012, с 27.12.2012 по 29.12.2012, с 14.01.2013 по 17.01.2013, с 25.02.2013 по 28.02.2013, с 26.03.2013 по 29.03.2013, с 23.04.2013 по 26.04.2013, с 28.05.2013 по 31.05.2013, с 25.06.2013 по 28.06.2013, с 23.07.2013 по 26.07.2013, с 01.08.2013 по 02.08.2013, с 27.08.2013 по 28.08.2013, с 02.09.2013 по 04.09.2013, с 05.09.2013 по 01.10.2013, с 02.10.2013 по 03.10.2013, 04.10.2013, 31.10.2013, с 25.11.2013 по 28.11.2013, с 23.12.2013 по 26.12.2013, с 21.01.2014 по 24.01.2014, с 04.02.2014 по 07.02.2014, с 25.03.2014 по 28.03.2014.
В удовлетворении исковых требований Немнюгиной Л. Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) в остальной части отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) в пользу Немнюгиной Л. Н. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова